Компенсация морального вреда по российскому законодательству | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 15.01.2018

Статья просмотрена: 1225 раз

Библиографическое описание:

Маросина, В. В. Компенсация морального вреда по российскому законодательству / В. В. Маросина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47798/ (дата обращения: 20.04.2024).



В Российской Федерации размеры компенсации морального вреда не определены законодательно. Рассмотрение этого вопроса в настоящей статье и использованных источников важно и своевременно, так как каждый гражданин имеет право на разумную компенсацию причиненного ему морального или физического ущерба.

Правовую трактовку морального ущерба дает Гражданский Кодекс Российской Федерации и резолюции в судебной практике. По стандартной классификации неимущественный (моральный) вред — это нравственные, либо же физические страдания человека вследствие действий другого лица. В отношении потребителей такой ущерб может возникнуть из-за продажи некачественного товара либо оказания услуг.

Моральный вред при нарушении прав потребителей могут получить:

‒ первичные покупатели;

‒ заказчики услуг или работ;

‒ вторичные потребители;

‒ продавцы-посредники;

‒ третьи лица.

Вопрос компенсации уже более 20 лет признается и допускается российским законом. Однако с развитием общества возникает необходимость совершенствования правового регулирования его институтов, в том числе и института компенсации морального вреда.

Во-первых, доработки требует понятийный аппарат, а именно само понятие «моральный вред», поскольку его законное определение нельзя отнести к точным законодательным дефинициям. Если толкование морального вреда как нравственных страданий не вызывает сомнений, то относительно физических страданий вопрос до сих пор не остается без внимания.

Во-вторых, неразрешенной как на практике, так и в теории проблемой является определение размера компенсации морального вреда. Законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет ни максимальный, ни минимальный размер компенсации. Все это требует глубокого анализа для того, чтобы выявить предложения для разрешения существующей проблемы.

В-третьих, «в последние годы объектом пристального внимания ученых являются правоотношения, возникающие по поводу защиты чести, достоинства и деловой репутации. Обусловлено это тем, что понятия «честь», «достоинство» и «деловая репутация» остаются недостаточно разработанными как в теории гражданского права, так и на законодательном уровне, а их защита путем компенсации морального вреда, особенно деловой репутации юридических лиц, — предметом теоретических и практических разногласий». [1, c.15]

Компенсация морального вреда в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» возможна, если:

‒ Было выявлено нарушение выполнения договора.

‒ Потребителю без оснований отказали в заключение договора. Речь идет и об устных договорных отношениях.

‒ Товар был произведен или изготовлен товар с нарушением рецептурных норм, технического описания или стандартов производства.

‒ Был продан вредный для потребителя товар.

‒ Не была предоставлена информация о правилах эксплуатации или использования приобретенного товара. При этом не имеет значение степень вины потребителя в ходе эксплуатации, если он не был уведомлен о запрете производить определенные действия.

Сегодня законодательство не прописывает размер компенсации морального вреда, причиненного потребителю. Имеется лишь уточнение, что возмещение неимущественного ущерба допустимо в денежном (рублевом) эквиваленте. При этом определение размера возмещения полностью предоставляется пострадавшей стороне. Однако заявленная сумма не обязательно должна быть выплачена в полном объеме. Допустимо два варианта урегулирования размера выплат:

‒ по соглашению;

‒ по усмотрению суда (нарушение прав потребителей должно соответствовать нормам разумности и объективности).

Вся сложность вытекает из размера компенсации морального вреда, а также установлении факта наличия самого морального вреда, его причинения. Согласно части 2 статьи 151 Гражданского Кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Данные положения дополняются пунктом 2 статьей 1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации: размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Естественно, что такое определение размера компенсации морального вреда не является единственным, как и не является исчерпывающим перечень понятия морального вреда. Обращаясь к судебной практике, можно заметить, что суды разных инстанций могут по-разному устанавливать размер компенсации морального вреда, иногда, преследуя эту цель, истец предоставляет медицинские выводы, либо выводы специалистов в иных областях, а иногда и выводы психолога, у которого он наблюдается. Такие способы доказательства не всегда имеют желаемое действие и влияют на принятие судьей решения, часто отсутствие больничного либо доказательств предоставления медицинской помощи является решающим обстоятельством для отказа в удовлетворении иска. [2, c.259]

Алгоритм действий пострадавшей стороны можно отразить так:

‒ Фиксация факта нанесения вреда.

