Осведомленность и применение техник НЛП среди студентов специальности клиническая психология | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комаровская, А. И. Осведомленность и применение техник НЛП среди студентов специальности клиническая психология / А. И. Комаровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47690/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье рассмотрены аспекты значимости овладения техниками нейро-лингвистического программирования для обучающихся по специальности «Клиническая психология» в рамках высшего образования. Предъявлены результаты пилотного исследования об осведомленности студентов-психологов о сфере применения техник НЛП и о склонности к влиянию на другого человека. Выявлен профессиональный интерес и стремление к ознакомлению с НЛП на специальных курсах.

Ключевые слова:Нейро-Лингвистическое Програмирование, эффективная коммуникация, дополнительные курсы.

Нейро-Лингвистическое Программирование (далее – НЛП) – направление современной практической психологии, которое обращено: к разработке новых подходов к обучению, к развитию многих скрытых способностей человека, к выявлению наиболее интересных и успешных моделей поведения и мышления людей, к повышению личностной эффективности в профессиональной деятельности [1]. Ценность НЛП для начинающего клинического психолога – в освоении области работы с человеческой психикой, практики выработки определенной стратегии поведения – желательной для конкретного человека или окружения. НЛП ведет свое начало с конца XIX века. В России впервые стало известно благодаря докладу Владимира Михайловича Бехтерева «Нервные болезни в отдельных наблюдениях» [2]. На трудах В. М. Бехтерева основаны различные психотерапевтические подходы, осуществляющие лечение неврозов и зависимостей, в частности, психологическое консультирование и сопровождение клиентов с использованием техник НЛП. Специфичным представлением в НЛП-консультировании является принцип определения, что каждый человек обладает внутренними ресурсами для решения собственных проблем [3]. В практике психоконсультирования НЛП применяется многими специалистами для установления и осуществления эффективной коммуникации в системе «Психолог – Клиент» [4]. Техники НЛП применимы при профилактике, коррекции и реабилитации пациентов больных алкогольной зависимостью. Использование техник НЛП позволяет провести «перепрограммирование» (точнее – само-программирование) зависимых от алкоголя пациентов на новые, более адаптивные модели поведения на основе особенностей переработки информации и трансовых состояний [5, c. 256]. В ходе исследования А. Г. Коровникова, Е. Л. Иванова и П. Г. Брыжахина [6], обнаружено, что «применение НЛП для лечения и реабилитации, зависимых от алкоголя пациентов, приводит к повышению эффективности терапии и увеличению показателя ремиссии». Они установили, что применение технологий нейролингвистического программирования повышает эффективность стационарного лечения и реабилитации больных, алкогольной зависимостью, в сравнении с традиционным лечением, что проявляется увеличением показателя ремиссии среди пролеченных пациентов. В практике клинического психолога применимо использование техник НЛП в помощи клиенту для получения желаемого результата без излишних временных и энергетических затрат.

В нашем исследовании рассматривались две задачи: изучение осведомленности обучающихся о технике НЛП в практическом профессиональном применении; определение склонностей студентов – будущих клинических психологов – к применению методов убеждения и влияния на клиента.

Исследование проводилось среди студентов с 1 по 6 курс, обучающихся по специальности «Клиническая психология» в РНИМУ им. Н. И. Пирогова, приняли участие 47 человек. Возраст респондентов от 17 до 24 лет.

Результаты социально-психологического анкетирования отражают представления об НЛП и возможностях его практического применения: 75% студентов имеют представления о случаях эффективного применения НЛП в психологическом консультировании; 68% респондентов считают, что способность к влиянию на другого человека является профессионально важной для клинического психолога, однако только 6% обучающихся безоговорочно допускают манипулирование чувствами и поведением клиента в психологическом консультировании; наряду с этим 90% опрошенных согласны с тем, что существуют речевые конструкции, которые программируют поведение человека; около 77% студентов одобрили идею проведения ознакомительного курса по НЛП в рамках высшего образования клинических психологов.

Результаты тестирования методикой «Умеете ли Вы влиять на других людей» отображают практическое применение некоторых техник НЛП и позволяют оценить, насколько часто участники исследования, сами того не замечая, манипулируют или оказывают достаточное влияние на окружающих людей. Тест представлен 13 вопросами, на которые следует отвечать «да» или «нет».

