Снижение издержек на обслуживание ИТ-инфраструктуры является актуальным вопросом и особо остро встает вовремя кризисных явлений, неопределённости деловых перспектив. Современная ИТ-инфраструктура представляет собой набор программного и аппаратного обеспечения, предназначенный для решения бизнес-задач. Если рассматривать общие затраты на ИТ-инфраструктуру, то она состоит из 3 компонентов — это стоимость оборудования, стоимость программного обеспечения и стоимость затрат на работников ИТ.
Стоимость оборудования — это совокупная стоимость за оборудования, которую предприятие потратило при приобретении. Со временем стоимость оборудования может как уменьшается в виду начисления амортизационных издержек, так и увеличиваться после модернизации. Однако, следует отметить, что модернизация может выполняться до момента морального износа. Под моральным износом следует понимать период, с которого производитель оборудования перестает выпускать запасные части для оборудования и полностью отказывается от технической поддержки. Исходя из современных тенденций временной период морального износа оборудования в среднем можно считать период от 5 до 7 лет. Моральный износ оборудования зависит от типа оборудования и скорости внедрения новых технологий. Так, например, обновление линейки процессоров для настольных систем происходит каждые два года. Таким образом стоимость оборудования будет включать преимущественно стоимость аппаратной части.
Стоимость программного обеспечение — это совокупная стоимость программного обеспечения, используемого на предприятии. В данную категорию затрат входят затраты на: приобретение лицензионного программного обеспечения: операционных систем (серверного типа и обычных рабочих станций, коммутационного оборудования и другие виды расходов), вспомогательного программного обеспечения (total commander, 1C: Предприятие и др. виды). Так стоимость программного обеспечения в некоторых случаях достигает 50 % от общей стоимости всего оборудования.
Стоимость затрат на работников ИТ-инфраструктуры включают затраты на ИТ-персонал, т. е. заработную работу. Как практика показывает стоимость затрат на ИТ-Персонал возрастает из-за набора знаний, умений, навыков и опыта работы. Стоимость затрат на ИТ-персонал ежегодно составляет 15 %-20 % от общей стоимости оборудования и программного обеспечения в целом с учетом амортизационных начислений и может уменьшаться или увеличиваться. Однако, в долгосрочной перспективе затраты на ИТ-персонал увеличиваются в абсолютном выражении в виду морального износа оборудования и инфляции.
При сокращении издержек на ИТ-инфраструктуру предприятие может уменьшить затраты:
– на использование платного программного обеспечения, заменив его условно бесплатное или свободно распространяемое ПО;
– использовать современные ИТ-технологии, например, блокчейн-технологии, облачные сервисы, повсеместное внедрение виртуализации;
– передать часть функций на аутсорсинг.
Конечно снижение затрат не всегда могут положительно сказаться. Так, например, в случае передачи функций на аутсорсинг или уменьшение затрат на ИТ-персонал, предприятие может столкнуться со следующими рисками:
– утечки информации (как экономической, так и конфиденциальной, персональной);
– ухудшение ИТ-среды предприятия и как следствие снижение автоматизации процессов и уменьшение производительности труда;
– технологическое отставание от конкурентов, что повлияет на качество предоставляемых услуг и возможно увеличение издержек или себестоимости.
Одним из наиболее приоритетных направлений на сокращение издержек на ИТ-инфраструктуру предприятия является сокращение использования платного программного обеспечения. Однако, вместе с тем от организации потребуется мобилизация ИТ-персонала. В частности, развертывания условно-бесплатного и свободное программное обеспечение (далее СПО), а также принимать участие в обучении персонала.
Свободное программное обеспечение — программное обеспечение, которое пользователь имеет право неограниченно раз устанавливать, запускать, а также это свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование) защищено юридически авторскими правами при помощи свободных лицензий.
