В статье представлены результаты исследования структуры интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности. Отражено, что в результате исследования определены три группы подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности. Показано, что для подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности (высоким, средним и низким), характерны как различия, так и определенные сходства в интересах.
Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная деятельность.
Одной из главных характеристик личности человека являются интересы. Они влияют на все стороны жизни, активизируя и побуждая его к деятельности. Л. С. Выготский определял проблему интересов как главную в психологическом развитии подростка [1, с.6]. Именно на данном возрастном этапе сфера интересов человека претерпевает кардинальные изменения как в содержательном, так и в количественном плане, а также в степени проявления интересов, и их влияния на активность подростков.
Исследуя интересы в подростковом возрасте, В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин выделили следующие их существенные особенности:
– расширение кругозора, обогащение жизненного опыта подростков способствует возникновению у них новых, самых разнообразных интересов;
– интересы подростков более осознанны и устойчивы, отличаются большей активностью, чем интересы младших школьников;
– в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений [3, с. 46–47].
Интересы являются одними из ценнейших мотивов учебной деятельности подростков. И. А. Зимняя под учебной деятельностью понимает «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку» [2, с. 192].
В исследовании Д. Б. Эльконина была выявлена зависимость между уровнем сформированности учебной деятельности подростков и их интересами: ученики, активные познавательные интересы которых сформировались в младшей школе и в пятом классе, обнаруживают в усвоении школьных знаний и, особенно в области привлекательных для них занятий более высокий уровень учебной деятельности, чем их одноклассники, у которых такие интересы не сложились [6, с. 265–266]. Таким образом, интересы способны оказывать влияние как на успешность учебной деятельности в целом, так и на отношение подростка к отдельным учебным предметам.
Нами было проведено исследование особенностей интересов у подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности.
База исследования — МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода. В нашем исследовании приняли участие 82 подростка в возрасте 13–14 лет.
В ходе исследования были применены следующие методики:
1) «Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности» (авторы Г. В. Репкина, Е. В. Заика). Позволяет определить уровень учебной деятельности через оценку сформированности пяти её компонентов (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка) по шестиуровневой шкале [4].
2) Для изучения интересов подростков мы воспользовались методикой «Карта интересов» А. Е. Голомшток (в модификации О. Г. Филимоновой). Опросник включает в себя 174 вопроса, которые отражают интересы к 29 сферам деятельности. Максимальный интерес выражается оценкой +10 баллов, отсутствие интереса оценкой -10 [5].
Математическая обработка полученных данных осуществлялась в программе SPSS Statistics 17.0. Для выявления различий использовался t-критерий Стьюдента.
Результаты
Результаты оценки уровней сформированности компонентов учебной деятельности позволили разделить выборку исследования на три группы. В первую группу вошли 26 подростков, у которых сформированность большинства компонентов находится на 5–6 уровне (высокий уровень сформированности учебной деятельности); во вторую группу — 35 подростков с 3–4 уровнем сформированности большинства компонентов учебной деятельности (средний уровень), и в третью группу — подростки с низким уровнем учебной деятельности) вошли школьники, сформированность большинства компонентов учебной деятельности которых находится на 1–2 уровне (21 человек). В каждой группе мы определили степень выраженности интересов к различным сферам.
Полученные данные показывают, что в целом, сформированность интересов подростков, вне зависимости от уровня их учебной деятельности, находится на среднем уровне (табл.1).
