Волонтёрство в отделении детской онкологии и иммунологии как получение профессионального опыта клинического психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Теплякова, С. А. Волонтёрство в отделении детской онкологии и иммунологии как получение профессионального опыта клинического психолога / С. А. Теплякова, С. В. Есина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47697/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматривается волонтерская деятельность студентов психолого-социального факультета в отделении детской онкологии и иммунологии как один из этапов профессионального становления личности. Студенты получают практический опыт профессиональной деятельности клинического психолога, знакомятся со спецификой работы онкопсихологов, а также понимают, какие профессионально-важные качества, необходимы для работы в онкологическом стационаре.

Ключевые слова: онкопсихология, детская онкология, волонтерство, гематология, практический опыт, профессиональное становление личности.

Актуальность: Любому клиническому психологу необходим не только набор теоретических знаний, но и практическая деятельность, позволяющая выработать определенные навыки взаимодействия с клиентом (пациентом), его родственниками и коллегами по «цеху». Начинать получать профессиональный опыт следует на младших курсах обучения в высшем учебном заведении, чтобы был базис знаний, умений и навыков выполнения профессиональной деятельности (работы с пациентом/клиентом, его родственниками) по окончании ВУЗа. Что обеспечит плавное вхождение в профессию, более детальное знакомство с ней, понимание своего места и адаптацию уже готового специалиста к эффективному исполнению своих профессиональных обязанностей. Волонтерство является одним из способов знакомства с практической стороной профессии.

Объект исследования: волонтерская деятельность студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова.

Предмет исследования: волонтерство студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова в отделении детской онкологии и иммунологии как способ получения ими опыта профессиональной деятельности клинического психолога.

Цель: Выявить особенности волонтерской деятельности студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова в отделении детской онкологии и иммунологии как способ получения ими практического опыта работы клинического психолога.

Для достижения поставленной цели нами быливыполнены следующие задачи:

1) Анализ литературы по теме исследования;

2) Наблюдение за работой волонтеров;

3) Опрос волонтеров–студентов Психолого-социального факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, работающих в отделениях детской онкологии и иммунологии;

4) Анализ и обобщение результатов наблюдения и опроса волонтеров.

Методы исследования:

 наблюдение;

 клиническая беседа;

 анализ литературных источников по теме исследования.

Респонденты: исследование проводилось в период с 04 сентября 2017 года по 20 ноября 2017 года. В нем приняли участие 4 студента 2 и 3 курса Психолого-социального факультета РНИМУ им Н. И. Пирогова, обучающиеся по специальности «Клиническая психология» в возрасте от 18 до 20 лет и являющиеся действующими волонтерами в отделениях детской онкологии. Все респонденты женского пола.

Результаты: В ходе исследования нами были получены следующие результаты. В научной литературе все чаще отмечается волонтерство, как один из способов получения необходимых практических навыков, знакомства с профессией [3], что является одним из этапов профессионального становления личности [1, 2]. При этом волонтерская деятельность требует специальной подготовки. Например, волонтерство в лечебных заведениях требует определенных медицинских и психологических знаний: список диагнозов, которые могут встретиться в волонтерской практике, знание на минимальном уровне этиологии и патогенеза заболевания, а также обладать рядом качеств, таких, как дисциплинированность, ответственность, внимательность, самокритичность и энтузиазм. Помимо этого важно умение общаться с людьми разных возрастных категорий (дети, их родители), умение находить индивидуальный подход к каждому пациенту, принимать его уникальность.

К сожалению, волонтер-психолог не имеет права напрямую, как специалист, использовать большую часть своих знаний, но может применять различные приемы из арт-терапии, анализировать творческие работы своих подопечных, которые регулярно делают поделки своими руками, рисуют или фотографируют. Волонтер не проводит диагностику и профилактику, только лишь сопровождает ребенка в течение его нахождения в стационаре: ходит вместе с пациентами в процедурные кабинеты, присутствует при проведении с детьми лечебных мероприятий, а иногда (при разрешении врача) выводит пациентов на прогулку и присутствует на различных праздничных мероприятиях.

Такое тесное взаимодействие с пациентами, их родственниками позволяет волонтерам лучше понять пациентов (их родственников), их потребности, психические состояния и отследить процесс адаптации ребенка к заболеванию, нахождению в лечебном заведении и создать комфортные условия, способствующие установлению контакта между пациентами, его ближайшими родственниками и врачами для эффективного лечения.

