Особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбанева, М. В. Особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения / М. В. Горбанева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47692/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье раскрываются особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения с родителями, врачами, медперсоналом и волонтерами. Описано исследование, проведенное на волонтерах и студентах-практикантах, работающих с детьми в онкологических отделениях. Исследование показало, что в целом дети младшего школьного и подросткового возраста идут на контакт с врачами и волонтерами, с удовольствием играют друг с другом, послушно выполняют требования родителей и слушаются их. Однако в отделении реанимации складывается совершенно иная картина. Отношение к врачам меняется: дети становятся более замкнутыми, всего боятся и капризничают, что связано с условиями и медицинскими процедурами. Результаты данного исследования могут быть использованы для создания наиболее комфортной атмосферы для прохождения лечения детей.

Ключевые слова: клиническая психология, взаимодействие с пациентами детского возраста, онкопсихология, взаимодействие детей-пациентов онкогематологического отделения, взаимодействие с медперсоналом, волонтеры, взаимодействие с пациентами в отделении реанимации.

В настоящее время онкологические заболевания являются одной из главных причин смертности. Они стоят на втором месте после болезней сердца и инсультов. Лечение протекает тяжело не только из-за физиологических особенностей каждого человека, особенностей лекарственных средств, но и из-за психологической нестабильности пациентов. Взрослые тяжело переносят диагноз и лечение, так как подвержены предрассудкам и боятся самого слова – «рак», отождествляя его с «приговором к смерти». Они не хотят понимать, что их случай можно излечить, и у них высокие шансы на выздоровление. А своевременное медицинское вмешательство и новейшие технологии позволяют достичь хороших результатов: состояние ремиссии может быть до нескольких лет (в течение всей жизни), бывшие пациенты могут иметь детей, продолжать работать и реализовывать себя. Таким образом, очевидным становится влияние психологического фактора на протекание и лечение болезни взрослых.

В отличие от взрослых, дети переносят болезнь легче, потому что не все владеют информацией о заболевании и возможных исходах. Конечно, многое зависит от тяжести заболевания и возраста ребенка. Следует отметить, что лечение и жизнь в больнице меняют характер ребенка. Это связано не только с госпитализацией, но и с процедурами, взаимодействием с медицинским персоналом и другими пациентами.

Проведенное нами исследование позволит создать необходимую атмосферу в отделении для успешного прохождения лечения и психологической поддержки детей с онкологией, их родственников и медперсонала, работающего с ними.

Объект исследования – общение детей-пациентов онкогематологического отделения.

Предмет исследования – особенности общения детей-пациентов онкогематологического отделения с окружающими их людьми, родителями, родственниками, врачами, медперсоналом, другими пациентами, волонтерами.

Цель работы – выяснить особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения с окружающими их людьми, родителями, родственниками, врачами, медперсоналом, другими детьми и волонтерами.

Для достижения цели исследования нами решались следующие задачи:

 Изучение литературы по проблеме исследования;

 Проведение эмпирического исследования взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения с окружающими их людьми;

 Обработка и анализ результатов исследования;

 Формулирование рекомендаций по созданию комфортного
психо-социального климата в онкогематологическом отделении при работе с пациентами детского возраста.

Методы исследования:

1) Экспертная оценка;

2) Наблюдение;

3) Авторский опросник по оценке взаимодействия детей-пациентов с другими людьми.

Респонденты. Исследование проводилось в Москве с 20 октября по 15 ноября 2017 года. В нем приняли участие 8 человек (опросник заполняли только девушки) в возрасте от 18 до 21 года. Среди них 2 студента РНИМУ им. Н.И. Пирогова, которые проходили практику в онкогематологических отделениях («НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачёва» Минздрава России и «Российская детская клиническая больница Москвы»), 1 студент РНИМУ, проходивших практику в отделении реанимации, где находились онко-больные дети (Морозовская детская городская клиническая больница, отделение реанимации и интенсивной терапии), а также 5 студентов – волонтеров, работающих в ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачёва» Минздрава России.

Ход исследования. Респондентам предлагалось на основании наблюдений заполнить авторский опросник. В нем содержатся высказывания о поведении детей в ситуациях взаимодействия с разными людьми (врачами, родителями, медперсоналом, волонтерами). Экспертам необходимо было отметить, с каким поведением детей они встречались постоянно, с каким – часто, с каким – редко, с каким – никогда (не наблюдали). Также эксперты отмечали возраст детей, поведение которых они анализировали.

Результаты исследования. В ходе исследования нами были получены следующие результаты. Эксперты анализировали поведение детей двух возрастных групп: младшего школьного возраста (6-11 лет) и подростков (11-15 лет).

У детей младшего школьного возраста отмечаются следующие особенности: при встрече с врачом они не меняют свое поведение, мало улыбаются, но при этом, послушно выполняют требования врача. Свободно и охотно дети общаются с врачом, иногда высказывают желание в будущем стать врачом-онкологом или хирургом. Послушно выполняют требования медперсонала, свободно и охотно с ним общаются. Дети слушаются родителей и выполняют все, что им скажут, даже выполняют требования без напоминания родителей, но бывают ситуации, что дети не выполняют требования, прячутся и плачут.

Большая часть детей (71%) охотно общается с другими: они играют и делятся игрушками друг с другом. Общаются на разные темы – говорят о доме, о семье, о животных. Но некоторые дети (22%) практически не общаются с другими, наблюдают издалека. Иногда дети отнимают друг у друга игрушки (7%).

