Феномен NEET современного поколения и его влияние на макроэкономические показатели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 26.12.2017

Статья просмотрена: 528 раз

Библиографическое описание:

Яковлева Е. А., Галахова А. А. Феномен NEET современного поколения и его влияние на макроэкономические показатели // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 196-201. — URL https://moluch.ru/archive/185/47491/ (дата обращения: 15.10.2019).



Ключевые слова: NEET-молодежь, экономически неактивное население, рынок труда, безработица, профессиональное образование.

Введение

Как правило, ежегодно для оценки общей экономической ситуации в стране анализируются различные макроэкономические показатели, в первую очередь, такие как валовый внутренний продукт, экспорт и импорт, уровни занятости и безработицы, показатели экономически активного и неактивного населения. Рассматривая последние на предмет входящих в них социальных слоев, ученые стали замечать, что существует некоторая группа людей, которая не совсем подходит под критерии того или иного показателя, вследствие чего итоговые данные получались неверными. Дело в том, что показатель безработицы не учитывает специфическую мобильность или экономическую неактивность, с которой сталкивается нынешняя молодежь, предпочитая учебе работу и наоборот; при расчете показателя экономической неактивности рассматриваются как те, кто обучается, так и те, кто не имеет постоянного места обучения; и наконец традиционные подходы не учитывают новейших методов мобильности молодежи.

Проблематика феномена NEET на российском рынке труда является новым, почти не изученным явлением. Молодежь в возрасте 15–24 лет, которая не учится, не работает и не участвует в профессиональной подготовке, получила в международной статистике особое название — NEET — Not in Employment, Education or Training. Ее представители оторваны от сферы образования и рынка труда, что в будущем может привести к проблемам с трудоустройством и становлением в качестве полноценных членов общества [1,с.21]. Актуальность изучения группы NEET продиктована также тем, что пребывание в состоянии оторванности от сферы занятости и образования может отнюдь не ограничиваться молодостью, а транслироваться в дальнейшем в средние и даже старшие возраста. Тем самым наличие группы NEET на рынке труда будет превращаться в долгосрочную социальную проблему.

Вместе с этим феноменом нужно отметить, что на данный момент наблюдается резкое снижение рождаемости населения нашей страны. В 2017 году, снижение числа родившихся россиян составило 170 тысяч человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является самым высоким показателем за последние 16 лет [2]. Это свидетельствует о постепенном нарастании дефицита работников на рынке труда, в том числе квалифицированных специалистов. Этому также будет способствовать развитие и увеличение NEET молодежи, что в свою очередь повлияет на экономику страны — на уровень образования, на количество экономически активного и неактивного населения, на уровень безработицы, на внутренний валовый продукт и многое другое.

С феноменом NEET в нашей стране столкнулись сравнительно недавно, как только молодежь данной категории начала влиять на экономику страны заметно сильнее. Немногие знают, что это такое, поэтому в данной статье мы раскроем сущность современного поколения NEET, дадим характеристику поколению и причинам возникновения данного феномена, а также рассмотрим весомые аргументы влияния NEET-молодежи на экономическую ситуацию путем собственного исследования и на основе обзора литературных источников.

Характеристика поколения

На первый взгляд, понятие NEET — новое в современном мире, однако оно имеет глубокую историю. Впервые аналог термина прозвучал в латиноамериканской и западноевропейской социологической публицистике, как «поколение ни-ни» — молодежь в возрасте от 16 до 24 лет, которая в силу различных причин не работает и не учится. Подобная трактовка термина получила широкое распространение в средиземноморских странах из-за того, что именно в этих районах молодежная безработица достигала 60 % (конец 2012 в Германии и Испании). Однако термин NEET впервые появляется в Соединенном Королевстве и в дальнейшем распространяется в Японии, США, России и имеет ряд отличительных особенностей от «поколения ни-ни» [4,с.31–39].

Впервые формально термин NEET появился в документах Великобритании в 1999 году — в Докладе Правительства Великобритании, посвященном проблемам молодых людей в возрасте 16–18 лет [3]. Позднее подобный феномен проник и в нашу страну, но лишь в 2010 году Росстат принял стандартизированное определение NEET и метод расчета уровня NEET-безработицы.

NEET — это современная молодежь 16–24 лет, без рабочего места и места обучения, несколько отстранившаяся от мира, в переводе с английского языка: «ни образования, ни работы, ни обучения» (Not in Education, Employment, or Training). Уровень NEET рассчитывается как доля от общей численности молодежи 16–24 лет. Для расчета данного показателя используются общенациональные данные за определенный период. Уровень NEET-безработицы — это отношение численности безработных в возрасте 15–24 лет к численности всего населения данного возраста. При расчетах уровня NEET-экономической неактивности учитываются только те, кто не участвует в обучении и профессиональной переподготовке [5,с.40–47].

