Рукописные книги как форма организации коллективного творческого дела при ознакомлении с устным народным творчеством | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 405 раз

Библиографическое описание:

Борзилова, Л. Н. Рукописные книги как форма организации коллективного творческого дела при ознакомлении с устным народным творчеством / Л. Н. Борзилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47490/ (дата обращения: 23.12.2024).



В отечественной педагогической науке возродился интерес к проблеме воспитания у детей коллективизма. Современной исследователи О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, Л. Ю. Гордин, Р. Г. Гуров и др. рассматривает коллективизм как черту общечеловеческой морали, включающую представления, понятия, идеалы, убеждения, чувства и волю, направленные на утверждение в личности взаимной ответственности перед членами данной общности. В работах Б. Г. Ананьева, В. В. Белоуса, А. И. Донцова, Н. Д. Левитова и др. описываются методы и технологии, позволяющие решать основные воспитательные и образовательные задачи по воспитанию у детей коллективизма [1].

Одной из таких технологий является технология коллективных творческих дел (КТД), разработанная и апробированная И. П. Ивановым еще в 60 годы 20 столетия. И. П. Иванов (годы жизни 1923–1992) — доктор педагогических наук, академик АПН СССР, педагог-новатор, поклонник наследия С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко. [2].

Технология коллективное творческое дело представляет собой особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность. Полностью эта технология может быть реализована с учениками в условиях школьного коллектива. Но её основные элементы можно эффективно использовать в работе со старшими дошкольниками, так как технология построена на игре, игровых атрибутах и символах.

Автором данной статьи технология КТД была апробирована при реализации проекта по теме: «Детское книгоиздательство», позволяющего решить задачи краеведческого направления образовательной программы дошкольной образовательной организации. Это направление предполагает знакомство с народной культурой, обычаями, традициями Белгородской области и Ракитянского района в частности. Одним из проявлений богатой духовной культуры Ракитянского района является многожанровое устное народное творчество. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяет знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Говоря об особенностях устного народного творчества русского народа, О. С. Ушакова пишет: «Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений, язык которых прост, точен, выразителен» [6, 25].

В дошкольной педагогике и методике развития речи детей старшего дошкольного возраста описываются формы организации образовательной деятельности по знакомству детей дошкольного возраста с произведениями устного народного творчества: чтение, рассказывание, заучивание, включение фольклорных произведений в праздники, развлечения, игровую и театрализованную деятельность и т. д. Одной из интересных, и в данном случае эффективных, форм является работа с детскими рукописными книгами.

Рукописная книга — это книга, текст и иллюстрации в которой воспроизведены от руки в отличие от печатной книги, воспроизведение которой осуществляется полиграфическим способом [3]. Как видно из определения, в рукописной книге прослеживается взаимосвязь разных видов искусств: изобразительное (рисунок, аппликация), искусство фотографии, коллажа и др. При этом, по мнению Т. С. Комаровой, каждый из видов искусства раскрывает перед ребенком новое содержание, развивает воображение, будит новые впечатления и ассоциации [1].

Создание рукописных книг по произведениям устного народного творчества Ракитянского района позволяет решать проблему интеграции не только различных видов искусств, но и различных видов детского творчества. Л. С. Выгодский сказал: «Творчество — это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое» [1].

Устное народное творчество Ракитянского района охватывает многие жанровые виды: сказки, загадки, потешки, заклички, песенки и др. Фольклорные произведения размещены в нескольких сборниках, в том числе и в «Экспедиционных тетрадях», которые трудно использовать в детском чтении. Поэтому идея создания рукописных книг по мотивам произведений устного народного творчества Ракитянского района оказалась своевременной необходимостью.

Работа по изготовлению и оформлению детских рукописных книг была организована в форме реализации образовательного проекта по теме: «Детское книгоиздательство». Проект долгосрочный, рассчитан на два учебных года. Его участниками стали воспитанники старшей и подготовительной к школе групп, их родители, воспитатели и другие специалисты дошкольной образовательной организации. В роли экспертов и консультантов выступали специалисты Сахзаводской модельной библиотеки и Ракитянского краеведческого музея.

Цель проектной деятельности: обеспечение возможности проявления детьми самостоятельности и творчества в различных видах художественно-творческой деятельности на основе произведений фольклора. Для выполнения этой цели решались задачи:

‒ Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений устного народного творчества Ракитянского народа.

‒ Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

‒ Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности детей на основе широкого круга фольклорных текстов.

‒ Способствовать формировании детско-родительского коллектива на основе общего коллективного дела.

Самодельная рукописная книга — это результат совместных творческих усилий всех участников образовательных отношений педагогов группы, специалистов детского сада, воспитанников и их родителей. Поэтому план реализации проекта включал мероприятия по нескольким направлениям и этапам работы:

‒ знакомство участников проекта с фольклорными текстами (чтение, рассказывание, прослушивание аудио записей и просмотр видео материалов);

‒ отбор произведений различных жанров для размещения в рукописных книгах, выбор стиля оформления (беседы, рассматривание образцов в различных формах, экскурсии в библиотеку, книжный магазин);

‒ работа над оформлением рукописных книг, оформление детской библиотечки (культурная практика «Мастерская Самоделкина» по технологии коллективного творческого дела);

‒ презентация результатов проекта (в форме развлечения КВН «Папа, мама, я — читающая семья»;

‒ методическая работа по обобщению и распространению опыта работы над проблемой (участие в семинарах, творческих конкурсах для педагогов и детей, мастер-классы, организация обучающих тренингов для педагогов дошкольной организации и родителей и др.).

