Проблемы загруженности дорожного каркаса центра Пензы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 21.12.2017

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Егорев, Е. С. Проблемы загруженности дорожного каркаса центра Пензы / Е. С. Егорев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 312-315. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47295/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современная Пенза — довольно крупный город с развитой инфраструктурой. Центр города, как и в других городах, является местом сосредоточения основных и крупнейших бизнес-центров. Однако для населения в 520 тысяч человек нагрузка на транспортные сети города соизмерима с многими более крупными городами России. Пробки и нехватка парковочных мест становятся все более очевидной проблемой города, угнетая обстановку на улицах. Так в чем же причина? Что привело к «тупику» в развитии транспортной системы города? Почему изменение ситуации потребует колоссальных затрат?

Методика исследований включает натурные обследования городской среды с фотофиксацией дорог, транспортных развязок и парковок, анализ статистических данных, изучение истории застройки центра Пензы, диалоги с экспертами, принимающими непосредственное участие в развитии города.

Исследование показало, что в данном вопросе не все так просто, как кажется на первый взгляд. В поисках опорной точки для начала изучения проблемы был сделан вывод, что начинать нужно с истории города. Разобраться, как, почему и для кого формировались улицы Пензы. С даты образования города (1663 год), до появления первого генерального плана прошло более 120 лет, на протяжении которых не было конкретной структуры строительства и транспортных путей. Первый генплан города появился только в 1785 году и этот фактор оказал немалое влияние на рассматриваемую проблему. Согласно этому генеральному плану, улицы отныне должны быть прямолинейны, а общий облик города формировал Кафедральный собор на Соборной площади. Известные события 1861 года привели к расширению города на север и запад. К концу 20 века очертания карты города были схожи с известными нам на сегодняшний день. [1] На данном месте решения поставленной задачи следует обозначить границы изучаемой территории, а именно центра Пензы, который образуется улицами Тамбовская и Красная с юга, Бакунина и Кирова с севера, Ключевского и Пушкина с запада, а также западным берегом Суры с востока. С приходом советской власти ситуация кардинально изменилась: улицы требовали изменений, именно в этот период в связи с популяризацией личного транспорта необходимо было поставить дорожный вопрос ребром! Именно на этом этапе нужно было расширять улицы и добавлять парковочных площадок. Однако понять отсутствие реализации таких идей тоже можно: неужели кто-то догадывался, что в недалеком будущем количество машин увеличится в разы, да так, что в каждой семье их будет до нескольких. Данная проблема «подкралась и резко ударила» именно в 90-х годах прошлого века, после распада союза, когда у населения стали «развязаны руки». И здесь важным я считаю сделать акцент на двух взаимодополняющих проблемах. Во-первых, это количество ввозимого из-за рубежа транспорта. Из-за отсутствия серьёзных преград в виде различных таможенных пошлин для ввоза авто, их безлимитно много пригоняли как с запада, так и с востока. То, что там считалось отработавшим свое, у нас вполне сходило за почти новое, и обретало вторую жизнь. И вместо того, чтобы предпринимать меры, о которых я говорил чуть раньше, тут как тут появилась вторая проблема: хаотичная застройка всевозможными объектами. То есть и без того насыщенный город отдавал последние клочки земли под различного рода здания, имевшие за собой одну цель — приносить прибыль владельцу.

Рис. 1–2. Бизнес-центр по улице Революционная 71 и его закрытый подземный паркинг

О том, какой вред это нанесло архитектурному облику города, можно говорить довольно много, однако сейчас это будет отступлением от поставленных передо мною вопросов. Взгляните на рисунки 1 и 2. Огромнейший по меркам Пензы бизнес-центр «Плаза», расположенный в самом сердце города, занимает достаточно маленький участок земли. И даже несмотря на этот факт, руководство за несколько лет работы объекта так и не открыло подземный паркинг. Не факт, что и он смог бы вместить всех желающих, а без этой стоянки ситуация крайне напряженная. Автовладельцы забивают автомобилями все близлежащие территории, в разрешенных и запрещенных местах, создавая помехи как проезжающему транспорту, так и местным жителям. Итак, какова же статистика в цифрах, исключая размышления, возможно именно цифры заставят ужаснуться и задуматься? Ежегодно на дорогах количество автовладельцев увеличивается более чем на 11 тысяч человек. Случается, что на одного человека зарегистрировано несколько транспортных средств. [2] Учитывая, что население города более 500 тысяч человек, ежегодно водителями становятся 2 % жителей. Казалось бы, звучит несерьезно — но это не так! Если не начать менять ситуацию прямо сейчас, то в будущем, когда проблема станет глобальной — решения может попросту не оказаться! Был проведён небольшой опрос среди 100 жителей нашего города, узнав их отношения по данной проблеме. Всего было поставлено 4 вопроса, таких как: достаточно ли в центре Пензы парковок?; большие ли пробки в центре в час пик?; как много времени нужно, чтобы добраться от авто до нужного объекта? и как улучшить транспортную ситуацию в центре? Ниже представлены результаты опроса:

