Проблемы управления муниципальными финансами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 05.01.2018

Статья просмотрена: 332 раза

Библиографическое описание:

Рафиев Р. Б. Проблемы управления муниципальными финансами // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/archive/187/47651/ (дата обращения: 10.12.2019).



В статье проанализированы проблемы управления муниципальными финансами, а также определение возможных перспектив их устранения посредством совершенствования государственных программ на региональном и муниципальном уровнях.

Ключевые слова: муниципальные финансы, региональная целевая программа, государственная политика, эффективность целевой программы.

Региональная целевая программа — это разработанный комплекс мероприятий, а также проектов, целью которых является достижение конкретных поставленных задач, которые носят экономический, социальный или иной характер и требуют согласованных действий между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами. Региональная целевая программа финансируются в полной или частичной степени из областного бюджета.

Следует отметить, что целью программно-целевого планирования является совершенствование территориальных, а также межотраслевых связей, которое позволяет в рациональной степени сочетать в себе интересы территорий, а также определенных отраслей, направленных на развитие всей социально-экономической системы. Кроме того, с помощью программно-целевого планирования повышается эффективность управления экономикой страны в целом, а также ее субъектов.

На современном этапе только правительство Российской Федерации осуществляет систематическую работу, направленную на разработку целевых программ. В связи с этим, был разработан и принят комплекс нормативных правовых актов [3], которые регламентируют порядок разработки, а также оценки государственных целевых программ, также утвержден перечень государственных целевых программ и назначены исполнители, которые ответственны за их исполнение. Министерством финансов Российской Федерации вместе с Министерством экономического развития Российской Федерации готовится аналитическое распределение бюджетных средств, которые из федерального бюджета должны быть распределены на цели, которые указаны в государственных целевых программах.

Что же касается разработки и исполнения целевых программ на региональном и муниципальном уровне, то следует отметить, что такого рода работа, направленная на переход к программно-целевому принципу формирования бюджетов, имеет некоторые проблемы.

Так, в ходе реализации и исполнения целевых программ на региональном и муниципальном уровне много сложностей возникает при осуществлении определения эффективности, а также результативности бюджетных средств. Так, под показателями эффективности целевой программы следует понимать соотношение степени достижения результатов, которые были запланированы в рамках данной программы, с использованием конкретного количества бюджетных средств, которые были предназначены для этого.

Как следствие, цель проводимой государственной политики — это достижение конечных результатов. Непосредственный инструмент реализации целевой программы — это процесс достижения указанных в целевой программе результатов (определенных общественных благ, таких как работы, товары и услуги) органами государственной власти. Изначальное измерение, а также оценка степени достижения конечных результатов, которые предполагает целевая программа, позволяют определить, способствовали ли бюджетные средства, которые были направлены на реализацию целевой программы, достижению долгосрочных указанных в ней целей, способствующих развитию государства или региона.

В качестве следующего недостатка региональной целевой программы можно называть отсутствие показателей определенной деятельности, направленной на то, чтобы достичь определенного результата. К примеру, к таким можно отнести [5]:

‒ общее количество транспортных проектов, которое было профинансировано

‒ повышение общественной мобильности, а также уменьшение перегруженности дорог;

‒ общее количество домов, которые были подготовлены к зимней эксплуатации

‒ объем электроэнергии, которую удалось сэкономить;

‒ общее количество рабочих мест, которые были профинансированы — общее количество рабочих мест, которые были созданы, а также которые удалось сохранить.

Вместе с тем, тщательная работа над процедурой оценки эффективности целевой программы позволяет обнаружить выявляет причинно-следственную связь, которая образовывается между результатами, обживаемыми от целевой программы, а также программными мероприятиями, которые проводились. При этом, проведение анализа результатов, а также эффективности мероприятий, необходимых для реализации целевой программы, позволяет выделить некоторые их недостатки. Так, основное преимущество — это получение достаточно подробной информации. Недостатки — это затраты финансового характера, а также затраты времени.

Также, в качестве недостатка следует отметить достаточно важный фактор, в соответствии с которым работа, которая направлена на переход к программно-целевому принципу осуществления расходования средств бюджета на региональном и муниципальном уровнях не ведется. Так, территориальные образования могут ограничиваться только принятием участия в целевых программах федерального значения. Это происходит в основном при осуществлении давления посредством переработок, а также перегрузок управленцев. В случае, если данный факт игнорируется, то возможен срыв мероприятий, направленных на реализацию целевой программы [4].

Осуществление реализации преимуществ, которые возможно получить от программно-целевого подхода, направленного на распределение средств бюджета, требует научного подхода к его организации, который следует анализировать как на федеральном уровне, так и на региональном. Вместе с тем, формирование системы управления, которая характеризовалась бы целостностью и ориентированностью на положительный результат в определенной сфере, направленной на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом, требует не только точной формулировки, а также и постановки четких целей, задач и прогноза ориентировочных показателей.

