Цель — рассмотреть инклюзивное образование, как систему основываюсь на опыте США.
Задачи:
- выявить критерии инклюзивного образования, как системы.
- провести анализ инклюзивного образования в США.
- выявить проблемы инклюзивного образования в настоящее время.
Инклюзивное (от анг. «inclusion» включение) образование — это долгосрочная стратегия, представляющая собой построение такой образовательной среды, которая позволит каждому ребенку, включая детей, имеющих серьезные отклонения в психофизическом, эмоциональном, социальном и других аспектах развития, обучаться совместно в общеобразовательном учреждении, но на уровне своих возможностей. [1, с. 37]
Основополагающим элементом в образовательной системе инклюзивное образование стало не так давно. В 1988 г. на Всемирной конференции «Образование для всех» в Джомпьене. [2] Первые разработки и проекты за рубежом начались в 70-х годах XX века.
Инклюзивное образование — это сложный процесс, где основными критериями служат:
- психологическая, методическая, техническая готовность образовательных учреждений.
- готовность всех участников процесса: дети с ОВЗ, их родители, нормально развивающихся учащихся, и их родителей, образовательный состав, администрации и государства.
- Адаптация внешней среды к инклюзивному образованию.
К настоящему времени накоплен большой опыт: учебно-методический комплекс, законодательная база, технологическое и экономическое обеспечение. На сегодняшний момент более 40 стран мира используют инклюзивное образование в общеобразовательном процессе.
Рассмотрим развитие инклюзивного образования, на примере, США. США является страной с развитой системой инклюзивного образования. Вопрос об интеграции детей-инвалидов был поднят на Конгрессе США в 1973 и был закреплен законодательно. Основная цель закона заключается в интеграции — обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах с предоставлением по мере необходимости дополнительной помощи. С 80 — х г. XX века разрабатывается программа «Инклюжен», которая действует и в настоящее время. Основная цель которой создать все условия для детей с ОВЗ, чтобы они могли пользоваться услугами, с той же простотой, как и обычный человек. Каждое учреждение должно приспосабливаться ко всем детям, вне зависимости от их социальных, эмоциональных, психологических или других особенностей. Тем самым учитываются индивидуальные потребности учащихся на этапе планирования образовательного процесса. Его разработка осуществляется по следующим критериям: реалистичность, уровень достижения, возможность оценки, активность. Индивидуальный подход распространяется и на рабочее место, где учитываются также потребности и меры ограничений. Нужно отметить, что в США не отказываются от специализированных школ.
Активную деятельность ведется со стороны государства в 80 — е годы XX века начался процесс построек новых учреждений, переустройство, где учитывались различные потребности детей с ОВЗ. При нарушении норм, применяются жесткие санкции. [3]
Нужно отметить, что данные методики и технологии осуществляются в пределах всей страны. Государственный заказ выполняется, обучающиеся с ОВЗ имеют возможность дальнейшего трудоустройства. Тем самым можно сделать вывод, что внешняя среда адаптирована к данному процессу.
При анализе американского опыта, можно сделать вывод, что достигнуто много результатов в данном направлении. По мнению большинства зарубежных специалистов существует целый комплекс проблем: профессиональная подготовка педагогического состава, взаимодействие между детьми с ОВЗ со здоровыми, адаптация внешней среды к данному процессу. Данные проблемы — это результат постоянной инновационной модернизации. В связи с этим стоит рассматривать инклюзивного образования как инновационную систему, которая должна отвечать существенным преобразованиям, что позволит решительным образом улучшить работу всех подсистем образования.
Качество инклюзивного образования, как инновационной системы требует практического исследования, поэтому в данной статье ограничимся теоретическими данными
Литература:
- Кузнецова Л. В. Стигматизация как социально-психологический барьер на пути интеграции и социализации / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Т. Н. Прилепская // Проблемы подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков. Ч. II. — София — М.: ПГПУ, 2001. — 240 с.
- Малофеев Н. Н. Совместное воспитание и обучение — закономерные этапы развития системы образования/ Н. Н. Малофеев, М. М. Марковия, Н. Н. Шматко // ДОУ. — М.: Сфера, 2010. — № 6. — 129с.
- Ардзинба В. А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». — 2010, № 5, http://www. psyedu.ru/files/articles/2282/pdf_version.pdf-С. 23–29.