Кроме того, волонтеры изнутри знакомятся с особенностями работы медперсонала и врачей с пациентами детской онкологической клиники, что позволит в дальнейшем проводить с ними профилактические мероприятия по предотвращению эмоционального выгорания.

Выводы и практическая значимость: Волонтерская деятельность, безусловно, является одним из этапов профессионального становления личности и хорошей практикой для студентов специальности «Клиническая психология». В процессе работы с детьми с различными онкологическими заболеваниями происходит формирование и усовершенствование навыков эффективного взаимодействия с различными категориями людей (самих пациентов, врачей, медперсонала, родственников), организации трудовой и творческой деятельности; развитие таких черт личности, как: ответственность, эмпатия, внимательность, доброжелательность, упорство, жизнелюбие и целеустремленность. Это необходимо для научной и практической деятельности будущего специалиста, работающего не только с детьми, но и со взрослыми пациентами, а также для дальнейшего профессионального роста.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Модель профессиональной деятельности практического психолога // Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию, М., изд. 2 (испр. и доп.), 1994, с.13-18.
  2. Психология труда. Хрестоматия: учебно-методический комплекс/ Автор и составитель С. Ю. Манухина. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009 – 320 с., стр.80-86.
  3. Волонтерство. [Электронный ресурс] // https://www.kakprosto.ru/kak-847303-chto-takoe-volonterstvo-#ixzz4n1db87jo (дата обращение 20.09.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): детская онкология, Психолого-социальный факультет, Пирогово, клинический психолог, пациент, профессиональное становление личности, волонтерская деятельность студентов, профессиональная деятельность, способ получения, Волонтерская деятельность.


Похожие статьи

Психолого-педагогический потенциал волонтерской...

Волонтерская деятельность дает богатые возможности для формирования устойчивого профессионального самоопределения личности будущего специалиста, позволяя...

О роли волонтерской деятельности в студенческой среде

Волонтерская деятельность позволяет решить ряд задач: - создание условий для вовлечения молодежи в развитие вуза, области и страны в целом; - создание условий для участия студентов в социально-значимых акциях

Социально-педагогический потенциал волонтерской...

Статья посвящена обсуждению участия студентов психолого-педагогического факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» арзамасский филиал в волонтерской деятельности на базе разных...

Волонтерская деятельность студентов...

Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек.

Особенности мотивации и психологической готовности студентов...

Что являет собой волонтерская деятельность? Волонтерство — это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе

Существует и ряд психологических барьеров, препятствующие участию личности в волонтерской деятельности.

Сравнительный анализ особенностей личности студентов...

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения.

Волонтерское движение как средство нравственного...

Абаканский пансионат ветеранов, студент, волонтерская деятельность, День, духовная культура учителя, волонтер, нравственное развитие, нравственное развитие учащихся, профессиональная деятельность, непрерывное...

Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности

Таким образом, волонтерская деятельность студентов может служить ресурсом для их личностного и профессионального развития, а также их успешной социализации. Данный вид деятельности выполняет ряд педагогических функций...

Похожие статьи

Психолого-педагогический потенциал волонтерской...

Волонтерская деятельность дает богатые возможности для формирования устойчивого профессионального самоопределения личности будущего специалиста, позволяя...

О роли волонтерской деятельности в студенческой среде

Волонтерская деятельность позволяет решить ряд задач: - создание условий для вовлечения молодежи в развитие вуза, области и страны в целом; - создание условий для участия студентов в социально-значимых акциях

Социально-педагогический потенциал волонтерской...

Статья посвящена обсуждению участия студентов психолого-педагогического факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» арзамасский филиал в волонтерской деятельности на базе разных...

Волонтерская деятельность студентов...

Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек.

Особенности мотивации и психологической готовности студентов...

Что являет собой волонтерская деятельность? Волонтерство — это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе

Существует и ряд психологических барьеров, препятствующие участию личности в волонтерской деятельности.

Сравнительный анализ особенностей личности студентов...

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения.

Волонтерское движение как средство нравственного...

Абаканский пансионат ветеранов, студент, волонтерская деятельность, День, духовная культура учителя, волонтер, нравственное развитие, нравственное развитие учащихся, профессиональная деятельность, непрерывное...

Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности

Таким образом, волонтерская деятельность студентов может служить ресурсом для их личностного и профессионального развития, а также их успешной социализации. Данный вид деятельности выполняет ряд педагогических функций...

Задать вопрос