Большинство студентов начального обучения (первого и второго курсов) знакомы с аббревиатурой НЛП. 57,1% респондентов утверждают, что умеют влиять на других людей. Больше половины опрашиваемых не думают об освоении техники, при том: 75% осознают значимость манипулирования другими в нашей профессии, то же количество не против проведения ознакомительных занятий этой методики студентам, и они же допускают манипулирование чувствами и поведением клиента в консультировании. По результатам второго теста студенты начального обучения обладают великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, наставлять на путь истинный. Верными вариантами ответа в среднем были представлены 10 из 13.

Студенты среднего этапа обучения (третий и четвертый курс специализации) больше проинформированы о значении и применении НЛП. Результаты вопросов о представлении работы НЛП-мастера в процентном соотношении схожи с результатами опроса начальных курсов. Аналогично больше половины студентов разделяют факт необходимости способности влияния в профессии клинического психолога. Можно выделить, больший процент студентов, заинтересованных в изучении техники – 73,9% за ввод дополнительных занятий, 43,5% хотели бы освоить ее. С небольшим перевесом, большинство студентов можно отнести к категории людей, которые умеют влиять на других, управлять ими. Третий и четвертый курс избрали нужный вариант в 8 вопросах из 13.

У студентов преддипломных и дипломных курсов замечена большая осведомленность (больше 60%): что такое НЛП, представление о том, в каких случаях консультирования оно допустимо, могут ли они сами влиять на других. Больше 80% допускают манипулирование чувствами клиента в психологическом консультировании и считают, что необходимо проводить ознакомительные занятия. 61,5% респондентов относят способность влияния на человека к профессионально важному качеству клинического психолога. Большинство студентов пятого и шестого курса обучения по специальности «Клиническая психология» из категории положительных на формулировку теста вопросов, выбрали только 4 подобных ответа. Это значит, что подавляющая часть студентов, хотя часто и бывает права, убедить в этом окружающих им не удается.

Студенты, обучающиеся по специальности «Клиническая психология» показали осведомленность о практическом применении техник НЛП. Студенты старших курсов, таких как четвертый, пятый и шестой, в своих ответах дают более точные определения и сферы применения НЛП, что говорит об их информированности, возможном опыте практики с этим методом. Есть часть испытуемых, которые честно признают, что не имеют представления о подобном методе работы. Однако больше половины респондентов поддержали предложение введения ознакомительного курса об изучении приемов НЛП в рамках учебной программы, по большей части это представители старших курсов. Из вышесказанного можно сделать заключение о сформированности представления данного метода и дальнейшей заинтересованности у студентов всех курсов в формировании способности влияния. Большинство опрошенных 1-4 курсов склонны к влиянию на другого человека, управлению его поведением. Студенты 5-6 курсов оказались не способны вести людей за собой. Возможно, это обусловлено тем, что в процессе обучения они приспособились к тому, что жизнь должна быть подчинена строгой дисциплине вследствие чего ход всех событий уже кажется предсказуемым и незачем заниматься переубеждением. Участники пилотного исследования больше ориентируются в теоретических знаниях об убеждении людей и значимости подобных знаний, чем в применении методов влияния на окружающих на непосредственной практике. Некоторые студенты старших курсов уже наблюдали применение техник НЛП-мастером и имеют представление о том, в каких случаях психологического консультирования применение НЛП допустимо.

Результаты исследования показывают, что возможно рекомендовать в процессе обучения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» специального курса по ознакомлению с техниками НЛП в практике клинического психолога для расширения профессионального кругозора будущих специалистов.

Литература:

  1. Герасимов А. В. НЛП в рамках психотерапии. «Питер», 1997.
  2. Бехтерев В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия [Электронный ресурс] // StudFiles.net.
  3. Плигин А. А., Герасимов А. В. Руководство к курсу НЛП-практик. М., 2009.
  4. Гитман А. В. Техники НЛП в процессе психологического консультирования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт», т. 24. 2016. e-koncept.ru.
  5. Ковалев С. В. Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей. — М.: «КСП+», – 2003. – 256 с.
  6. Коровников А. Г., Иванов Е. Л., Брыжахин П. Г. Сравнительный анализ эффективности технологий нейролингвистического программирования и традиционных методов лечения и реабилитации больных алкогольной зависимостью // Наука и здравоохранение, № 5. 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): клинический психолог, психологическое консультирование, большинство студентов, использование техник, курс, манипулирование чувствами, студент, алкогольная зависимость, высшее образование, начальное обучение.


