Формирование мотивации к изучению математики младших школьников посредством индивидуально-образовательной платформы «Учи.ру» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тайлакова, Е. В. Формирование мотивации к изучению математики младших школьников посредством индивидуально-образовательной платформы «Учи.ру» / Е. В. Тайлакова, М. Г. Петухова, С. Б. Носова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 221-224. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47576/ (дата обращения: 23.04.2024).



Качественное образование в современной школе требует решения многих задач. И одной из таких задач является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и развития её у школьников. Поэтому столь актуален поиск путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивов учения у обучающихся, что способствует эффективности учебной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили задачи по формированию у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, активной жизненной позиции, тем самым актуализировав необходимость формирования устойчивой учебной мотивации.

Повышение качества обучения и воспитания — вот тот социальный заказ, который предъявляет сегодня общество школе. Мотивация выполняет важные функции в обучении. Необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы она способствовала развитию познавательного интереса, помогала формированию у ребенка таких качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что во многом обеспечивает развитие личности. Она должна создавать широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

Несомненно, что на школьников благоприятно действуют собственные успехи в познавательной деятельности. Успех укрепляет веру ученика, вне зависимости от возраста, в собственные возможности и силы. Успех подкрепляет желание продолжать начатое дело, преодолевать какие бы то ни было трудности.

Во многом обучение математике — это обучение решению задач. Задачи школьного курса условно можно разделить на стандартные и нестандартные. Конечно, большинство задач являются стандартными, и для их решения необходимо лишь умение работать «по образцу». Необходимо знание некоторого алгоритма, с помощью которого можно решить данный тип задач. Возникающие при решении таких задач трудности носят чисто технический характер; методика их преодоления достаточно известна: это тренировка в решении однотипных задач. Встречая же нестандартные задачи, то есть те задачи, которые трудно отнести к какому-либо типу, ученики не знают, что делать, объясняя это тем, что «таких задач они в школе не решали».

Несомненно, необходимо чтобы к окончанию школы у ребят имелся достаточный опыт решения задач, требующих проявления творческой, хоть и небольшой, оригинальности и умения выработать собственный метод их решения.

Хорошим стимулом обучения детей в начальной школе является использование дидактических игр и включение игровых элементов в школьные занятия.

В своей работе, с целью повышения мотивации учащихся, мы использовали дистанционную форму обучения — работу всего класса на онлайн-платформе «Учи.ру». Эксперимент проводился на базе одной из школ г. Кемерово во втором классе. Программа обучения «Школа России». В ходе проведения исследования использовался электронный образовательный ресурс «Учи.ру» на всех этапах урока в течение 10 минут за урок, согласно санитарным нормам, а также в качестве выполнения домашних заданий.

ЭОР Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. [1]

Ее авторы: Иван Владимирович Коломоец, генеральный директор и сооснователь «Учи.ру», победитель всероссийской олимпиады школьников по физике и Алексей Вахов, технический директор «Учи.ру», победитель международной физической олимпиады. Данная платформа создавалась людьми увлеченными и мотивированными в области математики еще с детства, которым знакомы все трудности в приобретении знаний, поэтому она, как нельзя лучше может быть полезна ученикам в пробуждении их мотивации в обучении и учителям, ставящим цель мотивировать своих учащихся.

Эта платформа создана в рамках Концепции развития математического образования РФ. Ее основными задачами являются:

– модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях;

– обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

– обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого ученика;

– для замотивированных учеников с выдающимися способностями предоставление всех условий для развития и применения этих способностей;

– популяризация математических знаний и математического образования. [4]

Принцип действия платформы. Курс математики разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий в понятной детям игровой форме. Ученик, используя возможности платформы, решает задания и последовательно проходит школьную программу.

Учи.ру строит диалог с ребенком во время выполнения каждого задания. ЭОР воспроизводит индивидуальную работу учителя с каждым учеником. Система задает вопросы и реагирует на ответы. Адаптируясь к каждому ученику, система реагирует на его действия и, в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание; в случае ошибки она не дает готового ответа, а задает уточняющие вопросы, которые помогают ученику прийти к верному решению. Система Учи.ру подстраивается как под одаренного ребенка, так и под отстающего, планомерно повышает уровень их знаний и математических навыков. Учи.ру не зависит от текущей подготовки ребенка и его местонахождения, и поэтому является прекрасным инструментом инклюзивного образования и обеспечивает возможность заниматься детям с ограниченными возможностями здоровья. Путем создания благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий система позволяет повысить мотивацию ребенка. Платформа подбирает для каждого ребенка свои задачи и уровень сложности. Задачи построены таким образом, чтобы ребенок сам выводил правило на практике, а не заучивал его. Ведь, как известно, лучше всего запоминается то, что открываешь сам. Не маловажно и то, что ученик учится в комфортном для себя темпе и получает только те задания, с которыми он может справиться на данном этапе. Учи.ру отслеживает успехи и хвалит учеников. Предполагается, что подобная система поощрений дает ученику сильную мотивацию на дальнейшее обучение. [2]