Ситуация усугубляется тем, что безработица NEET молодежи не заканчивается после истечения указанного в терминологии возраста, она может продолжаться и далее. В конечном итоге подобное положение дел может иметь резко возрастающую отрицательную динамику, а также негативные последствия для общества: недостаток квалифицированных работников в различных сферах труда, социальная эксклюзия, маргинализация и прочее.

Причины возникновения феномена

Согласно исследованиям НИУ ВШЭ современный мир сталкивается с проблемой NEET-молодежи по причине низкого уровня образования, состояния здоровья, негативного опыта ранней беременности. Помимо индивидуальных факторов авторы исследования отмечают влияние семейных факторов, таких как: плохие жилищные условия, безработные родители, многодетная семья [1,с.21]. Более того, рассматривая феномен NEET-молодежи, многие ученые упускают из виду тот факт, что и индивидуальные, и семейные факторы носят весомый характер в данной ситуации и, кроме того, выступают в совокупности, так как развитие общества происходит под влиянием многих институтов социализации. Социальное неравенство семей в обществе, в свою очередь приводит к тому, что дети малообеспеченных родителей с самого рождения лишены некоторых благ, таким образом, они накапливают социальный капитал в пределах своих возможностей, который в дальнейшем определяет их социальный статус, место учебы и работы. Возможность попадания в группу NEET имеет долгосрочные последствия, которые зависят от начального социального положения и положения, которое удалось достичь, это бесперспективная низкооплачиваемая работа, бедность, проблемы с физическим и психологическим здоровьем и тому подобное.

По мнению некоторых исследователей данного феномена [4,с.31–39], можно прийти к выводу о том, что нынешняя молодежь испытывает трудности с социальной самоидентификацией, сложности с пониманием собственного места в обществе. Почти каждый ребенок в бывшем Советском Союзе был знаком со структурой общества и знал слой общества, к которому он принадлежит, четко представляя свою роль в нем. Существовало три группы, на которые делилось общество: рабочий класс, интеллигенция и крестьянство, все они выполняли определенную социально-экономическую функцию. С ликвидацией предыдущего советского общества стерлась и существующая социальная стратификация. Для решения образовавшейся проблемы, к бывшей социальной системе добавили заимствованный с запада средний класс, а отсутствие четких границ между существующими «сословиями», в свою очередь, привело к путанице, непониманию и незнанию самой молодежи своего места в обществе [6,с.151].

Влияние молодого поколения на экономическую ситуацию

В связи с появлением и стремительным распространением на территории каждой страны, NEET-молодежь влияет не только на экономическую ситуацию в своей возрастной группе, но и на ситуацию в обществе в целом. Как было сказано ранее, NEET-молодежь — это часть населения в возрасте от 16 до 24 лет, которая не работает и не учится, однако есть и противоположное данному феномену социальное явление. В противовес NEET-молодежи, которая не работает и не учится, существует другая молодежь, которая и работает, и учится. Рассмотрим причины, по которым население данной области прибегает к подобному образу жизни, из чего попробуем сделать вывод о причинах появления и распространения NEET-молодежи.

Во-первых, не всем будущим студентам (16–19 лет) удается занять бюджетное место, таким образом, они вынуждены платить за свое обучение, как правило, из этого вытекает причина, по которой молодежь идет работать во время учебы, это бедственное экономическое положение семьи и желание всячески поддержать ее материально для получения хорошего, престижного высшего образования.

Во-вторых, современный рынок труда предоставляет огромные возможности для молодежи: частичная занятость, неполный рабочий день и вакансии на рабочие места с удаленным рабочим местом (фрилансинг).

В-третьих, будущие выпускники, как правило, сталкиваются с нуждой в опыте работы при поиске подходящей вакансии, не зависимо от того какой ВУЗ закончили, это приводит к тому, что студенты старших курсов совмещают и работу, и учебу, для получения опыта и возможности самореализации. Более того, многие учебные планы университетов способствуют этому. Стоит заметить, что нужда в опыте работы во время обучения возникает у молодежи, которая занимает бюджетные места в своем ВУЗе, так как они задумываются о своем будущем гораздо раньше, как и о подготовке к вступительным экзаменам перед поступлением в высшее учебное заведение.

В-четвертых, студенты ищут вакантное место для поддержания высоких стандартов потребления и качества жизни: предпочтения нынешней молодежи соответствуют новым веяниям и зависят от общества потребления, которое требует нового уровня дохода и высокого уровня затрат.

