Основные этапы развития Евразийской интеграции: препятствия, текущее состояние и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Курило, И. В. Основные этапы развития Евразийской интеграции: препятствия, текущее состояние и перспективы / И. В. Курило, С. В. Андросова, Т. Ю. Коломиец, А. Е. Румянцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47633/ (дата обращения: 19.04.2024).



Республика Беларусь республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация и республика Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе едином экономическом пространстве (ТС/УЭП) 26 февраля 1999 года, в котором без конкретизации сроков определили этапы интеграции.

Среди этапов интеграции можно выделить следующее:

1) В полном объеме обеспечить реализацию режим свободной торговли;

2) Создание Таможенного Союза;

3) Формирование единого экономического пространства

29 мая 2014г. Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ в Астане на заседании В ЕАЭС подписан договор о Евразийском экономическом Союзе, который вступил в силу 1 января 2015г.

10 октября 2014г. в Минске главы государств-членов ЕврАзЭС подписали договор о прекращении деятельности данной организации.

Результаты кодификации договорно-правовой базы ТС и ЕЭП легли в основу договора ЕАЭС.

ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. В рамках Союза созданы условия для обеспечения четырех свобод (свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы), проведения скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Работа над устранением изъятий продолжается. Договор предусматривает, что в ряде наиболее чувствительных отраслей экономики формирование общего рынка ЕАЭС будет осуществляться поэтапно. В частности, общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа в рамках ЕАЭС начнут функционировать не позднее 2025 г., общий рынок электроэнергетики — к 2019 г., лекарств и медицинских изделий — к 2017г.

Органами Союза определены Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия (постоянно действующий регулирующий орган Союза) и Суд ЕАЭС.

Предусматривается создание к 2025 г. наднационального органа по регулированию финансового рынка, который станет базовым элементом формирования общего финансового рынка ЕАЭС.

В Договоре определены компетенция, порядок формирования и работы ВЕАЭС, Евразийского межправительственного совета, ЕЭК и Суда ЕАЭС.

Закреплены принципы принятия всех значимых решений консенсусом и равной представленности сторон в руководстве постоянно действующих структур в ЕЭК — начиная с уровня заместителя директора департамента, в Суде — с уровня заместителя руководителя Секретариата.

Союз наделяется правом осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена возможность получения любым заинтересованным государством статуса государства-наблюдателя при Союзе.

В ходе заседания ВЕАЭС на уровне глав государств 10 октября 2014 г. в г. Минске был подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. Договор вступил в силу 2 января 2015 года.

В ходе заседания ВЕЭС на уровне глав государств 23 декабря 2014 г. в г. Москве главами государств подписан Договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС. Договор вступил в силу 12 августа 2015 года.

Одной из основных проблем интеграции в условиях Евразийского экономического союза является проблема интеграции финансовых институтов. Политическая воля к финансовой интеграции достаточно сильна, но реальный спрос на нее со стороны участников рынка слишком мал для того, чтобы реформа продолжалась с энтузиазмом, а не потому что так нужно. Дело в том, что спрос на инвестиционные услуги до сих пор слабо развит в России и других странах Союза. Это затрудняется низкой финансовой грамотностью среди населения, недостаточным доступом к инвестиционным продуктам и сильной концентрацией собственности, что снижает конкуренцию между основными игроками. Все это, как следствие, приводит к отсутствию интереса крупных финансовых институтов и профессиональных участников рынка к интеграции рынков России и союзных государств в рамках ЕАЭС.

По мнению директора департамента финансовой политики ЕАЭК Бемби Хулхачиева, необходимо повышать уровень финансовой грамотности населения, а также сделать крестится он на продукты более доступными, чтобы интеграция прошла успешно.

Кроме того, высокий уровень концентрации собственности, присущий Белоруссии России является также не лучшим явлением для интеграции. По мнению председателя комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты- Якова Миркина в этом случае финансовая грамотность бесполезна, поскольку существует всего несколько крупных банков. Чтобы как-то разбавить ситуацию необходимо деконцентрироваться и проводить политику диверсификации собственников, потому что доля этих нескольких банков финансовых активов достигает 75–95 %.

Говоря о доступности финансовых продуктов, приведём мнение президента Российского биржевого Союза Анатолий Гавриленко. В качестве примера он привёл Московскую биржу. А именно, то что московская биржа является монополистом по организации торгов, и основная сессия приходится неудобное для многих россиян время. Очевидно, что данный факт затрудняет доступность к финансовым продуктам: например, пока Московская биржа осуществлять работу, во Владивостоке- ночное время. При этом сама идея финансовой интеграции мнению эксперта является важной задачей, однако данный процесс требует значительно большей согласованности рабочими группами в разных странах. Также необходимо ввести объективные показатели для оценки прогресса работы. Зачастую, по мнению г-на Анатолия Гавриленко, Россия, сделав шаг вперёд, делает два шага назад. Это отчётливо видно на примере создания национальной платёжной системы в России. Поскольку данная система делается только для РФ, а не сразу для всех участников ЕАЭС.