Рассмотрим более подробно применение технологии коллективного творческого дела при организации образовательной деятельности в форме культурной практики «Мастерская Самоделкина».

В структуру любого коллективного творческого дела, по мнению И. П. Иванова, включаются: коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ.

При этом педагогу, организующему коллективное творческое дело, надо помнить, что в технологии КТД действует закон четырех «С», когда дети: сами придумывают; сами планируют; сами организуют и сами оценивают проведённое дело [5]. Но применительно к дошкольному детскому коллективу можно сказать, что дети сами что-то делают, советуясь со взрослыми и принимая их практическую помощь.

Технология коллективных творческих дел предполагает широкое участие каждого участника в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Это положение характерно для всех этапов работы над КТД [5].

Коллективное планирование. Для работы над книжками — самоделками выделяются микрогруппы в составе:

‒ объединения нескольких семей;

‒ подгруппы детей и педагогов;

‒ одной семьи и нескольких детей группы и т. д.

Каждая микрогруппа продумывает содержание книги, название, оформление.

Коллективная подготовка заключается в подготовке необходимого изобразительного и фотоматериала материала при необходимости, подборке способа оформления текста и иллюстраций, фотографий т. д.

Проведение дела. Конкретная практическая работа по оформлению книг проходит, чаще всего, в групповой комнате во второй половине дня, но некоторые семьи полностью выполняют свои работы в домашних условиях. Но такой вариант выбирается теми семьями, чьи дети некоторое время не могли по каким-то причинам посещать дошкольное учреждение. Главное забота педагога на этом этапе — создание положительного психологического комфорта для всех участников коллективного творческого дела.

Коллективный анализ заключается в беседе с детьми, родителями и сопоставлении результата с замыслом.

Последний этап работы над КТД И. П. Иванов назвал последействием. На этой стадии в практической деятельности реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

За время реализации проекта было оформлено около 40 рукописных книг. Они были размещены в книжном уголке и распределены по сериям: «Народные загадки Ракитянского района», «Малые фольклорные жанры», «Народные хороводные игры Ракитянского района», «Народные сказки Ракитянского района», «Казачьи песни Ракитянского района». Все серии имели свой отличительный знак, который был приклеен или нарисован на каждой книге.

Таким образом, была собрана библиотечка рукописных книг, содержанием которых является устное народное творчество Ракитянского района, которая стала не только средством дошкольного образования, но и эстетическим украшением группы.

И. П. Иванов в своих исследованиях доказывал, что успешное использование технологии КТД возможно только при выполнении трех основных условий. А именно:

‒ 1-е условие — развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников, как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе, направляемой товарищеской воспитательной заботой педагогов;

‒ 2-е условие — развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений;

‒ 3-е условие — всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями, как старшими товарищами воспитанников, как сотрудниками по товарищеской воспитательной заботе о них [2].

Считаю, что выполнение эти условий позволит не только успешно реализовывать технологию коллективных творческих дел, но позволит всем участникам образовательных отношений строить образовательный процесс, обеспечивающий социализацию и индивидуализацию личности ребенка через осознание им своих потребностей, возможностей и способностей.

Литература:

  1. Голованова, Н. Ф. Общая педагогика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studentam.net/content/view/1658/127/. — Загл. с экрана, свободный (Дата обращения: 23.11.2017)
  2. Дехтярева, И. Н. Технология КТД И. П. Иванова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://diplomba.ru/work/101368, — Загл. с экрана, свободный (Дата обращения: 15.12.2017)
  3. Жуковская, Л. П. Рукописная книга. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://redkayakniga.ru/knigovedenie/item/f00/s01/e0001777/index.shtml, — Загл. с экрана, свободный (Дата обращения: 17.12.2017)
  4. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. — Челябинск: ЧГПУ, 2012. — 411 с.
  5. Поляков, С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. — М.: Национальный книжный центр, ИФ Сентябрь, 2016. — 176 с.
  6. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста — М.: Владос, 2004.-288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Ракитянский район, устное народное творчество, дело, книга, дошкольная образовательная организация, коллективная подготовка, коллективное планирование, коллективный анализ, культурная практика, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей

Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности как научно-педагогическая проблема

Художественная литература как психологическое условие развития межличностных отношений в дошкольном возрасте

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой

Управленческие цепочки как средство управления познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания учебно-методического пособия по естественно-технической направленности

Похожие статьи

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей

Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности как научно-педагогическая проблема

Художественная литература как психологическое условие развития межличностных отношений в дошкольном возрасте

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой

Управленческие цепочки как средство управления познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания учебно-методического пособия по естественно-технической направленности

Задать вопрос