Большинство детей (около 78%) радуются приходу волонтеров, встречают их, охотно с ними общаются, зовут играть и активно принимают участие в разных играх. Редко случается такое, что ребенок не идет на контакт, не выходит из палаты или просто наблюдает за всеми издалека (около 22%).

Если ребенок не знает, что он болен, спрашивает, почему он находится в больнице, а также говорит, что скоро поедет домой. Если же ребенок все знает, он часто показывает свои катетеры и швы, временами рассказывает волонтерам и другим детям о своей болезни. Дети с нетерпением ждут возвращения домой, говорят об этом, рассказывают о своем доме и о прошлом, но не говорят о будущем. Редко говорят о том, что ожидают, что скоро поправятся.

Следует отметить, что студенты-практиканты, которые были в реанимации, отмечали совершенно иное поведение – дети 6-11 лет в большинстве случаев боялись врачей, неохотно выполняли требования медперсонала, плакали и постоянно звали маму. Они слушались и выполняли требования, но чаще всего – неохотно. Общения и игр с другими детьми не наблюдалось, так же, как и общения с волонтерами. Дети в реанимации очень ждут, что вернутся домой здоровыми, часто говорят о доме, показывают швы и катетеры; но случается и так, что они и вовсе ничего не говорят.

В группе детей подросткового возраста (11-16 лет) отмечается следующее поведение: радостно встречают врача, редко стесняются или боятся их, всегда послушно выполняют все требования врача, редко отказываются. Хотят стать врачом-хирургом или онкологом, свободно и охотно общаются и с врачами, и с медперсоналом, в редких случаях относятся нейтрально или боятся. Подростки сами обращаются за помощью, практически всегда слушаются родителей и без напоминания выполняют все, что необходимо, хотя бывают случаи, что без напоминания не обойтись.

Подростки общаются друг с другом, говорят о домашних животных, играют и не отнимают игрушки друг у друга, а наоборот – делятся. Бывает такое, что они стесняются присоединиться к уже играющим или иногда не выходят из палаты вовсе. При этом радостно встречают волонтеров, охотно общаются и играют, но временами стесняются. Большинство детей в этом возрасте уже знают о своем заболевании, поэтому показывают швы и катетеры, ожидают, что поправятся, редко говорят о своей болезни. Дети ждут, когда поправятся и поедут домой, часто говорят о прошлом и о доме, редко – ничего не говорят.

Вывод. Учитывая выше изложенное, можно сделать следующий вывод: поведение детей зависит от различных факторов: от возраста, общего состояния, лекарств, от того, как они относят к своему заболеванию, если знают о нем. Независимо от возраста большинство детей охотно идут на контакт как с врачами, так и с волонтерами, общаются, с удовольствием играют, когда им предложат, с волонтерами и друг с другом. Послушно выполняют требования родителей, в целом – слушаются их. Однако в отделении реанимации в силу условий лечения и проведения некоторых процедур отношение к врачам меняется. При этом отмечается недостаточность общения у детей, они становятся более замкнутыми, капризными, всего боятся и поскорее хотят к родителям и домой.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, онкогематологическое отделение, отделение реанимации, волонтер, врач, большинство детей, поведение детей, детский возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.


Ключевые слова

клиническая психология, взаимодействие с пациентами детского возраста, онкопсихология, взаимодействие детей-пациентов онкогематологического отделения, взаимодействие с медперсоналом, волонтеры, взаимодействие с пациентами в отделении реанимации

Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего...

Основные термины (генерируются автоматически): страх, ребенок, младший школьный возраст, взрослый, детский возраст, инстинкт самосохранения, комплексный подход, смерть

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста.

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего...

Дети, в особенности младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия.

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме.

Работа психолога с детской ложью | Статья в журнале...

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста.

Волонтёрство в отделении детской онкологии и иммунологии как получение профессионального опыта клинического психолога.

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Причиныдевиацийповедения у детей дошкольного возраста. Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы. Норма имеется ввиду социальная — приемлемая для того или иного общества.

Профилактика школьных травм пятиклассников | Молодой ученый

школьный травматизм, ребенок, безопасное поведение, детский травматизм, школа, двигательная активность, грудной возраст, образовательное учреждение, главная медико-социальная проблема, младший...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст – от 3 до 10 лет, для которого характерно развитие потребностной сферы, реализующейся в подражательной форме поведения с целью удовлетворения своих потребностей.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях.

Похожие статьи

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего...

Основные термины (генерируются автоматически): страх, ребенок, младший школьный возраст, взрослый, детский возраст, инстинкт самосохранения, комплексный подход, смерть

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей младшего школьного возраста.

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего...

Дети, в особенности младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия.

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме.

Работа психолога с детской ложью | Статья в журнале...

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста.

Волонтёрство в отделении детской онкологии и иммунологии как получение профессионального опыта клинического психолога.

Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста

Причиныдевиацийповедения у детей дошкольного возраста. Девиантное поведение характеризуется исследователями как отклоняющееся от нормы. Норма имеется ввиду социальная — приемлемая для того или иного общества.

Профилактика школьных травм пятиклассников | Молодой ученый

школьный травматизм, ребенок, безопасное поведение, детский травматизм, школа, двигательная активность, грудной возраст, образовательное учреждение, главная медико-социальная проблема, младший...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст – от 3 до 10 лет, для которого характерно развитие потребностной сферы, реализующейся в подражательной форме поведения с целью удовлетворения своих потребностей.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях.

Задать вопрос