Иностранные граждане в Российской Федерации и обязательное социальное страхование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 24.12.2017

Статья просмотрена: 792 раза

Библиографическое описание:

Воронин, И. О. Иностранные граждане в Российской Федерации и обязательное социальное страхование / И. О. Воронин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 217-220. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47440/ (дата обращения: 24.11.2024).



На сегодняшний день нет единого документа, предусматривающего условия страховой защиты иностранных граждан на территории Российской Федерации, также не содержит таких положений и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который, в свою очередь, регулирует отношения между иностранными гражданами и лицами без гражданства, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Однако отсутствие подобного акта не избавляет от страхового положения указанных лиц, поскольку страховые отношения, как и любые другие гражданско-правовые отношения, регулируются определенной нормативно-правовой базой. В частности, речь идет про Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ; Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ и другие. В пункте 3 статьи 1 Федерального Закона «Об организации страхового дела» прямо определено, что законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, являются составной частью страхового законодательства. [1] Закон по своему правовому статусу обладает большей юридической силой, нежели подзаконные акты, так как в соответствии со ст. 105 Конституции РФ он принимается высшим законодательным органом государственной власти — Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. [2]

В состав законодательства входят и кодифицированные нормативные акты, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Известный российский юрист-правовед Ю. С. Гамбаров утверждал, что сводить всю юриспруденцию к толкованию действующего права, особенно такого, которое выражено только в законодательстве той или другой страны, предполагая при том, что толкование должно ограничиваться лишь заключенным в этом законодательстве материалом, значит вести юриспруденцию как науку к банкротству. [3] Рассуждения Гамбарова справедливы, так как в современном страховании немаловажную роль играют не только законы или иные нормативно-правовые акты, но и страховое право как наука.

1 января 2010 года единый социальный налог был заменен страховыми взносами, внесенными в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования России и Фонды обязательного медицинского страхования. Взносы в Фонд Социального Страхования (ФСС), согласно правилам, применимы по отношению ко всем временно пребывающим иностранцам, если они заключили трудовой договор с работодателем на период, превышающий полгода. То есть они являются застрахованными с минуты вступления в действия соглашения о найме на работу, и их работодатель выплачивает все необходимые финансы в Фонд Страхования на основании Федерального Закона N 212. Подтверждающим документом выступает страховой полис, получаемый в медицинской организации. Срок их возможного использования ограничивается временем занятности. При увольнении по определенной причине иностранный гражданин обязан вернуть документ Страховщику.

Иностранцы, занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно выплачивают взносы за себя в Фонд Страхования. Федеральный Закон N 165 утверждает, что лицо будет считаться застрахованным с первой выплаты страховой премии. Для осуществления выплат предпринимателю потребуется зарегистрироваться в территориальном органе. Затем необходимо заключить соглашение со Страховой компанией и забрать полис. Нетрудоустроенные иностранные граждане, обладающие видом на жительство, имеют те же права на оказание врачебной помощи, как и граждане России.

Ставка ФСС для иностранцев в 2017 году равна 1,8 %. Для всех других категорий предназначен стандартный тариф в размере 2,9 % [4] При этом стоит отметить, что иностранные граждане получают право на больничные выплаты, а вот декретные и детские пособия на них по-прежнему не распространяются.

В общем виде новые премии не сильно отличаются от прежней системы налогообложения и представляют собой налог на заработную плату, которую платит работодатель, для того чтобы государство обеспечило материальные интересы работников после выхода на пенсию, инвалидности, также как потребность в медицинской помощи. Иначе говоря, эти премии используются для выплаты пенсий и пособий в дополнение к платежам за медицинские услуги в предыдущих упомянутых случаях.

В соответствии с частью 4.1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ у застрахованных иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, не являющихся гражданами государств, возникает право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страхователями страховых взносов в Фонд за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. [5]

В настоящее время работодатели платят обязательные страховые взносы только от зарплаты иностранных граждан, постоянно или временно проживающим в России — то есть, иностранные граждане, которые получили постоянное или временное жительство. Таким образом, такие иностранные граждане Российской Федерации имеют право на получение пенсионных пособий в дополнение к пособиям по временной нетрудоспособности.

