Вклад зрительно-пространственного восприятия в школьную успеваемость ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шеботинова, Е. А. Вклад зрительно-пространственного восприятия в школьную успеваемость ребенка / Е. А. Шеботинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47699/ (дата обращения: 19.04.2024).



Проведен анализ представленных в литературе исследований зрительно-пространственного восприятия, выявивший наличие существенной проблемы, связанной с большим количеством (до 30% в отдельных исследованиях) младших школьников, имеющих дефицит в данной сфере [1; 2]. Проанализировано влияние степени сформированности зрительно-пространственного восприятия на освоение процессов письма, счета, чтения. Сделаны выводы о необходимости диагностики состояния зрительно-пространственных функций с целью выявления и своевременной коррекции школьной неуспеваемости ребенка.

Ключевые слова: восприятие, зрительное восприятие, зрительно-пространственные функции, детская нейропсихология, младший школьный возраст, школьная успеваемость.

Младший школьный возраст характеризуется переходом ребенка к учебной деятельности, которая ставит новые задачи перед ребенком, определяющие ход дальнейшего формирования психических функций.

Наиболее высоким уровнем в иерархии зрительных процессов выступает уровень пространственных представлений. Пространственные компоненты зрительного восприятия играют важную роль в овладении письмом, счетом, чтением – тех дисциплин, которые активно начинают осваиваться ребенком в школе. Наличие трудностей в реализации процесса обучения в младшем школьном возрасте может стать причиной когнитивного недоразвития.

Зрительное восприятие, как и другие высшие психические функции, представляет собой многокомпонентную систему, развивающуюся гетерохронно. Наряду с процессом возрастного совершенствования всех компонентов зрительного восприятия, отмечается тенденция к замедлению темпов формирования отдельных из них, что подтверждается множеством исследований (Н. Г. Манелис, 1999; Л. В. Морозова, 2008; М. М. Безруких, Н. Н. Теребова, 2008 и др.) [1; 2; 3, с. 870-877]. Следствием этой гетерохронности является специфика функционирования системы восприятия в различные возрастные периоды. При анализе зрительно-пространственных функций учитывается ряд параметров: стратегия, выраженность структурно-топологических, координатных, метрических и проекционных представлений. Они также имеют свою возрастную специфику, объясняемую гетерохронным развитием.

Формирование отдельных компонентов зрительно-пространственного восприятия длится достаточно долго в онтогенезе; пространственные ошибки у детей могут встречаться вплоть до 10 лет. При этом имеется определенная последовательность формирования пространственных отношений, что отражается в неодинаковом исчезновении ошибок при реализации зрительно-пространственных функций. Согласно проведенным исследованиям (Н. Г. Манелис, 1999) первыми пропадают поворот на 90 градусов (встречается только до 5 лет), топологические и координатные ошибки (сохраняются до 7 лет; при этом от 5 к 6 годам отмечается резкое снижение и тех, и других); последними пропадают метрические ошибки, сохраняющиеся вплоть до 10 лет. Нетипичным для детей является использование хаотичной стратегии зрительно-конструктивной деятельности после 5 лет. После 5 лет до 10-12 лет ребенком реализуется целостная и поэлементная стратегии с последующим преобладанием целостной [3, с.870-877].

Ошибки делают как неуспевающие, так и успевающие дети, разница состоит лишь в концентрации определенного числа ошибок, и, во-вторых, что кроме специальных для данного учебного предмета ошибок (например, арифметических или графических), имеются ошибки общего характера, в которых проявляются трудности в овладении детьми пространственными отношениями в любой области обучения (Б. Г. Ананьев, 1964). Недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций может проявляться:

1) в чтении, в виде пространственного неразличения сходных по начертанию букв (в-р), затруднения ориентации в тексте (переход от строчки к строчке), что затрудняет переход к беглому чтению;

2) в письме, в виде неумения соотнести букву и линии тетради, т.е. ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв (т-ш, и-п), зеркальных ошибок вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону, как следствие этого ошибки типа смешения (е-з, с-э, р-д);

3) в арифметике, в виде ошибочного написания цифр (9 вместо 6, 6 вместо 9, 5 вместо 2 и т. д.), неумения расположить симметрично запись примеров в тетради;

4) в рисовании (что имеет значение для последующего освоения геометрических представлений) в виде: глазомерных ошибок при наблюдении, неумении расположить рисунок на пространстве листа, трудностях в овладении пропорцией в рисунке [4, c. 121-143].

