Социальные сети как онлайн-площадка оказания психологической помощи и профилактики подростковых суицидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пирогова Т. А. Социальные сети как онлайн-площадка оказания психологической помощи и профилактики подростковых суицидов // Молодой ученый. — 2017. — №50.1. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/archive/184/47332/ (дата обращения: 19.10.2019).



Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении; трудности этого возраста связываются с половым созреванием как причиной различных психологических и психических отношений. Неудивительно, что в подростковом возрасте на фоне сильных и полярных эмоциональных колебаний любая мелочь зачастую кажется радостным событием, а незначительное затруднение – неразрешимой проблемой. Как ни печально, но многие подростки оказываются столь дезадаптированы, подавлены и одиноки, что прибегают к крайней, радикальной мере ухода от проблем – самоубийству.

Естественно, что суицид всегда индивидуален. Не существует единой причины или группы причин самоубийства. Но, по сути все сводится к одному: подросток не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого человека рядом нет. «Не хочу жить!» – как мигающая лампочка пожарной сигнализации, требующая вмешательства и помощи. К такому безвыходному выводу приводит одиночество, непонимание в семье, жалость к себе, жажда любви. Или это следствие ощущения своей исключительности, которую не способны оценить окружающие. В любом случае, произносящие эту фразу буквально кричат: «Я очень хочу жить! Только заметьте меня, помогите мне».

И все же можно выделить основные причины:

- неприятие образа, характера со стороны сверстников;

- конфликты со сверстниками;

- неразделенная любовь;

- ранее совершенная попытка суицида (основной отдельный прогностический признак);

- депрессия, включающая сильные чувства беспомощности и безнадежности;

- прочие психиатрические проблемы и заболевания, такие как расстройство поведения, личностные расстройства, расстройство пищевого поведения (анорексия, булимия) и так далее;

- злоупотребление алкоголем и другими веществами, вызывающими зависимость;

- жизненные обстоятельства, порождающие напряжение, такие как серьезный разлад в семье, развод или раздельное проживание.

Поскольку подростковый период является наиболее сензитивным для возникновения суицидальных тенденций в поведении и, поскольку интернет является для подростков почти неотъемлемой частью повседневной жизни, подростки черпают оттуда информацию и доверяют новостям, публикуемым там, интернет является отличной потенциальной площадкой для помощи депрессивным и отчаявшимся личностям.

Для определения степени терпимости к подросткам, имеющим психологические проблемы и публично заявляющие о них в социальных сетях на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Хабаровский технологический колледж» был проведен опрос обучающихся двух групп. Для опроса была разработана авторская анкета «Степень терпимости и сопереживания в социальных сетях», представляющая из себя тест-опросник, включающий пять вопросов, в том числе вопрос о том, что конкретно опрашиваемый готов сделать для подростков, нуждающихся в психологической помощи (приложение 1 авторская анкета «Степень терпимости и сопереживания в социальных сетях»).

Опрос проводился анонимно, все, что требовалось от опрашиваемых – отметить знаком наиболее близкий к их собственному мнению вариант ответа. В общей сложности в опросе приняли участие 25 человек, среди них 23 девушки и 2 парней.

На базе результатов анкеты было выведено четыре степени терпимости:

- первая степень. Полное принятие, сопереживание и желание помочь;

- вторая степень. Принятие, сопереживание, но нежелание помогать конкретными действиями;

- третья степень. Жалостливое, но в целом равнодушное отношение;

- четвертая степень. Полное неприятие, раздражительность.

Обработка и интерпретация тестовых результатов (таблица 1) показывают, что в целом отношение к «трудным» в психологическом аспекте подросткам в студенческой среде толерантное, с долей сопереживания и даже некоторым стремлением помочь. То же самое можно и сказать об общем уровне сопереживания: в вопросе «Вы идете по улице и видите плачущего на скамейке человека. Ваша реакция?» большинство (10 человек) выбрали вариант ответа «Подойду и расспрошу, что случилось. Постараюсь отвлечь и развеселить». На втором месте по популярности вариант «Пожалею, но пройду мимо», наименьшее количество голосов набрал вариант ответа, предлагающий вызвать скорую помощь.

Таблица 1

Результаты анкетирования

Степень терпимости

Количество человек

Количество человек (%)

1-я

8

32%

2-я

5

20%

3-я

7

28%

4-я

5

20%

16 человек из опрошенных 25 считают онлайн-группы психологической помощь полезным и действенным профилактическим методом предотвращения суицидов, 6 человек видят в работе подобных групп очевидные изъяны, но в целом также поддерживают их деятельность; 3 человека высказались категорически против.

Также анализ результатов показывает, что у 15 из 25 опрошенных никогда не возникала потребность обратиться за помощью к незнакомым людям (телефоны доверия, группы поддержки), что может свидетельствовать об общем уровне психологической замкнутости, так как предполагать, что студенты колледжа не имеют «приступов слабости» вовсе было бы неразумно ввиду особенностей подростковой психологии (о коих было немало сказано в первой главе). Однако это может свидетельствовать также о прочно закрепившемся стереотипе «жалуешься – слабак» или же о том, что подростки, оказавшиеся в эмоциональном «тупике», попросту не знают, куда можно обратиться за помощью.