И наконец, пятый аргумент, это студенты, состоящие в браке или имеющие более зрелый статус, вынуждены совмещать работу с учебой для стабильного финансового положениях их маленькой ячейки общества [7,с.152–157].

Тогда почему же при таких ярких и перспективных возможностей для молодежи, совмещающей и учебу, и работу, находится огромная часть тех, кто не желает ни работать, ни учиться?

Начиная с 90-х годов прошедшего столетия, прослеживается явное изменение в некоторых показателях экономики среди возрастных групп населения 15–19 лет. Так, уровень экономической активности молодежи данного промежутка сократился с 32,1 % (1992) до 8,1 (2014); и среди населения 20–24 лет: с 79,3 % до 58,9 % [8, c.39–46].

Для населения в возрасте до 24 лет показатель безработицы превышает общий средний показатель безработицы по стране (15–72 года).

Зависимость экономического потенциала страны от сокращения трудоспособного населения является критической. При сокращающейся рабочей силе трудно поддерживать экономический рост, в теории это сокращение может быть компенсировано ростом производительности труда, хотя в практике российской экономики это сделать пока затруднительно. Несмотря на увеличение трудоспособного возраста, попадание страны в демографический кризис будет негативно влиять на экономические показатели. Таким образом, разрастание численности группы NEET приведет к большему ухудшению экономического положения страны. Следовательно, молодые люди, которые колеблются с выбором профессии и ребята, которые уже входят в группу NEET нуждаются в поддержке на всех уровнях, начиная с семьи и заканчивая государством. Необходимо разработать и предложить компромиссные методы борьбы со сложившейся ситуацией, ведь желание молодого поколения вести социально и экономически неактивный образ жизни может увеличить демографическую яму до колоссальных размеров, что приведет к высоким потерям по всем экономическим, социальным и психологическим показателям.

Собственное исследование

Мы провели собственное исследование, путем анкетирования молодого населения Южного Федерального округа. В анкетировании приняли участие 233 человека. Респонденты женского пола составили 62 % общей выборки, 38 % — мужского. Так как феномен NEET, согласно термину, отражает в себе молодежь от 16 до 24 лет, в анкетировании фигурируют ответы ребят 16–18 лет (18,7 %); 18–20 лет (52,7 %); 20–22 лет (21,3 %) и 22–24 лет (7,3 %).

Большая часть респондентов — студенты очной формы обучения (68,7 %), однако есть и другие группы видов деятельности, которые занимают опрошенные (рисунок 1). Из всех учащихся 52,3 % опрошенных постоянно посещают занятия; 37,5 % — иногда прогуливают пары; 8,6 % — всегда прогуливают пары.

Помимо регулярности посещения занятий, ребятам был задан вопрос об их заинтересованности в обучении. Исходя из этого: 66,7 % изъявляют высокий интерес к обучению и имеют желание получить высшее образование; 13,2 % — говорят, что их родители хотят, чтобы у них было высшее образование; 14 % — не знают, почему ходят на учебу; остальная часть опрошенных респондентов, либо хочет получить полезные знания, но не понимает, зачем ходить на учебу, либо хочет стать отличным специалистом своего дела, либо понимает, что без высшего образования на российском рынке труда почти невозможно найти конкурентоспособное рабочее место. Эти ответы дают четкую картину заинтересованности ребят в посещении занятий и обучении в целом, а также указывают на ту часть, которая находится в зоне угрозы попадания в группу NEET-молодежи (8,6 % опрошенных по вопросу о посещаемости занятий; 14 % — по вопросу о заинтересованности в получении образования).

Points scored

Рис. 1. Распределение по видам деятельности молодого населения, принявшего участие в исследовании

Продолжая анализ совокупности вопросов для ребят, получающих высшее образование, мы получили следующие результаты: около половины опрошенных планировали поступать на специальности гуманитарной направленности (49,3 %); 22,7 % — на технические специальности; 17,3 % — на творческие специальности и всего 10,7 % — на естественные специальности.

Нам удалось узнать информацию о том, как происходил выбор будущей профессии, кто оказал влияние на данный процесс. 60,6 % респондентов сами выбрали направление подготовки; 15,2 % — поступили в вуз, чтобы не сидеть дома, это говорит о том, что ребята осознают важность получения высшего образования и возможность попадания в маргинальную среду без него; 14,4 % говорят, что родители повлияли на их выбор. По 3,8 % ответов респондентов распределились по категориям “друзья посоветовали” и “пошел за компанию”. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что молодые люди не полностью осознают всю серьезность их будущей жизни и не имеют собственного мнения, что в дальнейшем может привести к пристрастию к вредным привычкам, а также к попаданию в группу NEET-молодежи.