‒ Установление причинно-следственной связи между действиями ответчика и ущербом истца.

‒ Подготовка искового заявление. От грамотного составления иска будет зависеть успех дела в суде.

‒ Подача заявления в суд.

‒ Принятие участия в процессе. В зависимости от хода дела могут понадобиться дополнительные ходатайства, заявления.

‒ Решения суда. Если итог процесса не удовлетворил истца, то в дальнейшем решение можно оспорить.

‒ Направление исполнительного листа судебному приставу для принудительного взыскания, в случае ответчик добровольно не исполняет предписанные судом требования.

Надо отметить, что судебная практика по возмещению морального вреда в целях защиты прав потребителей в Российской Федерации имеет региональные отличия. Отсутствие единого критерия, который бы определял размера ущерба. Нередко выплаты небольшие и соизмеримы стоимости договора, в котором прописывалось оказание услуг или продажа вещей. Однако сумма возмещения будет больше если имеются отягчающие обстоятельства: существенный ущерб здоровью, умысел, попытки скрыть заведомо известный факт (брак) и прочее.

Несмотря на то, что суд не должен принимать во внимание размер имущественного ущерба при оценке неимущественного вреда, в судебной практике существует некая связь между суммами компенсации за имущественный и нравственный вред. Материальный ущерб оценивается в большем объеме, чем моральный. Но даже в компенсации небольшой суммы за нанесение морального вреда может быть отказано, если истец недостаточно обосновал факт его нанесения.

На практике если сумма компенсации существенная о между вынесением судебного решения и получения компенсации может пройти больше года. Но, если сумма не большая, то процесс ускоряется.

Нужно отметить, полагаем необходимым отметить важность проблемы определения размера компенсации морального вреда и отсутствие законодательно закрепленных ее границ. В то же время законодатель вполне приемлемо урегулировал порядок и критерии определения размера компенсации морального вреда. Законность, обоснованность, разумность и справедливость являются базовыми принципами, которыми руководствуются судьи при рассмотрении споров в каждом конкретном случае. Также эти понятия и определяют «границы» судебного усмотрения при рассмотрении вышеуказанных дел. При определении размера компенсации судами также верно учитываются индивидуальные особенности потерпевшего и связанная с ними степень перенесенных страданий, характер страданий, степень вины потерпевшего и причинителя вреда, фактические обстоятельства, связанные с возникновением морального вреда.

При разрешении конкретных, в том числе трудовых, дел, кроме вышеуказанных критериев, целесообразно учитывать в качестве индивидуальных особенностей возраст работника, состояние его здоровья. В качестве заслуживающих внимания обстоятельств должны учитываться последствия нарушения прав работника (заболевание, прекращение учебы и т. п.), тяжесть дисциплинарного взыскания, наличие предшествующих взысканий и сложившаяся трудовая репутация работника в организации. [3, c.172–173]

Применение судебного решения при определении размера компенсации морального вреда может снизить эффективность устройство защиты прав граждан, которым причинен моральный ущерб. Но и полностью исключить судебного вмешательства не получится. Поэтому необходимо разработать четкие границы и направление деятельности судьи в рамках этого дела. Для этого нужно распределить по группам закрепленные в законе критерии размера компенсации морального вреда через внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Подводя итог, можно сказать, что законодательство предоставило много возможностей истцу для защиты своих собственных прав и интересов. В большинстве случаем потребитель моет самостоятельно, зная закон, урегулировать сложившийся спор, не прибегая при этом к помощи компетентных органов. Единственное требование — это знание своих прав. А это значит, что населению необходима качественная и постоянная работа в целях информирования и образования населения с сфере защиты собственных прав. Поскольку именно знание Закона «О защите прав потребителей» способствует не допущению преступлений посягающих на права потребителей, а в некоторых случаях и вовсе досудебному урегулированию конфликта.

Литература:

1. Редько Е. П. Компенсация морального вреда как способ защиты гражданских прав: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Иркутск, 2009.

2. Наука и образование: сохраняя прошлое: создаем будущее, Сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Издательство: «Наука и Просвещение», 2017

3. Вестник Удмуртского Университета. Серия экономика и право, Издательство: Удмуртский государственный университет (Ижевск) 2013

Основные термины (генерируются автоматически): моральный вред, размер компенсации, Российская Федерация, Гражданский кодекс, потребитель, судебная практика, суд, деловая репутация, моральный ущерб, судебное решение.


