Одним из главных этапов в истории развития системы органов внутренних дел можно считать приход к власти в России царя-реформатора Петра I, который и ввел в обиход слово «Полиция» Термин «Полиция» происходит от древнегреческого слова «Полития», что в переводе дословно означает городское государственное устройство. Можно сказать, что это одна из немногих сохранившихся до наших дней форм общественного управления государством.
Образование полиции во времена Петра I было вызвано множеством причин. Одной из предпосылок был большой разгул преступности. Во времена петровского правления в Липецком уезде Тамбовской губернии орудовал особо опасный вор и разбойник по кличке Сирот. Рядом со своим «логовом» он построил земляное укрепление на военный манер, одел банду в мундиры и окружил себя караулом с ружьями и шпагами. Очень долго Сирот держал в страхе всю округу. А вот под городом Воронеж разбойники захватили три пушки и отстреливались от солдат, которые были посланы ловить их, картечью. По этой причине, для того чтобы противостоять бандитам, государству были необходимы внутренние войска, в роли которых и оказалась полиция.
В середине восемнадцатого века происходило окончательное закрепощение крестьян, что привело к напряженности в обществе, вследствие чего стало необходимо усиление контроля со стороны государства за всеми сторонами жизни общества.
Одним из факторов приблизивший процесс укрепления российского государственного механизма стала внешняя военная опасность со стороны соседствующих государств. [1]
Закономерным следствием развития России во второй половине семнадцатого начале восемнадцатого века стало утверждение абсолютной монархии — формы правления, при которой единственным источником власти является монарх, который правит, опираясь на бюрократический аппарат, регулярную армию и постоянную полицию.
Восемнадцатый век можно считать веком рождения Российской империи. Это связано с преобразовательной деятельностью Петра I. Во время правления Петра I произошло много преобразований всех сторон жизни и общества, которые привели к серьезным изменениям.
Рычагом, а также инструментом преобразования явилось государство, аппарат которого был усовершенствован и изменен Петром I.
Главной целью Петра I было образование «регулярного» или «полицейского» государства, в котором общество должно было жить по законам, инструкциям, регламентам, которые охватывали все стороны личной и общественной жизни.
В начале правления Петра I, все его силы и усилия были направлены на ведение войны со Швецией, то после победы, Петра I стала волновать проблема усовершенствования системы государственного управления. Царем был создан Правительствующий Сенат, созданы коллегии, проведена административная реформа.
Зарубежный опыт использовался Петром I для создания органов центрального управления. К реорганизации управления страной привлекались зарубежные ученые, государствоведы и администраторы, такие как Готфрид Вильгельм Лейбниц, который предлагал преобразовать специальную полицейскую коллегию, которая должна была формировать полицейские учреждения и управлять ими, однако создание системы новых полицейских органов пошло по другому пути. Как и большинство реформ Петра I. Полицейская реформа была проведена без особого плана и подготовки.
Основанная Петром I столица должна была стать административным центром государства и служить образцом организации новой жизни в Санкт-Петербурге. Регулирование строительства, скопление огромных масс людей, преимущественно мужского пола, вызвали необходимость усовершенствования управление, в первую очередь полицейское.
Одним из нововведений царя стала образованная указами от 25 мая и 7 июня 1718 года канцелярия полицейских дел. Руководителем канцелярии (генерал-полицмейстером) был назначен Антон Мануилович Девиер (1682(?)–1745).
Полиция была создана как орган, на который были возложены задачи обеспечения «добрых гражданских порядков». Задачи полиции наиболее ярко наиболее ярко были отмечены в Регламенте Главному магистрату 1721 г., в котором упоминалось, что “полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности”.
Важностью этих задач являлся тот фак, что данные задачи были сформулированы Петром I лично и назывались «Пункты, данные Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру» в которых раскрывались основные направления деятельности и работы полиции, ее роль и место в государстве.
Разработанную Петром I программу можно разделить на три группы согласно обязанностям полиции:
- Обязанности по надзору за благоустройством и санитарией (п.п. 1–6).
- Обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью (п.п. 7, 9–13).
- Обязанности по обеспечению пожарной безопасности (п.п. 8, 12, 13).
Название канцелярии не было законодательно определено и создавалось как исполненный аппарат, во главе которого стоял генерал-полицмейстер. В официальных документах первоначально оно называлось «генерал-полицмейстерской канцелярией», затем было переименовано в «канцелярию Девиера». Со временем за ним закрепляется название «полицмейстерской канцелярии» или «канцелярии полицмейстерских дел».