Психологический чат или онлайн-группа психологической поддержки – одна из форм психологической помощи, получившая распространение с развитием информационных технологий. Психологические группы могут быть тематическими, постоянными или ограниченными определенными сроками (например, полгода), открытыми (любой может присоединиться) или закрытыми (набирается группа и работает в закрытом режиме). Группы поддержки создают люди, которых лично или опосредованно коснулась проблема, люди, которые в определенный период оказывались в трудной ситуация (например, пережитое в детстве насилие, горе из-за смерти любимого человека и прочий негативный опыт).

Для того чтобы выявить положительные и отрицательные стороны обращения на сайты консультаций и группы поддержки «Вконтакте» было проведено интервью с подростками, имеющими такой опыт. В общей сложности было опрошено 3 человека, все они – девушки. Вот что пишет девушка, представившаяся Мятой (интервью проводилось анонимно по электронной почте, орфография и пунктуация интервьюированного сохранены): «Первый раз я обратилась за помощью в чат на некотором сайте, где работали также психологи. Обратилась туда лет в 12, или буквально в первые дни 13 лет. Из проблем были суицидальные мысли, токсичная мать, тревожность и самоповреждение. Там помогли отчасти, мы просто не успели договорить из-за проблем с интернетом. Но все шло хорошо. Лет в 9 я звонила на телефон доверия, опять же, по поводу ссор с мамой. Ничего нового не услышала, но выговорилась, полегчало. Писала письмо на электронную почту организации, про которую говорила в самом начале. Тогда у меня умер друг, и я винила себя в том, что не смогла спасти его (совершил суицид). Мне было 14. Помогли. Также лет в 12-13 я написала в какую-то группу помощи подросткам. Тогда я уже примерно понимала, что большинство моих проблем связаны с психикой и надеялась встретить кого-нибудь, кто поможет разобраться. Но моя проблема была весьма нетипична и осталась без ответа. После этого я сама стала помогать людям из таких групп и поддерживать их. И последними событиями были пост в «иной реальности» и в похожем паблике. После чего я набралась сил (спасибо людям, которые там откликнулись) и обратилась к психиатру в 15. Это тоже долгая история. Куча больниц, обследований, и одна фраза: «ну ты необычный ребенок» и «у вас необычный ребенок» – для моей матери». Позднее Мята подводит итог, что онлайн-организации оказали ей поддержку на разных этапах жизни, позволяя за что-то ухватиться и не дать себе погрязнуть в своем состоянии.

Это результат того, о чем было сказано ранее: создатели и посетители таких сообществ часто в прошлом сами имели опыт депрессии, фрустрации и потому обладают куда большей толерантностью и гуманностью по отношению к обратившимся. Происходит своеобразный синтез аспектов психологической помощи: пока профессионалы оказывают квалифицированную психологическую помощь, посетители сообществ и форумов создают эмоциональную «подушку» для обратившегося за помощью человека, окружают его вниманием и заботой.

Вот выдержка из описания деятельности сайта анонимной психологической помощи Гнев.ру: «Мы осознаем, что немногим просто открыто выражать самое наболевшее. Для этого существует эта ветка сайта Гнев.net. <…> мы сделаем все от нас зависящее, чтобы ваши мысли не прочитал никто, кроме тех, кто постарается Вам помочь. Мы можем гарантировать с нашей стороны эмпатичность – способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию».

В целом подростки, имеющие опыт обращения в организации, отзываются о них с большой теплотой и благодарностью. Девушка по имени Пола пишет: «За помощью обращалась пару раз. В первый изложила историю своей жизни с какого-то периода жизни, когда начались проблемы, позже подкину ссылку. там все (это, кажется, был паблик, который я после админила) отреагировали с пониманием, сказали пару добрых слов, а несколько человек отписались в личные сообщения со словами поддержки. Позже о неких трудностях в семье говорила с операторской на линии доверия. Девушка была милой и выслушала, постаралась дать советы (к сожалению, они не помогли), но, в целом, впечатление после разговора осталось приятное и, ну, она действительно была заинтересована в оказании положительного влияния на мою ситуацию. были еще какие-то мелкие случаи обращения за помощью, с обесцениванием сталкивалась только в реальной жизни».

Любопытны отзывы людей, не имеющих острых психологических проблем и не нуждающихся в экстренной психологической помощи, однако случайно зашедших на сайт или в группу и вникнувших в проблематику. Случайный посетитель пишет: «Случайно наткнулась на вас. Не знаю, что я тут забыла. Обычный подросток. Счастлива. Но прочитала пару постов и просто начала реветь. Реветь навзрыд. Я не ревела так даже от мелодрам. И знаете, ребят, хочу сказать вам спасибо. Простое спасибо. Спасибо что живете. Спасибо что вы есть. Спасибо что написали сюда. Возможно пишу бред, но мне хочется вас поддержать. Хоть так, но поддержать. Иногда одно слово может спасти. А иногда, уничтожить. Поэтому, я хочу вас спасти. От всего этого спасти. Просто стать для вас большим домом, который укроет от всего плохого и просто будет дарить радость и тепло. Всем любви и понимания». Другой случайный посетитель поддерживает предыдущего оратора: «Я хочу сказать спасибо всем, кто сидит в данном сообществе. спасибо за то, что вы читаете истории чужих людей, за комментарии, поддержку. я безмерно благодарна вам за то, что вы просто существуете. что вы не спите ночами, думая о бренности своей жизни, но утром и в течении дня вы просто живете. это действительно очень сильно».