Платформа организована так, что учителя и родители могут следить за успеваемостью ребенка. Так же реализована возможность анализа успеха ребенка по каждому уроку с нескольких точек зрения: скорости прохождения урока, количества попыток при прохождении урока, эффективности разных способов подачи.

Возможно использование системы на уроке. В этом случае учитель может выводить на интерактивную доску задания Учи.ру, объяснять новую тему или работать с учениками у доски на всех этапах проведения урока в учебном классе. Также возможно использовать платформу в качестве домашних заданий. Хотя существуют ограничения по количеству выполняемых заданий в рамках бесплатного доступа.

Учитель может контролировать выполнение заданий учениками и классом в целом, отслеживать статистику. Ребенок движется по курсу последовательно. При прохождении каждого задания система анализирует поведение ученика и предоставляет детальную аналитику его успеваемости. Прогресс учащегося отображается в режиме реального времени.

Итак, можно назвать следующие возможности ресурса: индивидуальный подход к каждому ученику, выстраивание индивидуальной образовательной траектории; обучение происходит посредством интерактивных заданий в игровой форме; в наличии свыше 2000 заданий по всем темам математики начальной школы и 5–6 классов, разработанных профессиональными методистами в соответствии с учебной программой, банк заданий постоянно пополняется; возможность отслеживания успехов каждого ученика или всего класса; использование платформы на планшетах, компьютерах или интерактивной доске в классе; формирование домашних заданий для всего класса или индивидуально для каждого ученика.

При использовании в образовательном процессе ЭОР «Учи.ру» у учащихся развивается внутренняя и внешняя мотивация.

Внутренняя мотивация — связана с ситуацией выбора и желанием делать что-то самому на основе интереса. В Учи.ру это реализуется за счет возможности выбора траектории изучения материала, способа освоения учебного материала (самостоятельно решает или пользуется помощью «решать задачу вместе»), открытие «Тайной лаборатории» (этот раздел — загадка доступен только при прохождении определенного количества заданий).

Внешняя мотивация — связана с внешними поощрениями. Ее формирование реализуется посредством быстрой обратной связи и поощрения при выполнении каждого задания, сегментации деятельности и похвалы после прохождения карточки и урока, множеством персонажей и анимации.

Хотелось бы отметить, что задания могут выполнять учащиеся разного уровня: и ученики с яркими способностями, и с «пробелами» в учёбе, и дети, имеющие проблемы со здоровьем (ОВЗ). Каждый ребенок осваивает учебный материал, непринужденно играя, и получает удовольствие и стимул в учебе. Дети, видя свой результат, стремятся догнать «впередиидущего».

Для всех желающих УЧИ.РУ ежемесячно запускает какую-либо ДИНО-олимпиаду. Ребята, участвуя в ней, удовлетворяют свое естественное желание быть всегда впереди и быть самыми лучшими.

Для успешного формирования мотивации мы вели наблюдение за формированием познавательных интересов у учащихся на уроках по нескольким критериям: сосредоточенность внимания, увлеченность процессом деятельности; стремление по собственному желанию принимать участие в обсуждении вопросов; стремление выяснить непонятное; активность в течение всего урока (поднятие руки, характер ответа) и т. д.

По методике Л. Г. Жедуновой производился анализ настроения учеников класса, с которым они идут на урок математики. Следует отметить, что на конец эксперимента количество детей, идущих на урок математики с хорошим настроением повысилось на 8 процентов.

Так же существенно повысилась и активность детей на уроке. Дети так же участвовали и в олимпиадах, проводимых на платформе Учи.ру. Количество участников в зимней и весенней олимпиаде увеличилось с 19 до 25 человек (что составляет 100 % состава класса). При этом значительно возросло (на 20 %) количество участников — победителей (с 6 до 13 детей). Также учащиеся принимали участие в региональной онлайн — олимпиаде по математике, и одна ученица заняла второе призовое место.

