Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 04.01.2018

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Бородыня О. В. Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 164-167. — URL https://moluch.ru/archive/187/47534/ (дата обращения: 15.11.2019).



В данной статье приводятся примеры изготовления и применения нестандартного спортивного инвентаря на занятиях физической культуры в первом классе.

Ключевые слова: физическая культура, нестандартный спортивный инвентарь, двигательная активность, формирование инициативного поведения и творчества детей.

В настоящее время в соответствии с современными требованиями ФГОС актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания. Традиционные занятия физической культурой не компенсируют дефицит двигательной активности у основной массы учащихся. Для решения этой проблемы, а также для сохранения школьниками высокой работоспособности в течение учебного дня, учебного года необходимы дополнительные формы, приёмы и методы занятий физической культурой. Актуален вопрос о внедрении новых средств обучения в процесс развития детей на уроках физической культуры. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и спортивных предметов, так как предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

В целях развития и поддержания интереса детей к занятиям физической культурой, безопасного занятия спортом важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. Особенно в первом классе надо обратить внимание на подбор оборудования, его обновление. Смена и разнообразие используемого физкультурного оборудования, его чередование помогает реализовывать на занятиях физкультуры в первом классе содержание разных типов занятий: тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное.

«Стандартный спортивный инвентарь позволяет решать множество педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых упражнений, вызывает у обучающихся привыкание, создает ощущение однообразия. Поэтому возникает необходимость в придумывании и создании дополнительного нестандартного оборудования.

Нестандартный инвентарь — то новое, с чем сталкивается ученик на занятиях физической культурой. Применение нестандартного спортивного инвентаря является мощным фактором повышения мотивации школьников к изучению физической культуры, физическому совершенствованию. Поэтому разработка и внедрение нестандартного инвентаря может быть признано в качестве инновационного компонента деятельности учителя физической культуры». [1]

Как учитель физкультуры я заинтересована в том, чтобы уроки были не только развивающими, но интересными, безопасными, оздоравливающими. В год экологии я задумалась над тем, как и из чего можно самостоятельно изготовить нестандартный инвентарь. Оказалось, что многое для занятий с учащимися первого класса можно сделать из бросового материала. На такую мысль меня навёл экологический конкурс «Классные штучки из мусорной кучки». Я решила сделать «классные штучки» для своих уроков.

Создавая нестандартное оборудование, придерживалась следующих правил.

  1. Оборудование должно соответствовать гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное, удобное в применении, компактное, эстетичное.
  2. Оборудование должно обеспечивать в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.
  3. Оборудование должно выполнять развивающую роль, быть доступным для активности детей, стать предметом для разминочных упражнений в начале урока, может изготовляться родителями и применяться детьми дома во время утренней гимнастики.
  4. Оборудование должно быть универсальным, ярким, необычным, привлекать ребенка.
  5. Так как оборудование будет предназначаться для детей 6 -7 лет, то необходимо придумать рифмованный текст к упражнениям, который создаст целостный образ и эмоциональный фон.

Подобрав материал, изготовила спортивный инвентарь «Косичка» и «Катушки». Для изготовления «Косички» взяла новые целлофановые большие пакеты под мусор, связала три пакета и сплела косичку. Сплести надо туго, края закрепить резиночками. Спортивный предмет получился лёгким, безопасным, легко моется, привлекает внимание, удобен в применении.Такой нестандартный физкультурный предмет может заменить гимнастическую палку и скакалку (при выполнении прыжков через вдвое сложенную скакалку).

Первоклассники в начале года ещё забывают о соблюдении правил безопасной работы с гимнастической палкой, поэтому замена её «Косичкой» — гарантия безопасности при выполнении разминочных упражнений. «Косичкой» пораниться невозможно.

К «Косичке» придумала рифмованный текст:

«Косу» в руки мы возьмём,

Заниматься с ней начнём.

Руки вверх, руки вниз,

На носочки поднялись.

За голову заведём,

Массаж шеи проведём.

Потрём спинку, затем ножки

И поскачем по дорожке.

Попрыгаем с косичкой вместе,

А потом ходьба на месте.

C:\Users\777\Desktop\IMG_20171201_114108.jpgC:\Users\777\Desktop\IMG_20171201_114114.jpg

Особое внимание необходимо уделять профилактике развития у первоклассников плоскостопия.

К комплексу игр-занятий для укрепления мышц стопы и голени, которые включаются в утреннюю гимнастику, в разминку вначале урока, физкультминутки я решила сделать спортивный инвентарь «Катушки».

