Труд и занятость лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 01.01.2018

Статья просмотрена: 637 раз

Библиографическое описание:

Бобкина, Н. В. Труд и занятость лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации / Н. В. Бобкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47593/ (дата обращения: 19.04.2024).



В Российской Федерации насчитывается около 4 млн. трудоспособных инвалидов, из них, по данным Росстата за 2017 год, по всем группам инвалидности работают всего около 1 млн. человек, что составляет всего 24 % от общего числа трудоспособных инвалидов.

После ратификации Российской Федерацией 3 мая 2012 года Конвенции ООН о правах инвалидов, вопрос об обеспечении трудовых прав и занятости лиц с «ограниченными физическими возможностями» в Российской Федерации приобрел значительную актуальность, ведь лица с «ограниченными физическими возможностями» являются полноправными членами нашего общества, тем более в Конституции и Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрен запрет на какую — либо рода дискриминацию в сфере труда. Но в чем тогда состоит главная проблема низкой занятости лиц с «ограниченными физическими возможностями»? Ведь во многих зарубежных странах процент занятости данной категории граждан весьма высок, например, в США из 50 млн. инвалидов трудоустроено 30 %, в Китае из 60 млн. инвалидов, трудоустроено 80 %..

Для начала необходимо разобраться в терминологии и соотношении понятий «инвалид» и «лицо с ограниченными физическими возможностями».

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [4]. Признание лица инвалидом осуществляется исключительно федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Согласно приказу Минтруда России от 17.12.2015 «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», «лиц с ограниченными физическими возможностями» можно разделить по видам ограничения функций на шесть групп: лица с нарушениями двигательных функций, нарушениями функций систем организма (кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена и др.), сенсорными нарушениями (зрения, слуха, обоняния, осязания), психическими нарушениями (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и т. д.), нарушениями языковых и речевых функций, и с нарушениями, обусловленными физическим внешним уродством. Также определяется степени нарушений по каждому из видов: от первой до четвертой степени.

В Российском законодательстве не закреплено понятие «лицо с ограниченными физическими возможностями», однако в научной литературе данное понятие часто определяется как лицо, которое имеет ограничения в повседневной жизнедеятельности связанные с физическими, психологическими или сенсорными дефектами.

Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными физическими возможностями» близки по своему содержанию, однако понятие «инвалид» — это медицинский термин, который выражает результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности человека, зафиксированной в документе установленной формы (справке о признании лица инвалидом) [6], а понятие «лицо с ограниченными физическими возможностями здоровья» более широкое и общее, но при этом оно включает только лиц, которые имеют статус инвалида, поэтому в Российской Федерации понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными физическими возможностями» используются как синонимы.

Как уже отмечалось ранее, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов в 2012 году, а значит, придала данному документу на территории Российской Федерацию юридическую силу, которой не должно противоречить национальное законодательство. Согласно статье 27 Конвенции, государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов [1].

В статье 37 Конституции Российской Федерации, а также в статье 2 Трудового кодекса РФ закреплены основы регулирования трудовых, правоотношений, которые распространены на всех без исключения, в том числе для лиц с «ограниченными физическими возможностями». В частности, свобода труда, запрет на дискриминацию в сфере труда, защита от безработицы, право на судебную защиту своих трудовых прав и свобод и т. д.

Следует отметить, что на инвалидов полностью распространяется запрет на дискриминацию в сфере труда. В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса РФ, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, что исключает законодательное ограничение граждан в реализации их трудовых прав в связи с инвалидностью. Согласно статье 64 Трудового кодекса работодатель не может отказать в заключение трудового договора инвалиду, по причинам, не связанных с деловыми качествами данного работника или без указания на это в законах.

Также, согласно статье 64 Трудового кодекса работодатель не может отказать в заключение трудового договора инвалиду, по причинам, не связанных с деловыми качествами данного работника или без указания на это в законах.

Работодатель обязан также предоставить соответствующие условия труда для «лиц с ограниченными физическими возможностями», ввиду особого положения данной категории граждан. Так, согласно Санитарным правилам 2.2.9.2510–09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 18 мая 2009 года, работодатель обязан обеспечивать необходимые условия труда инвалидов в соответствии с данными правилами. В частности, составлять график работы с учетом заболевания, а также противопоказаний; работа не должна быть связана со значительными перемещениями (преимущественно сидячая работа); оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке, выделять дополнительные площади для возможности разворота и проезда инвалида в инвалидной коляске; оснащать оборудование рабочего места специальными индикаторами (визуальные, акустические, тактильные), которые учитывают возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации, в частности для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы.

Трудовым кодексом также предусмотрены соответствующие льготы для «лиц с ограниченными физическими возможностями» по отношению с другими работниками, которые направлены для нормального выполнения инвалидов своих трудовых обязанностей. Так, например, согласно статье 92 ТКРФ, для инвалидов I и II групп установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 35 часов в неделю. Согласно статье 113, запрещается привлекать к работе инвалидов в выходные и праздничные дни, если это запрещено в соответствии с медицинским заключением.

Защита трудовых прав лиц с «ограниченными физическими возможностями» возложена на Федеральную инспекцию труда. Согласно статье 354, федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) [3]. Для устранения правонарушений, государственными инспекциями труда принимаются меры инспекторского реагирования. К данным мерам относится: выдача предписаний об устранении нарушений, привлечение к административной ответственности с наложением штрафов.