Отсюда следует вывод, что деятельность сайтов поддержки в интернете актуальна и значима. В условиях современных реалий, когда интернет становится практически неотъемлемой частью жизни подростков – незаменима. Кроме того, их деятельность способствует популяризации положительного, терпимого отношения к подросткам, имеющим психологические проблемы, что является одной из важнейших мер снижения уровня суицидальных тенденций в поведении подростков.

Литература:

  1. Коноплицкий С. М. Сетевые сообщества как объект социологического анализа // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004, № 3. – С. 167-178.
  2. Моросанова В. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. – 2002, № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, психологическая помощь, группа поддержки, проблема, случайный посетитель, подростковый возраст, общая сложность, необычный ребенок, авторская анкета, вариант ответа.


Похожие статьи

Подростки из семей «группы риска» как... | Рубрика: Психология

Библиографическое описание: Якунькова А. В., Акутина С. П. Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая

В статье рассматриваются особенности влияния семей «группы риска» на детей подросткового возраста в условиях современного общества.

Взаимодействие подростков со сверстниками...

взаимодействие подростковый возраст, общение.

Преодоление психологических барьеров у подростков в общении со сверстниками. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации.

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Вопрос — ответ.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, среда подростков, проблема, группа, социально-педагогическая деятельность, социальная педагогика, подростковый возраст, конструктивная личность, социальный педагог, взрослый.

Некоторые психологические проблемы общения...

Вопрос — ответ.

Рассмотрим психологические особенности общения у подростков. Отличительная особенность детей подросткового возраста — тяга к общению со сверстниками, некоторая социально–психологическая изолированность от взрослых...

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Возникает необходимость в оказании психологической помощи подросткам.

Консультирует группы подростков и школьные классы по проблемам межличностных

В компетенцию и обязанности педагога-психолога входит выявление особенностей развития ребенка.

Социально-психологическая характеристика...

Подростковый возраствозраст формирования самостоятельности, чувства собственного достоинства у подростка, который выражает

Насилие над женщинами в семье как социально-психологическая проблема. Почта: социально-психологическая игра для детей...

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Особое значение приобретает проблема подростковых конфликтов. Они отличаются наибольшей сложностью, так как подростки не могут самостоятельно их...

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков...

конфликтное поведение, конфликтное поведение подростков, подросток, ребенок, профилактика, педагог, группа сверстников, психологическая диагностика, подростковый возраст, психолог.

Особенности межличностного общения подростков...

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью.

Феномен компьютерной зависимости у подростков, а также психологическая природа

2. Выявить особенности развития компьютерной зависимости у детей подросткового возраста.

Похожие статьи

Подростки из семей «группы риска» как... | Рубрика: Психология

Библиографическое описание: Якунькова А. В., Акутина С. П. Подростки из семей «группы риска» как социально-психологическая

В статье рассматриваются особенности влияния семей «группы риска» на детей подросткового возраста в условиях современного общества.

Взаимодействие подростков со сверстниками...

взаимодействие подростковый возраст, общение.

Преодоление психологических барьеров у подростков в общении со сверстниками. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации.

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Вопрос — ответ.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, среда подростков, проблема, группа, социально-педагогическая деятельность, социальная педагогика, подростковый возраст, конструктивная личность, социальный педагог, взрослый.

Некоторые психологические проблемы общения...

Вопрос — ответ.

Рассмотрим психологические особенности общения у подростков. Отличительная особенность детей подросткового возраста — тяга к общению со сверстниками, некоторая социально–психологическая изолированность от взрослых...

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Возникает необходимость в оказании психологической помощи подросткам.

Консультирует группы подростков и школьные классы по проблемам межличностных

В компетенцию и обязанности педагога-психолога входит выявление особенностей развития ребенка.

Социально-психологическая характеристика...

Подростковый возраствозраст формирования самостоятельности, чувства собственного достоинства у подростка, который выражает

Насилие над женщинами в семье как социально-психологическая проблема. Почта: социально-психологическая игра для детей...

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте.

Особое значение приобретает проблема подростковых конфликтов. Они отличаются наибольшей сложностью, так как подростки не могут самостоятельно их...

Возможности профилактики конфликтного поведения подростков...

конфликтное поведение, конфликтное поведение подростков, подросток, ребенок, профилактика, педагог, группа сверстников, психологическая диагностика, подростковый возраст, психолог.

Особенности межличностного общения подростков...

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью.

Феномен компьютерной зависимости у подростков, а также психологическая природа

2. Выявить особенности развития компьютерной зависимости у детей подросткового возраста.

Задать вопрос