Продвижение программно-целевого принципа на региональном уровне необходимо обеспечивать организованно.

Таким образом, проанализировав некоторые проблемы, которые возникают при реализации региональных целевых программ, следует предложить комплекс практических мер, направленных на эффективный переход к программно-целевому принципу расходования средств бюджета.

  1. Разработать и сформировать нормативно-правовую базу, направленную на эффективную реализацию принципа распределения средств бюджета как в регионах, так и на местах. Такого рода изменения могут быть закреплены в положениях таких Федеральных законов, как «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2]. Цель указанных изменений — это определение функций, направленных на эффективную реализацию перехода к программно-целевому принципу расходования средств бюджета.
  2. Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации должны быть разработаны типовые методические рекомендации, направленные на реализацию перехода к программно-целевому принципу расходования средств бюджета.
  3. Министерство экономического развития Российской Федерации должно разработать единый порядок осуществления взаимодействия между ведомствами на федеральном уровне, а также ведомствами на региональном уровне. Данный порядок должен быть направлен на реализацию мер по принятию участия регионов в целевых программах на федеральном уровне и, соответственно, федеральных органов — в реализации региональных программах.
  4. Представляется целесообразным также сократить процедуры сбора данных о регионах (муниципальных образованиях), которые создают бумажную волокиту, затягивание времени, и зачастую уже неоднократно были переданы ранее в федеральные или региональные органы. С этой же целью представляется целесообразным существенным образом упростить и сократить отчетность непосредственных получателей средств бюджета (муниципалитетов или хозяйствующих субъектов), выделяемых на реализацию мер, предусмотренных целевыми программами.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — ст. 3822.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. — ст. 5005.
  3. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (ред. от 22.03.2016) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд») // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 28. — ст. 2669.
  4. Копылова Е. П., Глотова И. И. Проблемы взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти при разработке и реализации целевых государственных программ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2014. — № 1 (4). — С. 292–295.
  5. Шаш Н. Н., Бородин А. И. Повышение эффективности управления государственными программами: федеральный и региональный аспекты // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2014. № 2–4. С. 96–106.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, целевая программа, муниципальный уровень, региональная целевая программа, программа, программно-целевой принцип расходования средств бюджета, экономическое развитие, федеральный уровень, государственная власть, местное самоуправление.


Похожие статьи

Программный бюджет: региональный уровень

В России переход к программному составлению бюджетов обусловлен решениями, принятыми в 2010г. Это явилось следствием ранее проведенной работы по формированию программно-целевых принципов государственного управления.

Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники...

Учитывая, что финансирование целевых программ развития направлений деятельности региона является функцией бюджета, обеспечение эффективного контроля за расходованием бюджетных средств этой сфере становится одной из важных задач.

Программно-целевой метод планирования бюджета...

Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы.

Планирование бюджета является одним из важных инструментов государственного регулирования экономики.

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления. 28 июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013–2015 годах...

Государственные программы: формирование и реализация

Российская Федерация, Крым, государственная программа, социально-экономическое развитие Республики, севастополь, программа, программно-целевой метод, устранение ограничений...

Роль и место комплексной социально-экономической программы...

Органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей экономики и социальной сферы муниципальных образований, формировать и исполнять местные бюджеты, а также применять программно-целевые методы...

Программно-целевой метод как фактор повышения...

- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления; - развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора)

Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ

Основой разработки программ является реализация принципа программно-целевого формирования бюджетов, ориентированного на конечный результат.

Система государственного стратегического планирования

Государственная программа Российской Федерации (далее — государственная

На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей и

В рамках перехода на программно-целевой принцип проделана следующая работа

Похожие статьи

Программный бюджет: региональный уровень

В России переход к программному составлению бюджетов обусловлен решениями, принятыми в 2010г. Это явилось следствием ранее проведенной работы по формированию программно-целевых принципов государственного управления.

Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники...

Учитывая, что финансирование целевых программ развития направлений деятельности региона является функцией бюджета, обеспечение эффективного контроля за расходованием бюджетных средств этой сфере становится одной из важных задач.

Программно-целевой метод планирования бюджета...

Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы.

Планирование бюджета является одним из важных инструментов государственного регулирования экономики.

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления. 28 июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013–2015 годах...

Государственные программы: формирование и реализация

Российская Федерация, Крым, государственная программа, социально-экономическое развитие Республики, севастополь, программа, программно-целевой метод, устранение ограничений...

Роль и место комплексной социально-экономической программы...

Органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей экономики и социальной сферы муниципальных образований, формировать и исполнять местные бюджеты, а также применять программно-целевые методы...

Программно-целевой метод как фактор повышения...

- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления; - развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора)

Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ

Основой разработки программ является реализация принципа программно-целевого формирования бюджетов, ориентированного на конечный результат.

Система государственного стратегического планирования

Государственная программа Российской Федерации (далее — государственная

На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей и

В рамках перехода на программно-целевой принцип проделана следующая работа

Задать вопрос