При этом по мнению почти всех экспертов, самая идея интеграции оценивается положительно. Глобальные инвесторы зачастую смотрят на страны Восточной Европы как на одно целое, по мнению господина Якова Миркина, и финансовая интеграция ряда стран из этого региона является логичным процессом. При этом, насколько разные финансовое положение и рынки стран-участниц ЕАЭС можно увидеть таблицах, указанных ниже (таблица 1,2)

Важно отметить схожесть в целом и в моделях экономики по некоторым направлениям у стран восточной Европы и, в особенности, среди участников Евразийского Экономического Союза. Среди основных схожих черт у государств участников ЕАЭС можно выделить следующее: 1) низкий free float на фондовых рынках; 2) нежелание людей инвестировать или боязнь инвестировать; 3) чрезмерная консервативность и непринятие рисков среди населения. Кроме того, валюта данных стран достаточно тесно связаны между собой: например, когда произошла девальвация рубля, сразу понизился тенге. По мнению экспертов, схожесть модели финансовой системы или частичная схожесть позволила бы странам Евразийского Экономического Союза одним из плюсов мировой финансовой системе. Но, очевидно, чтобы это произошло при имеющихся значительных отличиях должно пройти какое-то время, и скорее всего достаточно длительное.

Таблица 1

Различия инвестиционных фондов стран-участниц ЕАЭС

Россия

Белоруссия

Казахстан

Негосударственные пенсионные фонды

НПФ

Нет

Есть накопительные пенсионные фонды, но планируется создание государственного Единого пенсионного фонда, куда будут переведены все активы частных НПФ

Фонды банковского управления

ОФБУ

Всего 2 экспериментальных фонда банковского управления

нет

Инвестиционные фонды

Акционерные и паевые инвестиционные фонды

Нет

Акционерные и паевые инвестиционные фонды

Источник: презентация Якова Миркина [6]

Таблица 2

Различия ряда макроэкономических показателей стран-участниц ЕАЭС за 2012 год

Потребительская инфляция

Государственный долг / ВВП

Сальдо платежного баланса / ВВП

Доля накоплений вВВП

Фискальная нагрузка (общие доходы правительства / ВВП)

Россия

6,7 %

11,0 %

5,2 %

23,5 %

37,7 %

Казахстан

5,7 %

12,4 %

6,2 %

23,1 %

26,3 %

Белоруссия

27,6 %

38,3 %

-3,6 %

32,5 %

40,7 %

Источник: презентация Якова Миркина [6]

Не секрет, что одной из основных задач Евразийского Союза является импортозамещение. Именно сейчас, в период экономического кризиса Россия активно занимается развитием внутреннего бизнеса, что в конечном итоге должно позволить стать стране полностью независимой от европейской и американской продукции уступать в ценовом и качественном соотношении. Важно, чтобы качество российской продукции было максимально европейским и при этом цена у неё была ниже за счёт экономии не на качестве, а на транспортных и таможенных затратах. Аналогичные задачи ставит перед собой Евразийский Союз, странам предстоит частичный переход на самообеспечение, при котором производство товаров внутри Союза существенно превышает объем товарооборота с внешним миром.

Глобальные изменения в экономических и геополитических отношениях вызвали серьезные изменения в отношениях между странами. Многополярность, о которой так часто говорил президент России Владимир Путин, стала жестокой реальностью для западного мира, от нее почти невозможно уйти. Страны, которые были «за бортом» во время американской гегемонии, снова вернулись на большую мировую арену.

Между тем санкции, наложенные на Россию, конечно, негативно сказались на экономике страны. Однако до сих пор неизвестно, кому повезло больше. Не зря китайское слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «возможность». Это было давление и попытки изоляции, которые послужили поводом для объединения с Китаем, Индией, Латинской Америкой и Африкой. Таким образом, западное давление стало скорее катализатором, чем реальной разрушительной силой.

Саммит ВЕЭС в Астане был отличным показателем того, что Россия адекватно смотрит на ЕАЭС. Владимир Путин во время встречи сказал, что тесное взаимодействие со странами-участницами поможет стране преодолеть существующие проблемы. Он также подчеркнул, что нельзя забывать о других странах, союз с которыми гарантирует экономическую стабильность не только России, но и партнерам.

Уже сегодня стало известно, что члены ЕАЭС решили начать переговоры с Сербией о создании торгового режима. Это еще один шаг к расширению объединения.

Запад с нескрываемым недовольством относится к успехам Евразийского экономического союза, но продолжает следить за интеграционными объединениями на территории бывшего СССР. И хотя зарубежные аналитики теперь убеждены в полном провале, нельзя игнорировать привлекательность проекта для других регионов. Включая ЕС. С предложением о создании зоны сотрудничества с Европой от Атлантики до Тихого океана Владимир Путин выступил в своей статье для греческого издания «Катимерини».

Разумеется, нет необходимости говорить о партнерстве между Брюсселем и Москвой в условиях активной «холодной» войны с применением санкций. Европейские страны стали слишком зависимыми от позиции Соединенных Штатов. Поэтому остается только работать над укреплением ЕАЭС и вовлечением других стран в экономическое сотрудничество.