Стоит отметить, что в связи с присоединением России к Конвенции ООН о правах инвалидов, был принят Федеральный закон от 23.02.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов», с целью повышения эффективности гарантий трудовой занятости инвалидов, при соблюдении квоты для инвалидов, в частности была усилена административная ответственность для работодателей. Так, согласно статье 2 данного закона, за отказ выделения квоты инвалидам или отказ в принятии на работу данного лица, в пределах установленной квоты влечет привлечение административной ответственности и влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей. Также, согласно статье 3 данного федерального закона, работодатель обязан принимать локальные нормативные акты, содержащие информацию о рабочих местах, которые предусмотрены квотой и представлять сведения о них органам занятости.

Подводя итог нашему научному исследованию, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день существует немало нормативно-правовых актов, которые предоставляют определенные гарантии в сфере трудовых правоотношений для лиц с «ограниченными физическими возможностями», однако существует необходимость совершенствование законодательства по данному вопросу. Хочется отметить, что Правительство РФ уже утвердила распоряжением от 10 мая 2017 года N 893-р, план по повышению уровня занятости инвалидов на период с 2017–2020г. Программа предусматривает: Во-первых, достаточно эффективный контроль за трудоустройством людей с «ограничениями физическими возможностями» в соответствии с квотным принципом; Во-вторых, привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к помощи в трудоустройстве инвалидов; В-третьих, повышение эффективности служб занятости для упрощения оформления различных документов.

«Сегодня работает чуть меньше одного миллиона инвалидов трудоспособного возраста или 24 % от их численности, — сообщил заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев. — К 2020 году министерство ставит задачу удвоить уровень их занятости» [7].

Литература:

  1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2013. N 6. Ст.468
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.-М.:Проспект, 2016.
  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017)»// Официальный интернет-портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (19.11.17).
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 № — 181ФЗ (ред. 01.06.17) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// Официальный интернет — портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (19.11.17).
  5. Приказ Минтруда России от 17.12.2015 «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет — портал правовой информации Государственная система правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ Дата обращения (19.11.17).
  6. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. — М.: Смысл, 2010.
  7. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://rosmintrud.ru/social/invalid-defence/335 (дата обращения: 19.11.17).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, инвалид, лицо, возможность, трудовой кодекс, административная ответственность, Конвенция ООН, сфера труда, трудовой договор, Трудовой кодекс РФ.


Похожие статьи

Особенности правового регулирования труда лиц без гражданства...

Российская Федерация, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, лицо, гражданство, трудовой договор, гражданин, правовое положение, правовой статус.

Дискриминация женщин в сфере труда | Статья в журнале...

женщина, дискриминация, Российская Федерация, сфера труда, отношение женщин, работа, Россия, трудовой договор, Трудовой кодекс, Норвегия.

Ответственность за дискриминацию в сфере труда

Административная ответственность наступает, когда виновное лицо совершает

Трудовые права работников по ст. 5.27 КоАП РФ являются объектом правонарушения.

Статья 5.42 КоАП РФ специально направлена на защиту трудовых прав инвалидов.

Гарантии в трудовом праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) [1] целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда...

Влияние актов международного права на принятие норм...

Действующий Трудовой кодекс РФ имеет специальную главу 41, регулирующую труд данной категории работников, но сам Трудовой кодекс РФ не содержит данного понятия.

Охрана труда как важнейший институт трудового права...

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; возмещать вред...

Повышение ответственности работодателей за нарушение...

кодекса Российской Федерации и 48 материалов о нарушениях законодательства об оплате труда.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовое законодательство, административная ответственность, РФ, ТК РФ, заработная плата, уголовная...

Проблема дискриминации в сфере трудовых отношений

Российская Федерация не стала исключением. Запрет дискриминации как базовый принцип применительно к вопросам оплаты труда закреплен в Конституции РФ (п.3 ст.37). Основные положения, устанавливающие запрет на дискриминацию в трудовых отношениях...

Проблема дискриминации в сфере труда | Статья в журнале...

дискриминация, Российская Федерация, трудовой договор, работник, сфера труда, трудовое законодательство, ТК РФ, полный объем, Трудовой кодекс, Трудовой кодекс РФ.

Похожие статьи

Особенности правового регулирования труда лиц без гражданства...

Российская Федерация, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, лицо, гражданство, трудовой договор, гражданин, правовое положение, правовой статус.

Дискриминация женщин в сфере труда | Статья в журнале...

женщина, дискриминация, Российская Федерация, сфера труда, отношение женщин, работа, Россия, трудовой договор, Трудовой кодекс, Норвегия.

Ответственность за дискриминацию в сфере труда

Административная ответственность наступает, когда виновное лицо совершает

Трудовые права работников по ст. 5.27 КоАП РФ являются объектом правонарушения.

Статья 5.42 КоАП РФ специально направлена на защиту трудовых прав инвалидов.

Гарантии в трудовом праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) [1] целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда...

Влияние актов международного права на принятие норм...

Действующий Трудовой кодекс РФ имеет специальную главу 41, регулирующую труд данной категории работников, но сам Трудовой кодекс РФ не содержит данного понятия.

Охрана труда как важнейший институт трудового права...

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; возмещать вред...

Повышение ответственности работодателей за нарушение...

кодекса Российской Федерации и 48 материалов о нарушениях законодательства об оплате труда.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовое законодательство, административная ответственность, РФ, ТК РФ, заработная плата, уголовная...

Проблема дискриминации в сфере трудовых отношений

Российская Федерация не стала исключением. Запрет дискриминации как базовый принцип применительно к вопросам оплаты труда закреплен в Конституции РФ (п.3 ст.37). Основные положения, устанавливающие запрет на дискриминацию в трудовых отношениях...

Проблема дискриминации в сфере труда | Статья в журнале...

дискриминация, Российская Федерация, трудовой договор, работник, сфера труда, трудовое законодательство, ТК РФ, полный объем, Трудовой кодекс, Трудовой кодекс РФ.

Задать вопрос