Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 18.12.2017

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Попова С. В., Назарова С. Н. Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 260-263. — URL https://moluch.ru/archive/184/47303/ (дата обращения: 22.10.2018).



Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы. Именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.

В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут негативно влиять на психические состояния и создавать дисгармонии в эмоционально — психическом развитии. Нарушение любого из механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

Исследованием социально-эмоциональной сферы занимались такие исследователи, как Н. Н. Авдеева, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Г. Х. Мазитова, С. Ю. Мещерякова, Р. Ж. Мухамедрахимов, М. В. Лаврентьева и др.

В группе детского сада мы создали такую обстановку, чтобы у ребёнка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Педагоги старались не скупиться на ласку при общении с детьми. Дети должны иметь возможность доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Это создаёт у них ощущение эмоционального благополучия, комфорта и способствует свободному самовыражению. При скупости эмоциональных проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходит вокруг них, формируется холодность и замкнутость.

Мы считаем, очень важно проявление воспитателем равного отношения ко всем детям. Нельзя противопоставлять одних детей другим, сравнивать их между собой. Необходимо привлекать внимание к отверженным, замкнутым детям, поощрять успехи детей, видеть их способности и качества человечности, с пониманием относиться к проблемам детей. Только в атмосфере равенства, взаимного принятия и уважения взрослый приобщает ребёнка к духовным ценностям, открывает перед ним мир человеческих переживаний, учит не только соучастию, но и содействию в жизни других людей.

Создавая эмоционально комфортную психологическую среду, взаимодействуя и сотрудничая с ребёнком, мы соблюдали ряд важных правил:

‒ если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

‒ если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;

‒ если ребёнка высмеивают он становится замкнутым;

‒ если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;

‒ если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

‒ если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;

‒ если ребёнка подбадривают, он учится ценить себя;

‒ если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей;

‒ если ребёнок живёт в понимание и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти правила определяют стратегию взаимодействия педагога с ребёнком.

Согласно пункт 2.7. ФГОС ДО — Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка. Для социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, игра является важной и неотъемлемой частью. Исходя из этого мы разработали систему игр по циклам:

1-й цикл: «Это Я». Цель: снижение уровня тревожности, повышение активности, самооценки ребенка.

2-й цикл: «Это я и мои друзья». Цель: снижение тревожности в процессе межличностных взаимоотношений, через овладение способами установления отношений с другими детьми.

3-й цикл: «Я и мои чувства». Цель: различие и определение собственных чувств.

Создали наглядное пособие «Альбом настроения». Цель пособия: распознание и закрепление эмоций человека.

В особенности детям нравятся настольно-печатные игры, такие как «Расколдуй тропинку», дети с удовольствием определяют эмоциональное состояние героев. Дети «примеряют» на себя эмоциональные состояния, которые можно увидеть на их лицах, с удовольствием и интересом решают проблемные ситуации, предложенные в условиях игры.

Цели:

  1. Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей;
  2. Развивать умение решать проблемные ситуации на нравственную тему, учить моделировать свое поведение в конкретных жизненных ситуациях
  3. Развитие речи, воображения

Правила игры

  1. Дети задумывают сюжет игры, выбирают героев (фишки);
  2. Кидают кубик;
  3. Попадая на пиктограмму должны выбрать конверт с подходящим настроением (если не находят, то возвращаются на 3 шага назад);
  4. В конверте проблемная ситуация которую нужно решить (если ребенок не решает — пропускает ход).

Правильность ответа обсуждается всеми игроками.

Работа по социально-эмоциональному развитию не может проходить без контакта с родителями детей и педагогами дошкольного учреждения. Поэтому всю работу мы проводим в тесном контакте с родителями детей. Рассказываем, какие игры, упражнения, занятия для детей будут проводиться в этом месяце, на что нужно обратить внимание в домашних условиях.

В уголке для родителей обновляем подборку литературы по данной теме, папки-передвижки, статьи из журналов. Также родители обмениваются собственной информацией по теме и выставляют материалы в уголок для родителей. Проводим консультации в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах. Родители участвуют в совместных праздниках, мероприятиях, устанавливается контакт между родителями и педагогами.

С целью взаимодействия педагогов и специалистов в ДОУ мы создали творческую группу, в рамках которой ведется работа по теме: «Социально-эмоциональное развитии детей в дошкольном возрасте».

Литература:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 189 с.
  3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2001. — 208 с.
  4. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.
  5. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1991. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, игра, родитель, родитель детей.


Похожие статьи

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад

В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит

 Увеличение процента охвата родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, семья, ранняя социализация детей, процесс взаимодействия, обучающий характер, младший

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Эти игры помогли воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, чувство, роль, жизнь, дошкольный возраст, игровая деятельность, кукольный театр...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Дети играют дома, в детском саду, дома, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра».

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений.

В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх. Педагоги ДОУ развивают умения широко использовать игровую...

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс, сеанс, родительский клуб, ребенок, участник сеанса.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии...

В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т. е. те люди

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка.

Сначала это было для себя, для своей детской игры. Следующую сказку мы поставили для родителей, используя театр на ложках.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад

В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит

 Увеличение процента охвата родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, семья, ранняя социализация детей, процесс взаимодействия, обучающий характер, младший

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Эти игры помогли воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, чувство, роль, жизнь, дошкольный возраст, игровая деятельность, кукольный театр...

Игра как средство развития личности ребенка младшего...

Дети играют дома, в детском саду, дома, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра».

Основной деятельностью детей младшего дошкольного возраста является игра, и задача воспитателей и родителей — сделать эту игру максимально...

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного...

Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений.

В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх. Педагоги ДОУ развивают умения широко использовать игровую...

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

детский сад, ранний возраст, совместная деятельность, ребенок, родитель, семья, социально-психологическая адаптация, образовательный процесс, парная гимнастика, здоровье детей.

Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...

ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс, сеанс, родительский клуб, ребенок, участник сеанса.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии...

В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т. е. те люди

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка.

Сначала это было для себя, для своей детской игры. Следующую сказку мы поставили для родителей, используя театр на ложках.

Задать вопрос