Основным источником дохода опрошенных респондентов являются стипендии, также в ответах отмечена помощь родителей, реже работа.

Что же касается жизненных ценностей анкетируемых, то в основном респонденты отмечают важность саморазвития, карьеры, а также семьи и близких в структуре их жизни, полагают, что это мотивирует их на высокие свершения.

Несмотря на то, что большая часть опрошенных респондентов являются студентами, более 14 % из них уже трудоустроены. На вопрос о причинах, 57,1 % ответили, что работают для того, чтобы заработать деньги на “хорошую” жизнь; 19 % пытаются заработать на обучение; 11,9 % не видят смысла в обучении. Зарабатывая, респонденты получают 1–5 тысяч рублей (15,4 %); 5–10 тысяч рублей (17,9 %); 10–15 тысяч рублей (12,8 %); 15–20 тысяч рублей (25,6 %); 25 тысяч рублей (5,2 %); 30 тысяч рублей (10,2 %). Доход работающих участников исследования достаточно высок, чтобы обеспечить собственную жизнь. Данный показатель говорит о том, что почти все респонденты осознают серьезность нынешней жизни, а также чувствуют на себе давление возраста и будущего, понимают необходимость становления. Это важный показатель, говорящий в пользу того, что нынешняя работающая молодежь ответственно планирует свою жизнь и вероятность попадания в группу NEET крайне низка.

Как уже отмечалось ранее, респонденты, которые не работают и не учатся, составили 6,7 % общей выборки. Данной группе участников исследования был задан вопрос, содержащий в себе причины, по которым они не работают и не учатся.

30,4 % «неактивных» молодых людей отчаялись в жизни и не нашли себя; 26,1 % находятся в группе NEET-молодежи по причине беременности или раннего выхода замуж/женитьбы; 13 % считают, что нет необходимости получать образование или работать, если есть родители, которые обеспечивают; у 8,7 % отсутствует желание учиться или работать, что схоже с самым популярным вариантом ответа (отчаялся в жизни, не нашел себя) (Рисунок 2). Из этого следует вывод о том, что почти половина опрошенных участников, входящих в группу NEET, столкнулась с проблемами социализации и образования в детстве. Они имеют более чуткую психологическую структуру мышления, так как не смогли справиться с давлением жизненных обстоятельств, ведь часть опрошенных попала в данную группу по причине неудачи с поступлением в желаемый ВУЗ или по другим схожим причинам.

Points scored

Рис. 2. Причины вхождения респондентов в группу NEET

Заключение

В настоящей статье были рассмотрены характеристика и причины возникновения специфической категории молодежи, получившей название NEET. Данный термин описывает молодежь, которая в силу различных причин является исключенной из сферы рынка труда и образования. Мы сделали краткий анализ влияния молодежной группы населения на экономическую ситуацию. Увеличение численности группы NEET, на фоне демографического кризиса снижения рождаемости и сокращения людей трудоспособного возраста, может сыграть негативную роль для экономического потенциала нашей страны. В дальнейшем ситуация для представителей группы NEET возможно усугубится, так как данная группа населения будет все больше проигрывать с точки зрения своих перспектив на рынке труда тем, кто получил профессиональное образование.

Проведенное собственное исследование показало, что около 80 % опрошенных молодых людей здраво оценивают ситуацию на рынке труда и необходимость получения высшего образования. Они имеют четкие жизненные ориентиры и цели, в то время как остальная часть респондентов размыто представляют себе будущее, мечтая о машинах, красивых квартирах, подвергаются внешнему влиянию по поводу выбора их жизненных ценностей и ориентиров, считают, что родители будут обеспечивать их всю жизнь. Однако, на наш взгляд, это весьма опрометчивое мнение и данная группа участников исследования находится в зоне повышенного риска попадания в группу NEET-молодежи.

Литература:

  1. Зудина, А. А. «Не работают и не учатся»: NEET-молодежь на рынке труда в России: препринт WP3/2017/02 [Электронный ресурс] / А. А. Зудина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Электрон. текст. дан. (300 Кб). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»).
  2. http://www.gks.ru
  3. Bridging the gap: New opportunities for 16–18 year olds not in education, employment or training. Report by the Social Exclusion Unit. July 1999. URL: http://dera.ioe.ac.uk/15119/2/bridging-the-gap.pdf
  4. Варшавская Е. Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. № 9.
  5. Варшавская Е. Я. Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и России // Вопросы статистики. 2015. № 4.
  6. Крыштановская О. «Анатомия российской элиты»: Захаров; М.; 2005
  7. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2.
  8. Варшавская Е. Я. Успешность перехода “учеба-работа”: для кого дорога легче? // Социологические исследования. 2016. № 4.
  9. https://www.rbc.ru/economics/
Основные термины (генерируются автоматически): NEET, высшее образование, рынок труда, том, молодежь, группа NEET-молодежи, экономическая ситуация, неактивное население, нынешняя молодежь, показатель безработицы.