Таблица 1
Выраженность интересов кразличным сферам уподростков сразным уровнем сформированности учебной деятельности (ср. балл)
№п/п |
Сфера интересов |
Высокий уровень уч. деятельности |
Средний уровень уч. деятельности |
Низкий уровень уч. деятельности |
1. |
Биология |
3 |
0,9 |
1,1 |
2. |
География |
2,1 |
0,3 |
0,7 |
3. |
Геология |
1,6 |
-0,4 |
-0,8 |
4. |
Медицина |
2,9 |
1,2 |
1,1 |
5. |
Легкая и пищевая промышленность |
2,2 |
2,2 |
1 |
6. |
Физика |
2,2 |
-0,4 |
1,6 |
7. |
Химия |
1,1 |
0,9 |
1,3 |
8. |
Техника, механика |
1,6 |
-0,4 |
1 |
9. |
Электро-, радиотехника, |
0,5 |
-1,3 |
1 |
10. |
Обработка материалов |
0,2 |
-1,4 |
-0,1 |
11. |
Информационные технологии |
2,5 |
0,5 |
3,3 |
12. |
Психология |
3,4. |
0,6 |
1,5 |
13. |
Строительство |
0,8 |
-1,3 |
-0,8 |
14. |
Транспорт, авиация, морское дело |
-0,6 |
-1,7 |
-0,6 |
15. |
Военные специальности |
2,4 |
0,9 |
2,6 |
16. |
История |
4,4 |
1,8 |
1,7 |
17. |
Литература, филология |
1,1 |
-0,9 |
-0,4 |
18. |
Журналистика, реклама |
3,3 |
0,7 |
0,9 |
19. |
Социология, философия |
2,2 |
0,1 |
-0,1 |
20. |
Педагогика |
1,9 |
0,4 |
1,2 |
21. |
Право, юриспруденция |
2,7 |
0,5 |
0,4 |
22. |
Сфера обслуживания |
1,9 |
0,4 |
1,6 |
23. |
Математика |
0,8 |
-2,8 |
-1,9 |
24. |
Экономика, бизнес |
0,8 |
-1,8 |
0,3 |
25. |
Иностранные языки, лингвистика |
1,6 |
-0,4 |
-2,5 |
26. |
Изобразительное искусство |
2,4 |
0,5 |
1,2 |
27. |
Сценическое искусство |
2,03 |
2 |
0,3 |
28. |
Музыка |
2 |
-0,7 |
-0,6 |
29. |
Спорт |
3,8 |
4,4 |
3 |
Max = 10; Min= — 10
Из таблицы 1 видно, что для подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности характерен широкий круг интересов, в котором наибольшей выраженностью обладает интерес к истории. Также предпочтение отдается спорту, психологии, областям журналистики и биологии. В меньшей степени подростки проявляют интерес к сфере транспорта, авиации и морского дела, а также к деятельности, направленной на обработку материалов.
Главной сферой интересов подростков со средним уровнем сформированности учебной деятельности является спорт. Им также интересны области легкой и пищевой промышленности и сценическое искусство. На достаточно низком уровне находится выраженность интересов к большинству преподающихся в школе предметов (математика, физика, экономика, литература, иностранный язык). Подросткам также малоинтересны обработка металлов и строительство, электро-, радиотехника, и транспорт. В целом, можно сделать вывод, что уровень выраженности интересов у подростков со средним уровнем сформированности учебной деятельности ниже, чем у подростков с высоким уровнем.
У подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности преобладает интерес к информационным технологиям и спорту, также они интересуются военной сферой. Меньше всего эти подростки проявляют интерес к иностранным языкам и лингвистике, а также к математике. Им также малоинтересны сферы строительства, транспорта и музыки. Уровень выраженности интересов у подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности ниже, чем у подростков с высоким уровнем.
Математический анализ полученных результатов позволил выявить ряд статистически значимых различий в структуре интересов у подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности.
У подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности, по сравнению с подростками со средним уровнем, статистически значимо выше интерес к математике, журналистике и истории (p≤0,01), а также к физике, литературе, психологии, социологии, областям права и экономики, строительству и музыке (p≤0,05).
Между подростками с высоким и низким уровнями сформированности учебной деятельности также были обнаружены статистически значимые различия в выраженности интересов — у подростков первой группы более выражен интерес к журналистике, истории и иностранным языкам (p≤0,01), они также больше интересуются геологией, социологией, областями права и юриспруденции (p≤0,05).
Подростки, у которых сформированность учебной деятельности находится на низком уровне, обладают более высоким показателем выраженности интереса к сфере информационных технологий, чем подростки со средним уровнем учебной деятельности (p≤0,05).
Таким образом, в ходе исследования мы выявили следующие особенности интересов у подростков с разной сформированностью учебной деятельности:
- Для подростков, в независимости от уровня их учебной деятельности характерен средний уровень сформированности интересов.
- Круг интересов подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности отличается большим разнообразием предпочитаемых сфер; уровень выраженности интересов у подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности выше, чем у подростков со средним и низким уровнем.
- У подростков с высоким уровнем учебной деятельности наибольшей выраженностью обладает интерес к истории, спорту, психологии и журналистике, у подростков со средним уровнем — к спорту, сценическому искусству и промышленности, у школьников с низким уровнем учебной деятельности — к информационным технологиям и спорту. Интерес к спорту может быть связан со спецификой подросткового возраста — занятия физической культурой способствуют самосовершенствованию подростка, а также дают возможность для самовыражения и самоутверждения.
- Подростки с высоким уровнем сформированности учебной деятельности проявляют значимо более высокий интерес к областям точных и гуманитарных наук, к строительству, геологии и музыке, по сравнению с остальными учащимися. У подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности значимо выше интерес к к сфере информационных технологий, чем у подростков со средним уровнем учебной деятельности.
Литература:
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский // Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984.– 432 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
- Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. — М.: Просвещение, 1965. — 314 с.
- Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. — Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
- Филимонова, О. Г. Модификация карты интересов / О. Г. Филимонова // Газета «Школьный психолог». — 2007. — № 2.
- Эльконин, Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. психол. тр. — М.: Педагогика, 1989. — С. 265–267