В 1722 году в Москве была учреждена должность обер-полицмейстера, который подчинялся генерал-полицмейстеру. Задачей обер-полицмейстера было создание регулярной полиции в Москве. Вместе с должностью обер-полицмейстера была образована Московская полицмейстерская канцелярия, которая подчинялась полицмейстерской канцелярии в Петербурге, и называлась Главной или Государственной, и являлась центральным учреждением по управлению полицией. [2]
Управление Московской полицмейстерской канцелярией, как и Главной (Петербургской), формально строилось на коллегиальных началах. Руководящие должности занимал обер-полицмейстер и еще один «судья», офицера в звании майора или подполковника, являвшегося заместителем обер-полицмейстера, который, как и генерал-полицмейстер, был руководителем московской полиции.
Исходя из сословной структуры феодального общества, где каждое сословие обладало передающимся по наследству правовым статусом, имевшим отличие от других сословий, полиция следила, чтобы подданные вели образ жизни, который был предписан каждому сословию и носили присвоенную каждому сословию прическу, одежду и т. п.
Жалование и провиант полицейские получали наравне с военнослужащими. Жалованья майору полиции в 1718 г. в год полагалось 168 р., капитану — 96 р., прапорщику — 50 р., вахмистру — 14 р. 40 к., сержанту — 10 р. 08 к. и 7 р. 20 к., каптенармусам — 13 р. 68 к. и 9 р. 71 к., капралам — по 6 р. и 6 р. 96 к., писарям — по 8 р. 04 к. и 6 р. 96 к., рядовым — по 7 р. 20 к. и 6 р. В Главном Комиссариате штаб и обер-офицеры полицмейстерской канцелярии, и их денщики получали провиант, амуницию и жалованье.
Армейские офицеры переводились на службу в полиции, а низшие полицейские чины формировали из унтер-офицеров и солдат старшего возраста, исполняющих рекрутскую повинность и не пригодных к службе в полевых войсках. Для помощи полиции часто направлялись воинские команды, а для охраны общественного порядка привлекались местное население по одному человеку с каждых десяти дворов, а в качестве главного над ними, один человек с каждых ста дворов.
К 1721 года весь персонал полиции Петербурга не превышал ста человек. В принудительном порядке граждане направлялись на службу в полиции. Формирование полицейского аппарата сталкивалась с такими проблемами как нехватка квалифицированных кадров, невозможность переезда в город Петербург. Служба в полиции мало поощрялась правительством и не была популярной.
При широкой компетенции и большими объемами делопроизводства штат полиции нельзя было назвать многочисленным. [3]
В первой четверти XVIII в. полицейские канцелярии имели достаточно широкие полномочия в расследовании уголовных дел и их судебного рассмотрения. В полицейских канцеляриях проводилось дознание, а также предварительное следствие и суд по всем обнаруженным преступлениям. Такая функция как исполнение приговора так же возлагалась на полицию.
Полицейские чиновники запугивали население. Одно имя генерал-полицмейстера внушало ужас жителям Петербурга. Людей наказывали за всякое невыполнение или промедление в исполнении различных законов правительства, полицейские чиновники наряду с жителями сами погрязли в казнокрадстве и злоупотреблении своими полномочиями. [4]
Так и не завершенной осталась полицейская реформа Петра I. Происходило становления регулярной полиции в первой четверти восемнадцатого века, но полностью установление ее, как и больших частей государственного механизма, тогда не произошло. Однако определились сложившиеся на практике за семь лет основные функции и задачи полиции, ее регулярность и независимость от народа. Частью административного аппарата являлась общая полиция, которая была отделена от политического сыска и не принимала активного участия в политических преобразованиях, но ее образование имело политический смысл. Своими грубыми и жесткими методами деятельности полиция во времена Петра I приобрела себе недобрую славу, несмотря на то, что защищала установленный порядок в обществе. [5]
Литература:
- А. В. Лобанов, Г. Г. Широков. История полиции России. — СПб.: Северо-Западный институт повышения квалификации ФСКН России, 2015. — 200 с.
- В. В. Рыбников, Г. В. Алексушин. История правоохранительных органов Отечества. — М.: Щит-М, 2016. — 294 с.
- Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин., А. Е. Епифанов. История отечественных органов внутренних дел. — М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2015. — 336 с.
- Ю. А. Реент. История правоохранительных органов: полицейские и тюремные структуры России. — Рязань: Щит-М, 2016. — 206 с.
- Ю. Е. Аврутин. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2015. — 501 с.