Так же мы рассматривали такой критерий увеличения уровня мотивации как успеваемость учащихся. Это конечно внешняя мотивация, но на данный момент она играет значительную роль для младших школьников. За основу успеваемости мы взяли отметки учеников 2 класса за третью и четвертую четверти 2017г. Рассчитали средний балл, проанализировали уровень его прироста. Самым значительным достижением в результате эксперимента явилось повышение у 52 % учащихся экспериментального класса среднего балла успеваемости.

Таким образом, эксперимент показал положительное влияние использования платформы Учи.ру на формирование учебной мотивации школьников. Можно сделать вывод, что применение электронных образовательных ресурсов в современном учебно-воспитательном процессе обосновано при всех формах урока и внеурочной деятельности. Нужно только правильно дозировать электронную информацию и электронный эксперимент с живым общением с учителем и реальными экспериментами.

Литература:

  1. Образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей, олимпиады по математике УЧИ.РУ.– Режим доступа: https://uchi.ru/
  2. Коломоец, И. Как научить ребенка математике. [Электронный ресурс]/ И. Коломоец. — Режим доступа: https://snob.ru/selected/entry/116325
  3. Крыжановская Н. В., Млкеян Л. А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. — С. 121–125. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56102.htm.
  4. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, задача, ребенок, внешняя мотивация, задание, математическое образование, выполнение заданий, урок математики, учебная деятельность, учебный материал.


Похожие статьи

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

урок, учебная деятельность, учитель, химия, учащийся, ребенок, положительная мотивация, устный счет, учебная мотивация, объяснение нового материала.

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

исследовательский характер, задача, учебная исследовательская деятельность, урок математики, исследовательская деятельность, начальная школа, задание, умение, школьник...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

урок математики, учебная деятельность, математическое образование, математик, результат опроса, проблема, обучающийся, образовательный процесс, метод мотивации, школа. мотивация, учение, интерес, приемы...

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

математик, класс, преподаватель, ребенок, ученик, сильная группа, задача, учебный материал, учитель, родной язык.

Проектирование учебных заданий по математике, направленных...

задача, задание, ребенок, клетка, помощь линейки, начальное общее образование, начальная школа, учебный материал, учебный процесс, алгоритм построения отрезка.

Использование средств математики в процессе формирования...

Применение данных средств на уроках математики развивает следующие компетенции учащихся: повышение мотивации учащихся к обучению; развитие мышления и творческих способностей учащихся; развитие самостоятельности учащихся путем выполнения заданий

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Дети решают проблему. Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики.

Составление обращенных задач как инструмент развития...

Показано, что такого рода математическая деятельность школьников по самостоятельному конструированию окрестности обращённых задач является средством развития универсальных учебных действий на уроках математики.

Интегрированный урок математики с применением игровых...

– Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала; – Мотивация учебной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): подведение итогов, урок, игра, математическая игра, учебная деятельность, учебная работа, учебный материал...

Похожие статьи

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение...

урок, учебная деятельность, учитель, химия, учащийся, ребенок, положительная мотивация, устный счет, учебная мотивация, объяснение нового материала.

Организация учебной исследовательской деятельности младших...

исследовательский характер, задача, учебная исследовательская деятельность, урок математики, исследовательская деятельность, начальная школа, задание, умение, школьник...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

урок математики, учебная деятельность, математическое образование, математик, результат опроса, проблема, обучающийся, образовательный процесс, метод мотивации, школа. мотивация, учение, интерес, приемы...

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

математик, класс, преподаватель, ребенок, ученик, сильная группа, задача, учебный материал, учитель, родной язык.

Проектирование учебных заданий по математике, направленных...

задача, задание, ребенок, клетка, помощь линейки, начальное общее образование, начальная школа, учебный материал, учебный процесс, алгоритм построения отрезка.

Использование средств математики в процессе формирования...

Применение данных средств на уроках математики развивает следующие компетенции учащихся: повышение мотивации учащихся к обучению; развитие мышления и творческих способностей учащихся; развитие самостоятельности учащихся путем выполнения заданий

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

Дети решают проблему. Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики.

Составление обращенных задач как инструмент развития...

Показано, что такого рода математическая деятельность школьников по самостоятельному конструированию окрестности обращённых задач является средством развития универсальных учебных действий на уроках математики.

Интегрированный урок математики с применением игровых...

– Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала; – Мотивация учебной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): подведение итогов, урок, игра, математическая игра, учебная деятельность, учебная работа, учебный материал...

Задать вопрос