Во многих современных исследованиях отмечается, что состояние зрительно-пространственных функций является значимым предиктором школьной успеваемости ребенка, приводятся данные о связи уровня сформированности этих функций, с успешностью освоения школьных дисциплин. В частности, некоторые исследователи выделяют в качестве предиктора математических способностей зрительно-пространственную память (Bull R., Espy K.A., Wiebe S.S., 2008). Grissmer (2010) указывает на наличие связи между способностью к пониманию пространственных отношений при копированию рисунка по образцу и навыками математики и чтения. Cameron (2012) отмечает прогностическое значение способности к копированию для освоения навыков чтения. В исследовании детей от 5 до 18 лет, проведенном A.G. Carlson, E.R. Curby, T.W.Curby (2013) и направленном на выявление предикторов освоения математики, чтения и письма, также наиболее прогностически значимым для математики и письма оказалась способность к копированию, (ставшая более значимой, чем IQ, пол, социоэкономический статус, зрительно-моторная интеграция); прогностическая значимость для навыков чтения установлена не была [5, 6]. Таким образом, большинство исследователей делает вывод о прогностической значимости для навыков математики и письма сформированности зрительно-пространственной интеграции (копировании образца), то есть таких способностей, как восприятие зрительной информации и ее интеграция с моторными действиями, включающая оценку положения объекта, его частей, и направленность движений.

Отмечаемая рядом исследователей роль зрительно-моторных координаций в формировании пространственных представлений делает актуальной задачу разработки и сопоставления различных методов диагностики степени сформированности зрительно-пространственных представлений и сопоставление их с возрастной нормой для своевременного выявления и коррекции школьной неуспеваемости ребенка.

Представляется перспективной задача сопоставления диагностической значимости разных методических приемов. С одной стороны, это ряд графических проб, в которых перед испытуемым ставится задача дать анализ пространственного расположения линий, составляющих фигуры, и либо обнаружить сходство и различие между зеркально расположенными линиями и фигурами, либо же срисовать эти фигуры (А. Р. Лурия, 1962) [7, c. 309-311]. С другой стороны, такие методики диагностики зрительно-пространственных функций у детей, как фигуры Рея-Остеррица и Тейлора, методики оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет (М. М. Безруких и Л. В Морозовой), тест перцептивных возможностей (TVPS-3; Nancy A. Martin).

Литература:

  1. Безруких М. М., Теребова Н. Н. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Физиология человека. — 2009. — №6. — c. 37-42.
  2. Морозова Л. В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет: автореф. дис. … д-ра биол. наук. Поморский гос. университет, Архангельск, 2008.
  3. Манелис Н. Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. – Нейропсихология: Хрестоматия 3-е изд. /Под ред. Е. Д. Хомской — СПб.: Питер, 2010.
  4. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964.
  5. Carlson A. G., Rowe E., Curby T. W. Disentangling fine motor skills' relations to academic achievement: the relative contributions of visual-spatial integration and visual-motor coordination // The Journal of Genetic Psychology. — 2013. — №174:5. — С. 514-533.
  6. Barnes M. A., Raghubar K. P. Mathematics development and difficulties: the role of visual-spatial perception and other cognitive skills // Pediatr Blood Cancer. — 2014. — №61. — С. 1729-1733.
  7. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Издательство Московского университета, 1962.
  8. Nancy A. Martin. Test of Visual Perceptual Skills – third edition. — Novato, California: Academic Therapy Publications, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): зрительное восприятие, зрительно-пространственное восприятие, младший школьный возраст, ребенок, функция, навык математики, ошибка, представление, прогностическая значимость, школьная неуспеваемость ребенка.


Похожие статьи

Нарушение пространственных представлений как признак...

Можно отметить недостаточную изученность зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста. Одной из основных причин школьной неуспеваемости является парциальное отставание в развитии психических функций.

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале...

Восприятие обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка, поэтому ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия» [2, с.140].

Исследование развития фонематического восприятия у детей...

Библиографическое описание: Куренкова В. А. Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного

Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляется с программными требованиями детского сада и не готовы к школьному обучению.

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

– несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; – несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования [5].

Экспериментальное исследование особенностей нарушений...

Основные термины (генерируются автоматически): ошибка письма, ошибка, ребенок, младший школьный возраст, III, наличие, несформированность анализа структуры предложения, корн слова, выполнение

Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста.

Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической...

Это развивает у ребёнка пространственное восприятие.

Главным разделом работы по устранению предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте является развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни...

Похожие статьи

Нарушение пространственных представлений как признак...

Можно отметить недостаточную изученность зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста. Одной из основных причин школьной неуспеваемости является парциальное отставание в развитии психических функций.

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале...

Восприятие обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка, поэтому ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия» [2, с.140].

Исследование развития фонематического восприятия у детей...

Библиографическое описание: Куренкова В. А. Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного

Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляется с программными требованиями детского сада и не готовы к школьному обучению.

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

– несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; – несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования [5].

Экспериментальное исследование особенностей нарушений...

Основные термины (генерируются автоматически): ошибка письма, ошибка, ребенок, младший школьный возраст, III, наличие, несформированность анализа структуры предложения, корн слова, выполнение

Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста.

Коррекция оптической дисграфии: профилактика оптической...

Это развивает у ребёнка пространственное восприятие.

Главным разделом работы по устранению предпосылок оптической дисграфии в дошкольном возрасте является развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни...

Задать вопрос