Похожие статьи

Критерии определения размера компенсации морального вреда

Ключевые слова:моральный вред, компенсация морального вреда, сумма компенсации морального вреда, судебная практика компенсации морального вреда, критерии

В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что если...

Компенсация репутационного вреда юридическим лицам

юридическое лицо, моральный вред, деловая репутация, судебная практика, компенсация, нематериальный вред, Верховный Суд, вред, Российская Федерация, неимущественный вред.

Проблемы возмещения морального вреда в Российской...

моральный вред, размер компенсации, деловая репутация, вид диффамации, уголовная ответственность, судебная практика, судебная защита, российское законодательство, массовая информация, Россия.

Проблемные вопросы компенсации морального вреда

Ключевые слова: моральный вред, компенсация морального вреда, проблемы, практика, критерии, законодательство, закон, ГК РФ. Определение размера компенсации морального вреда относится к одному из проблемных вопросов гражданского правового института.

Компенсация морального вреда как способ защиты чести...

моральный вред, ГК РФ, деловая репутация, страдание, благо, РФ, Российская Федерация, размер компенсации, причинение вреда, судебная практика.

Возмещение морального вреда при перевозке пассажиров...

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): моральный вред, ГК РФ, пассажир, компенсация, потребитель, общее правило, транспортное средство, имущественный вред, перевозка пассажиров, гражданин.

К вопросу о возмещении морального (нематериального...)

Ключевые слова: юридическое лицо, моральный вред, нематериальный вред, репутационный вред, деловая репутация, способы защиты.

О компенсации именно морального вреда юридическим лицам Верховный Суд РФ никогда не говорил» [7, с. 3].

Компенсация морального вреда юридическому лицу

В статье рассмотрена современная проблема судебной практики о взыскании компенсации морального вреда юридическому лицу; отмечено влияние практики Европейского Суда на принятия решений национальными судами.

Возмещение нематериального (репутационного) вреда...

Ключевые слова: вред, защита деловой репутации, компенсация нематериального (репутационного) вреда

Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц предусмотрена статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Похожие статьи

Критерии определения размера компенсации морального вреда

Ключевые слова:моральный вред, компенсация морального вреда, сумма компенсации морального вреда, судебная практика компенсации морального вреда, критерии

В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что если...

Компенсация репутационного вреда юридическим лицам

юридическое лицо, моральный вред, деловая репутация, судебная практика, компенсация, нематериальный вред, Верховный Суд, вред, Российская Федерация, неимущественный вред.

Проблемы возмещения морального вреда в Российской...

моральный вред, размер компенсации, деловая репутация, вид диффамации, уголовная ответственность, судебная практика, судебная защита, российское законодательство, массовая информация, Россия.

Проблемные вопросы компенсации морального вреда

Ключевые слова: моральный вред, компенсация морального вреда, проблемы, практика, критерии, законодательство, закон, ГК РФ. Определение размера компенсации морального вреда относится к одному из проблемных вопросов гражданского правового института.

Компенсация морального вреда как способ защиты чести...

моральный вред, ГК РФ, деловая репутация, страдание, благо, РФ, Российская Федерация, размер компенсации, причинение вреда, судебная практика.

Возмещение морального вреда при перевозке пассажиров...

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): моральный вред, ГК РФ, пассажир, компенсация, потребитель, общее правило, транспортное средство, имущественный вред, перевозка пассажиров, гражданин.

К вопросу о возмещении морального (нематериального...)

Ключевые слова: юридическое лицо, моральный вред, нематериальный вред, репутационный вред, деловая репутация, способы защиты.

О компенсации именно морального вреда юридическим лицам Верховный Суд РФ никогда не говорил» [7, с. 3].

Компенсация морального вреда юридическому лицу

В статье рассмотрена современная проблема судебной практики о взыскании компенсации морального вреда юридическому лицу; отмечено влияние практики Европейского Суда на принятия решений национальными судами.

Возмещение нематериального (репутационного) вреда...

Ключевые слова: вред, защита деловой репутации, компенсация нематериального (репутационного) вреда

Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц предусмотрена статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Задать вопрос