Литература:

  1. Договор о Евразийском Экономическом Союзе (29.05.2014)//.URL:: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 27.12.2017).
  2. Договор о функционировании Таможенного Союза в рамках многосторонней торговой системы (19.05.2011)//.URL::www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116602/ (дата обращения: 27.12.2017).
  3. К вопросу о создании Евразийского Союза: интеграция и наднационализм: Нешатаева Т. Н. // Закон, 2014, № 6, C. 76
  4. Кожеуров Я. С. «Институты международного правосудия и право Евразийского экономического союза: «Cмотр правовых сил»// Российский юридический журнал. 2016. № 4. С.99
  5. Постановление Суда ЕАЭС от 12.12.2016 (ТП «Руста-Брокер»))//.URL: http://courteurasian.org/page-24161 / (дата обращения: 27.12.2017).
  6. Проблемы интеграции финансовых рынков ЕАЭС//.URL:: https://fomag.ru/news/problemy-integratsii-finansovykh-rynkov-eaes/(дата обращения: 27.12.2017).
  7. Решение Коллегии ЕврАзЭС от 7 марта 2012 г. // Официально не опубликовано. СПС «КонсультантПлюс».
  8. Решение Коллегии Суда ЕврАзЭС от 24.06.2013 по делу по заявлению ПАО «Новокрамоторский машиностроительный завод» //.URL:::www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148151/ (дата обращения: 27.12.2017).
  9. Толстых В. Л. Недавние решения суда ЕврАзЭС: попытка доктринального анализа // Евразийский юрид. журн. 2013. N 8, C. 163
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Евразийский экономический союз, договор, казахстан, Владимир, Московская биржа, фонд, Евразийский межправительственный совет, Евразийский Союз, Таможенный Союз.


Похожие статьи

Решение исходных проблем интеграции Евразийского...

Материал статьи посвящен актуальной научно-практической задаче — анализу исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза и их решениям, необходимости переименования Евразийского экономического союза в Евразийский союз...

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского...

Для этого мы предлагали название «Евразийский экономический союз» (ЕАЭС) заменить на «Евразийский союз» (ЕАС).

Очередное заседание Евразийского межправительственного совета состоялось 7 марта 2017 года в Бишкеке.

Евразийский экономический союз: социально-экономический...

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции

Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

Целью статьи является анализ наиболее общих проблем и противоречий, тенденций современного этапа евразийской экономической интеграции в рамках ЕАЭС. Ключевые слова: евразийская интеграция, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Таможенный союз...

Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это...

Евразийский экономический союз был создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества между Россией, Беларусью и Казахстаном для укрепления экономик стран-участниц...

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран...

Евразийский экономический союз, Казахстан, Россия, Армения, процесс, современный кризис, промышленное производство, постсоветское пространство, мировая экономика, финансовая система.

Системы разрешения международных споров в рамках ВТО и ЕАЭС

«Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, созданный 1 января 2015 года.

Так, статья 19 п.1 Договора о Евразийском экономическом союзе закрепляет: «Суд Союза является постоянно действующим судебным органом Союза» [4]. Местом пребывания...

Итоги существования Евразийского экономического сообщества

казахстан, россия, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, беларусь, таджикистан, кыргызстан, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, чистый экспорт.

Составы суда ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье рассматривается структура Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Похожие статьи

Решение исходных проблем интеграции Евразийского...

Материал статьи посвящен актуальной научно-практической задаче — анализу исходных проблем интеграции Евразийского экономического союза и их решениям, необходимости переименования Евразийского экономического союза в Евразийский союз...

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского...

Для этого мы предлагали название «Евразийский экономический союз» (ЕАЭС) заменить на «Евразийский союз» (ЕАС).

Очередное заседание Евразийского межправительственного совета состоялось 7 марта 2017 года в Бишкеке.

Евразийский экономический союз: социально-экономический...

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции

Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

Целью статьи является анализ наиболее общих проблем и противоречий, тенденций современного этапа евразийской экономической интеграции в рамках ЕАЭС. Ключевые слова: евразийская интеграция, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Таможенный союз...

Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это...

Евразийский экономический союз был создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества между Россией, Беларусью и Казахстаном для укрепления экономик стран-участниц...

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран...

Евразийский экономический союз, Казахстан, Россия, Армения, процесс, современный кризис, промышленное производство, постсоветское пространство, мировая экономика, финансовая система.

Системы разрешения международных споров в рамках ВТО и ЕАЭС

«Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, созданный 1 января 2015 года.

Так, статья 19 п.1 Договора о Евразийском экономическом союзе закрепляет: «Суд Союза является постоянно действующим судебным органом Союза» [4]. Местом пребывания...

Итоги существования Евразийского экономического сообщества

казахстан, россия, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, беларусь, таджикистан, кыргызстан, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз, чистый экспорт.

Составы суда ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье рассматривается структура Суда Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее авторитетных и эффективных органов правосудия в системе наднационального права стран СНГ.

Задать вопрос