Похожие статьи

Безработица молодежи как социальная проблема

молодежная безработица, рынок труда, профессиональное образование, молодежь, современное общество, рабочая сила, безработная молодежь, молодое поколение, высокий уровень, социально-демографическая...

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале...

Молодежь ― это экономически активная социально-экономическая группа, возрастные границы которой соответствуют 16―29 годам. Особенности рынка труда молодежи таковы

Молодежная безработица | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: безработица, безработный, молодежь, рынок труда. Актуальность исследования обусловлена противоречивым положением молодежи на рынке труда: с одной стороны, существует высокая потребность в молодежном труде, с другой стороны...

Безработица среди молодежи как социальная проблема...

В статье анализируется состояние молодежной безработицы на рынке труда, приведены статистические данные, характеризующие безработицу среди молодежи, показаны пути решения проблемы безработицы среди молодежи.

Проблемы молодежной занятости в российском обществе

Эта группа молодежи имеет гораздо более низкий удельный вес занятых в экономической деятельности.

Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность.

Некоторые проблемы занятости молодежи на современном этапе

Key words: youth, youth employment, the state youth policy, labor market, unemployment.

Молодежный рынок труда характеризуется негативными тенденциями: растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее...

Безработица: ее причины и последствия | Статья в журнале...

- безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию

Судя по ответам на 5 вопрос, основной причиной безработицы среди молодежи является нежелание работать

Формирование рынка труда и занятость населения.

Особенности положения молодежи на региональном рынке труда

Самая высокая долговременная безработица бала характерна для молодежи (аналогичная ситуация наблюдается в большинстве стран мира).

Таким образом, ситуация на рынке труда молодёжи в настоящее время характеризуется следующими факторами

Исследование уровня безработицы на российском рынке труда

Сейчас почти треть вышеуказанного населения Российской Федерации активно занята поиском хоть какого-то дополнительного вида заработков.

Российский рынок труда имеет характерную особенность в виде высокого уровня скрытой безработицы, под ней подразумевается...

Похожие статьи

Безработица молодежи как социальная проблема

молодежная безработица, рынок труда, профессиональное образование, молодежь, современное общество, рабочая сила, безработная молодежь, молодое поколение, высокий уровень, социально-демографическая...

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале...

Молодежь ― это экономически активная социально-экономическая группа, возрастные границы которой соответствуют 16―29 годам. Особенности рынка труда молодежи таковы

Молодежная безработица | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: безработица, безработный, молодежь, рынок труда. Актуальность исследования обусловлена противоречивым положением молодежи на рынке труда: с одной стороны, существует высокая потребность в молодежном труде, с другой стороны...

Безработица среди молодежи как социальная проблема...

В статье анализируется состояние молодежной безработицы на рынке труда, приведены статистические данные, характеризующие безработицу среди молодежи, показаны пути решения проблемы безработицы среди молодежи.

Проблемы молодежной занятости в российском обществе

Эта группа молодежи имеет гораздо более низкий удельный вес занятых в экономической деятельности.

Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность.

Некоторые проблемы занятости молодежи на современном этапе

Key words: youth, youth employment, the state youth policy, labor market, unemployment.

Молодежный рынок труда характеризуется негативными тенденциями: растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее...

Безработица: ее причины и последствия | Статья в журнале...

- безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию

Судя по ответам на 5 вопрос, основной причиной безработицы среди молодежи является нежелание работать

Формирование рынка труда и занятость населения.

Особенности положения молодежи на региональном рынке труда

Самая высокая долговременная безработица бала характерна для молодежи (аналогичная ситуация наблюдается в большинстве стран мира).

Таким образом, ситуация на рынке труда молодёжи в настоящее время характеризуется следующими факторами

Исследование уровня безработицы на российском рынке труда

Сейчас почти треть вышеуказанного населения Российской Федерации активно занята поиском хоть какого-то дополнительного вида заработков.

Российский рынок труда имеет характерную особенность в виде высокого уровня скрытой безработицы, под ней подразумевается...

Задать вопрос