Стоит отметить, что не все иностранные работники признаются застрахованными лицами по отдельным видам страхования, и, в зависимости от этого, страховые взносы с оплаты труда иностранца могут начисляться, а могут не начисляться. Основной критерий, по которому иностранные граждане включаются или не включаются в число застрахованных лиц — правовой статус.

Основным документом, регулирующим вопросы нахождения иностранных граждан и определения правового статуса на территории нашей страны, является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно этому закону иностранцы в РФ могут иметь один из следующих статусов:

‒ постоянно проживающий в РФ — иностранный гражданин, получивший вид на жительство;

‒ временно проживающий в РФ — иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание;

временно пребывающий в РФ — иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание. [6]

Порядок оформления трудовых отношений с иностранцами, постоянно проживающими в РФ, фактически такой же, как и с российскими гражданами: никаких специальных разрешений не требуется ни работнику, ни работодателю. Кроме того, постоянно проживающие в России иностранцы свободны в выборе субъекта РФ для осуществления своей трудовой деятельности.

Иностранцы, временно проживающие в РФ, также могут осуществлять трудовую деятельность без получения специальных разрешений, однако, в отличие от постоянно проживающих, работать они имеют право только в том субъекте РФ, в котором им разрешено временное проживание.

Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ в порядке, не требующем получение визы, должны получать разрешение на работу в РФ (с 2015 года разрешение заменено на патент). Оформляться на работу временно пребывающие иностранцы вправе только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в разрешении. Работодателям же получать разрешение на привлечение «безвизовых» иностранцев не нужно, однако уведомить контролирующие органы все-таки придется.

Эти изменения касаются не только заработной платы, которая выплачивается иностранному гражданину, временно находящемуся в России. Законодатели меняют ставки страховых взносов из заработной платы любого лица (лиц), нанятого трудовым или гражданским договором, или тех, кто ведет работу, которая имеет научный, литературный или художественный характер.

Следует отметить, что в последнее время начала складываться практика по привлечению иностранных граждан к административной ответственности за отсутствие у них при въезде в Россию медицинского страхового полиса. Основанием для привлечения к ответственности являлось нарушение режима пребывания в Российской Федерации, а именно: нарушение части 5 статьи 27 Федерального закона № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». За данное нарушение на иностранного гражданина предполагалось наложение штрафа от 2 (двух) до 5 (пяти) тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 207-ФЗ внесены изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ужесточающие административную ответственность за отсутствие полиса медицинского страхования. [6]

Анализ принятых поправок к законодательству позволяет сделать вывод о том, что власти пытаются пополнить Пенсионный фонд России. Новые правила не указывают на повышение уровня социальной помощи иностранным гражданам, временно проживающим в России с целью трудоустройства, поскольку страховые взносы будут применяться только к Пенсионному фонду России, в результате чего иностранцы, временно проживающие в России, приобретают право только на пенсию. Однако вероятность, что иностранный гражданин, ходатайствующий о получении пенсии, проработав в России лишь короткий период времени, является небольшой. В этой связи любые средства, внесенные работодателями в Пенсионный фонд для иностранцев, временно проживающих в стране, в дальнейшем не будут пользоваться спросом, поэтому эти средства могут быть использованы для других целей, включая дополнительное финансирование пенсий для Российских граждан.

Литература:

  1. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015–1 (ред. от 03.07.2016) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  3. Гамбаров Ю. С. «Гражданское право. Общая часть». — М., 2003. — 816 c
  4. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ (последняя редакция)
  5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
  6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.12.2017)
  7. Федеральный закон от 23.07.2013 N 207-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение»
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, РФ, иностранный гражданин, Россия, гражданин, иностранец, временное проживание, лицо, Пенсионный фонд России, правовой статус.


Задать вопрос