Ключевые слова

эффективная коммуникация, Нейро-Лингвистическое Програмирование, дополнительные курсы

Похожие статьи

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Особенности профессионального обучения студентов-психологов. Автор: Володина Ксения Андреевна.

Получение степени бакалавра обеспечивает общее психологическое образование. Второй уровень системы психологического образования — степень магистра...

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

Актуальность развития системы психологического сопровождения обучения в высших учебных заведениях подтверждает современная практика российского образования.

Изучение основных психологических проблем студентов на разных этапах обучения в вузе, а также...

Аспекты субъективного отношения к процессу обучения...

учебный процесс, студент, высшее образование, курс, процесс обучения, субъективное отношение, обучение, процесс взаимообмена, образовательный процесс, группа студентов.

Инновационные методы обучения на кафедре клинической...

Ключевые слова: инновационные методы, обучение, кафедра, клиническая психология, студенты.

Использование при этом инновационных методов обучения направлено на улучшение качества образования, обновление содержания, методологии и соответствующей...

Представления студентов о профессионально важных качествах...

Студенты осознают значимость в личности психолога получаемого профессионального образования.

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе.

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию.

Поэтому всем преподавателям приходится, особенно на начальном этапе обучения, обращать пристальное внимание на настроение, эмоции, чувства и мироощущение...

Психологические предпосылки преодоления адаптационных...

Эмпирическая часть исследования осуществлена на выборке студентов первого курса

Поэтому большинство абитуриентов предпочитают избегать неудачи и действовать

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в...

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.

Одно из самых опасных последствий при возникающей стрессовой ситуации — употребление алкогольных напитков и наркотиков, интенсивное курение для «снятия напряжения» и...

Психологическое сопровождение студентов педагогического...

Психологическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе обучения.

Поэтому решение большинства проблем, с которыми сталкивается студент вуза, находится в сфере изучения его личности и категорий качества высшего образования.

Похожие статьи

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

Особенности профессионального обучения студентов-психологов. Автор: Володина Ксения Андреевна.

Получение степени бакалавра обеспечивает общее психологическое образование. Второй уровень системы психологического образования — степень магистра...

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

Актуальность развития системы психологического сопровождения обучения в высших учебных заведениях подтверждает современная практика российского образования.

Изучение основных психологических проблем студентов на разных этапах обучения в вузе, а также...

Аспекты субъективного отношения к процессу обучения...

учебный процесс, студент, высшее образование, курс, процесс обучения, субъективное отношение, обучение, процесс взаимообмена, образовательный процесс, группа студентов.

Инновационные методы обучения на кафедре клинической...

Ключевые слова: инновационные методы, обучение, кафедра, клиническая психология, студенты.

Использование при этом инновационных методов обучения направлено на улучшение качества образования, обновление содержания, методологии и соответствующей...

Представления студентов о профессионально важных качествах...

Студенты осознают значимость в личности психолога получаемого профессионального образования.

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе.

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию.

Поэтому всем преподавателям приходится, особенно на начальном этапе обучения, обращать пристальное внимание на настроение, эмоции, чувства и мироощущение...

Психологические предпосылки преодоления адаптационных...

Эмпирическая часть исследования осуществлена на выборке студентов первого курса

Поэтому большинство абитуриентов предпочитают избегать неудачи и действовать

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в...

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.

Одно из самых опасных последствий при возникающей стрессовой ситуации — употребление алкогольных напитков и наркотиков, интенсивное курение для «снятия напряжения» и...

Психологическое сопровождение студентов педагогического...

Психологическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе обучения.

Поэтому решение большинства проблем, с которыми сталкивается студент вуза, находится в сфере изучения его личности и категорий качества высшего образования.

Задать вопрос