Основоположником СПО является Ричард Столман, который сформировал идею о необходимости свободы использования программного обеспечения и в 1985 основал Фонд свободного программного обеспечения. Столман сформулировал критерии свободного программного обеспечения. [3] Эти критерии оговаривают те права, которые авторы свободных программ передают любому пользователю:
– программу можно свободно использовать с любой целью («нулевая свобода»);
– программу можно изучать, как программа работает, и адаптировать её для своих целей («первая свобода»). Условием этого является доступность исходного текста программы;
– программу можно свободно распространять копии программы — в помощь товарищу («вторая свобода»);
– программу можно свободно улучшать и публиковать свою улучшенную версию — с тем, чтобы принести пользу всему сообществу («третья свобода»); Условием этой третьей свободы является доступность исходного текста программы и возможность внесения в него модификаций и исправлений.
Только удовлетворяющая всем четырём перечисленным принципам программа может считаться свободной программой.
Распространение свободного программного обеспечения осуществляется на основе GNU General Public License (Универсальная общественная лицензия GNU, Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение GNU) — лицензия на свободное программное обеспечение, созданная в рамках проекта GNU в 1988 г., по которой автор передаёт программное обеспечение в общественную собственность. [3]
Помимо СПО существуют и другие разновидности использования программного обеспечения, например, условно-бесплатное программное обеспечение. Условно бесплатное программное обеспечение имеет ряд ограничений на использование ПО: время использования, ограниченный функционал и др.
Наиболее популярным решением на рынке IT является виртуализация серверов подразумевает, которая подразумевает запуск на одном физическом сервере нескольких виртуальных серверов. Виртуальные машины или сервера представляют собой приложения, запущенные на хостовой операционной системе, которые эмулируют физические устройства сервера. На каждой виртуальной машине может быть установлена операционная система, на которую могут быть установлены приложения и службы. [5]
Типичные представители — это продукты VmWare (ESX, Server, Workstation), Microsoft (Hyper-V, Virtual Server, Virtual PC), Proxmox Server Solutions GmbH (Proxmox), The Xen Project, XenSource, Inc (Xen), Citrix (Xen Server) и др. [6] Представленные решения имеют свои ньюансы с которыми можно ознакомиться на сайтах производителей. Так, например, VmWare EXSi имеет ограничения: количество используемых физических процессоров не более 2х; максимальное количество логических процессоров, выделяемых для виртуальной машины 8.
Для обеспечения доступа в Интернет из локальной сети предприятия используют прокси серверы, которые являются посредниками. Наиболее распространенными прокси серверами распространяемые бесплатно являются: Squid, pfSense, 3proxy, Eserv, HandyCache
Для защиты компьютеров от вредоносного программного обеспечения можно использовать бесплатные антивирусы: 360 Total security, Microsoft Security Essentials, Avast, avz, ClamWin. Однако для построения централизованной системы управления защиты от вирусов данные рекомендуется использовать платное программное обеспечение от таких компаний как Kaspersky, dr. Web, ESET, Norton by Symantec, Total Security, Avast Pro, McAfee, Panda Global Protection
Для организации телефонной связи на предприятии рекомендуется использовать ip-телефонию, вместо устаревшей аналоговой телефонии. Использование ip-телефонии позволит существенно сократить затраты на связь. Для организации ip-телефонии рекомендуется использовать среверное программное обеспечение: Asterisk, GNU Gatekeeper, CommuniGate Pro, MediaCore SBC, OpenSER.
Для организации хранения информации рекомендуется использовать программные обеспечения для сетевого хранилища: FreeNAS, NAS4Free, OpenMediaVault(OMV), MyNAS, Openfiler и др.
Для развертывания корпоративного сайта можно использовать web-серверы: apache, nginx.
Сегодняшний уровень развития технологий позволяет большому количеству предприятий автоматизировать бизнес-процессы подразделений и оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру, что возможно потребует более высококвалифицированный персонал ИТ-подразделений.
Литература:
- Васюхин О. В., Варзунов А. В. Информационный менеджмент: краткий курс. Учебное пособие. — СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010.
- Олейник А. И., Сизов А.В, ИТ-инфраструктура [текст]: учеб.-метод. пособие /А. И. Олейник, А. В. Сизов; Нац.-исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Изд. дом Высшей школы экономики 2012. -134c.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Столлман,_Ричард_Мэттью
- https://ru.wikipedia.org/wiki/GNU_General_Public_License
- https://www.intuit.ru/studies/courses/673/529/lecture/11915?page=2
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Сравнение_виртуальных_машин