Рис. 3–6. Результаты опроса

Были заданы вопросы разным категориям граждан, с личным авто и без, что, естественно, повлияло на результаты опроса. Большинство пользователей общественного транспорта пока что не видят в нашем городе никаких проблем, однако большинство все же считает иначе. Как количество парковок влияет на загруженность дороги, спросите вы меня? Во-первых, люди «нарезают» круги в поисках свободного места, что создает дополнительную нагрузку, во-вторых многие ставят авто вдоль дороги в крайней полосе, иногда вопреки знакам, что также уменьшает пропускную способность в разы. Почему они должны быть бесплатными? Потому что жители провинциального города не готовы пока что платить за остановку авто, так что существующие платные паркинги не пользуются у нас особым спросом. Неудобное расположение существующих стоянок — еще один фактор, хоть и не особо влияющий на загруженность, однако сильно снижающий удобство жителей и гостей центра Пензы. Я, проживая в центре, вижу: в его пределах все местные жители ходят пешком! Что это означает? То, что центр загружают, приезжая из других районов, или же проезжая из одного район в другой. Из этого следует, что проблемы две, и они совершенно разные. Первая — сосредоточенность инфраструктуры в центральном районе. Магазинам и другим развлекательным центрам следует равномерно распределяться по всему городу, не создавая скопление в его центральной части! Вторая проблема — отсутствие дороги вокруг города по принципу МКАДа в Москве или КАДа в Санкт-Петербуге. Подобную схему движения можно встретить в Саранске, и это действительно работает — в центре легко передвигаться и парковаться в любое время дня и недели! [3]

Рис. 7. Движение транспорта по улице Володарского в выходной день

Рисунок 7 наглядно показывает эталонную загруженность дорог в центре Пензы, к которой нужно стремиться. К сожалению, пока что такое свободное и комфортное движение возможно только в выходные дни.

Влияние на формирование транспортной системы Пензы оказывают транспортные потоки владельцев садовых и дачных участков, следующие транзитно через центральную часть города. Обследование показало, что 70 % семей, проживающих в многоквартирных домах, имеют загородные вторые жилища — садовые и дачные дома с приусадебными участками [4; 5]. Около 36 % дачников при поездках за город вынуждены следовать через центр города в силу расположения основного места жительства и загородной дачи по разные стороны от центра. Уровень автомобилизации среди владельцев вторых жилищ составляет 330 автомобилей на 1000 жителей, т. е. в среднем каждая семья имеет автомобиль. Массовый выезд горожан во вторые жилища наблюдается в летнее время в субботние и воскресные дни: с 6 до 11 часов автомобилепотоки направляются из города ко вторым жилищам, с 16 до 21 часа — в обратном направлении [6]. С учетом приведенных данных рассчитана интенсивность транзитных транспортных потоков через центральную часть Пензы: от 220 до 410 автомобилей в час.

Транспортный каркас центра Пензы имеет свои изъяны, что в свою очередь создает определенные трудности горожанам. Исправить ситуацию локально невозможно, это осуществимо только в совокупности с глобальным изучением процессов и тенденций в городе. Иной взгляд на происходящее, поиски нестандартных градостроительных решений — вот ключ к комфорту горожан.

Литература:

  1. Шукин. Губернский город Пенза на рубеже 19–20 веков. 2001 г.
  2. http://global58.ru/news/id/3682
  3. http://nesiditsa.ru/city/saransk
  4. Зиятдинов З. З. Градостроительные проблемы развития второго жилища // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 1. С. 25–27.
  5. Зиятдинов З. З. Определение понятия «второе жилище» // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 1. С. 51–55.
  6. Зиятдинов З. З. Влияние второго жилища на формирование транспортных систем // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2015. № 2. С. 46–53.
Основные термины (генерируются автоматически): город, проблема, результат опроса, генеральный план, житель, улица, центр, центр города, центр Пензы.


Задать вопрос