«Катушки» — нестандартное физкультурное оборудование из бросового материала. Я взяла бутылочки из-под питьевого йогурта, сняла с них верхнюю плёнку, хорошо промыла и наполнила чистым речным песком. Горлышко накрыла целлофановой пищевой плёнкой и плотно закрутила крышки, чтобы песок не высыпался (предлагаю горлышки предварительно смазать клеем, чтобы дети не смогли открутить крышки).

Эти бутылочки — «катушки» можно использовать вместо гантелей, вместо кеглей и как массажёр для стоп ног.

Дети, сидя на скамейке, катают «катушки» — массируют активные точки стопы, укрепляют мышцы стоп, развивая мышцы голени, свод стопы, также при этом упражнении предотвращается плоскостопие.

При выполнении упражнения с «катушками» можно использовать рифмованный текст:

Ножки на «катушки» ставим

И по полу их катаем.

Катим, катим их вперёд,

А потом катим назад.

Ножку левую вперёд, правую ведём назад.

Теперь правую вперёд, левую ведём назад.

«Катушки» катаю, стопы развиваю.

Буду стройным, сильным, ловким

После нужной тренировки!

C:\Users\777\Desktop\IMG_20171201_114355.jpg C:\Users\777\Desktop\IMG_20171201_114317.jpg

Чтобы дети бережно относились к оборудованию, напоминаю им правило в стихотворной форме.

Инвентарь вы берегите,

Не ломайте и не рвите.

Он вам пользу принесёт,

Весело урок пройдёт! [2]

Считаю, что занятия с нетрадиционным оборудованием позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения, двигательную деятельность более привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают фантазию. Занятия с нестандартным оборудованием могут носить как тренировочный, так и развлекательный характер. Физкультурное оборудование, сделанное самостоятельно из бросового материала, можно использовать в игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятиях, при этом предотвращая заболевания опорно-двигательного аппарата, укрепляя здоровье школьников.

Литература:

  1. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. — 144с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, рифмованный текст, нестандартный спортивный инвентарь, нестандартный инвентарь, бросовый материал, гимнастическая палка, двигательная активность, двигательная деятельность, инициативное поведение.


Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, занятие, игра, дошкольный возраст, санки, спортивный характер, нога, физическая культура, программный материал.

Организация двигательной активности детей на прогулке

Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.).

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Развитие двигательных качеств обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 7–9 классов средствами проектной деятельности на уроках физической культуры.

Родительское собрание в ДОУ на тему «Здоровый образ жизни...»

Цель: познакомить родителей с нестандартным оборудованием из бросового материала, сделанным своими руками для занятий

Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Необходимы гимнастика, спортивные упражнения, зарядка и т. д.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на...

ребенок, образовательная деятельность, физическая культура, сектор, физкультурный зал, движение, организованная деятельность, сектор прыжков, свободный выбор, двигательная активность.

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Нетрадиционные виды двигательной активности на уроках...

Библиографическое описание: Сергеева С. П. Нетрадиционные виды двигательной активности на уроках физической культуры [Текст]

При выдохе — наклон направо путем смещения шейных позвонков. Правая рука скользит вдоль правой ноги как можно ниже.

Индивидуально-дифференцированная направленность на...

По мнению В. Н. Шебеко, критериями создания таких групп для занятий физической культурой могут выступать следующие показатели

Итак, двигательная активность — это суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, занятие, игра, дошкольный возраст, санки, спортивный характер, нога, физическая культура, программный материал.

Организация двигательной активности детей на прогулке

Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.).

Применение нетрадиционных средств физического воспитания...

Развитие двигательных качеств обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 7–9 классов средствами проектной деятельности на уроках физической культуры.

Родительское собрание в ДОУ на тему «Здоровый образ жизни...»

Цель: познакомить родителей с нестандартным оборудованием из бросового материала, сделанным своими руками для занятий

Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Необходимы гимнастика, спортивные упражнения, зарядка и т. д.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на...

ребенок, образовательная деятельность, физическая культура, сектор, физкультурный зал, движение, организованная деятельность, сектор прыжков, свободный выбор, двигательная активность.

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

ребенок, упражнение, самостоятельная деятельность, физическая культура, индивидуальная работа, игра, самостоятельная двигательная деятельность, детский сад, двигательная активность, безопасное поведение.

Нетрадиционные виды двигательной активности на уроках...

Библиографическое описание: Сергеева С. П. Нетрадиционные виды двигательной активности на уроках физической культуры [Текст]

При выдохе — наклон направо путем смещения шейных позвонков. Правая рука скользит вдоль правой ноги как можно ниже.

Индивидуально-дифференцированная направленность на...

По мнению В. Н. Шебеко, критериями создания таких групп для занятий физической культурой могут выступать следующие показатели

Итак, двигательная активность — это суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

Задать вопрос