Нетрадиционные техники рисования как арт-терапевтический метод на уроках изобразительного искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 15.12.2017

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Дядинчук Т. Г. Нетрадиционные техники рисования как арт-терапевтический метод на уроках изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 218-220. — URL https://moluch.ru/archive/184/47253/ (дата обращения: 24.03.2019).



Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.

К. Д. Ушинский

Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать, совершенствовать этот мир. «У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного» [1, 13]. Творчество естественно проникает в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В рисунке ребенок легко открывает свои истинные чувства, переживания.

Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве. Словосочетание арт-терапия в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами спонтанной художественной деятельности [2, 15]. Её задача — не сделать всех художниками или скульпторами, а возбудить у индивидуума активность, направленную на реализацию его возможностей [3,25]. Психологи рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно изотерапию в школах, поскольку именно для первоклассников, пятиклассников и подростков психологические проблемы особенно актуальны. В силу индивидуальных психофизиологических особенностей дети трудно адаптируются к новым условиям, лишь частично справляются или не справляются с режимом работы и учебной программой.

Работает арт-терапия просто:

– она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию;

– важен именно процесс, а не результат;

– главный эффект занятий — это повышение самооценки, уверенности в себе.

Поэтому, в учебный процесс были включены нетрадиционные изобразительные техники: «граттаж», рисование «цветной пеной», рисование губкой, «нитяная графика», рисование «по влажному, мокрому фону», «кляксография», «воскография», «симметричная монотипия», «ладоневая живопись», рисование «по мятой бумаге», рисование «мятой бумагой», «набрызг», «тампонирование», «трафарет» и другие. Работа на уроке проходила эффективно, и процесс трансформации шёл, когда все заняты свободным творчеством, не задумываясь и не замечая этого эффекта. Занятия по изобразительному искусству в классе охватывали всех без исключения детей, что давало возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах творчества в доступной для него форме. Главная задача — помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, не только определить, а разбудить учебные, творческие способности детей.

Художественные материалы также оказывают огромное влияние на художественную композицию и состояние автора. Предлагается большой выбор материалов, инструментов и их «заместителей»: песок речной и декоративный, кисти разных размеров (круглые, плоские и флейцы), краски гуашевые, краски акварельные, краски акриловые, тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги), цветные и простые карандаши. Фломастеры, выдувные фломастеры, пастель, гелевые ручки и краски, клей, клеящие карандаши, клейстер, клеевые кисточки, зубочистки, ватные палочки, губки и мочалки разных размеров, ткань грубого плетения, тряпочки, штампики, колпачки фломастеров, скрепки и прищепки декоративные и многое другое. При выборе материалов необходимо учитывать их структуру: карандаши, мелки, фломастеры — позволяют усилить контроль при работе, а пастель, краска, глина — способствуют белее свободному выражению [1, 17]. Ребята творят, не задумываясь о факторе художественной ценности создаваемого арт-объекта, сосредоточивают внимание исключительно на процессе, а не на результате.

Инновационные изобразительные технологии, как метод арт-терапии, помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, успокоить ум и душу. Позволяют проявить свое «Я» в образах через визуальное искусство. У техник нет никаких противопоказаний, они просты, приятны и не вызывают сопротивления, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия — это настоящая радость для детей дошкольного и школьного возраста!

Применение арт-терапевтических методов в образовательном процессе позволяет:

– обеспечить успешность ребенка на начальных этапах обучения;

– снизить процент учащихся с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению;

– повысить уровень индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

– повысить уровень владения детьми ключевыми компетенциями;

– поддерживать систему преемственности ДОУ, начальной, средней и старшей школы как необходимого условия непрерывного образования.

Наблюдается:

– удовлетворенность учащихся своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся;

– положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком;

– общая положительная динамика психического и физического здоровья детей;

– наблюдается мотивационная готовность детей к дальнейшему обучению в школе.

Работать над собой — просто, приятно и легко. Уделяйте время творчеству, давайте выход своему вдохновению, находите время для своей души — и вы удивитесь тому, какие потрясающие трансформации будут происходить!

Литература:

  1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.-СПб.: Речь, 2007.-160с., илл.
  2. Лебедев Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканов Н. А. Энциклопедия признаков и интерпритаций в проективном рисование и атр-терапии. СПб.: Речь, 2010.-336 с.
  3. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии/Пер. с англ. М.: Независимая фирма Класс, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор материалов, изобразительное искусство, краска, ребенок.


Похожие статьи

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

Красоту красок, их сочетание, художники, как правило, находят интуитивно, чаще всего не умея объяснить свои выбор. Так у каждого человека и у каждого ребенка есть свои любимые цвета, которые он чаще всего использует. В силу этого в изобразительном искусстве дошкольников...

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

...важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском

Большое значение придаётся материалам, которые используются детьми в играх и занятиях.

Первый цветовой выбор предлагает взрослый: «Солнышко желтое. Выбери краску желтую».

Использование изобразительного материала для развития...

В связи с этим значение изобразительного искусства понимается в настоящее время как

Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать

При рисовании с детьми волшебного дождика мы предложили детям различный материал

Мы всегда поощряем самостоятельность, инициативу при выборе материала для изображения.

Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной...

Любимое занятие детей — это экспериментированию с изобразительными материалами и техниками.

Были проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей детей», «Играйте с детьми красками», «Уголок по изо дома» и др.

Формирование творчества дошкольников средствами...

Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с миром наблюдений, переживаний, размышлений. Ребенок пытается понять суть произведений искусства, что красота — понятие человеческое.

Влияние техник рисования на развитие воображения...

Итак, ряд занятий был посвящен технике рисования оттиском: оттиск ладошкой (рис 1), оттиск нестандартным материалом в изобразительном искусстве — поролоном (рис 2, рис 3).

Выбор бумаги, тонированной или нет, формата и расположения листа оставался за ребенком...

Развитие художественно-творческих способностейна основе...

...чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.

применении. Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, педагогу сразу станет ясно, кто к

Комбинируя изобразительные материалы, многие дети будут применять в основном краски...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

«Ребёнок, – по выражению К. Д. Ушинского, – мыслит красками, звуками

Выготский Л. С. Психология искусства. /

ребенок, цвет, совместная деятельность, дидактический материал, работа, родитель, детский сад, изобразительная деятельность, выбор цвета, мир цвета.

Использование технологии росписи по ткани в педагогической...

...дополнительного образования, где каждому ребенку предоставляется возможность свободного выбора образовательной области

В основе композиции данной сферы изобразительного искусства, отмечает М. Е

Современные материалы (ткани, краски, резервы и пр...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

Красоту красок, их сочетание, художники, как правило, находят интуитивно, чаще всего не умея объяснить свои выбор. Так у каждого человека и у каждого ребенка есть свои любимые цвета, которые он чаще всего использует. В силу этого в изобразительном искусстве дошкольников...

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

...важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском

Большое значение придаётся материалам, которые используются детьми в играх и занятиях.

Первый цветовой выбор предлагает взрослый: «Солнышко желтое. Выбери краску желтую».

Использование изобразительного материала для развития...

В связи с этим значение изобразительного искусства понимается в настоящее время как

Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать

При рисовании с детьми волшебного дождика мы предложили детям различный материал

Мы всегда поощряем самостоятельность, инициативу при выборе материала для изображения.

Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной...

Любимое занятие детей — это экспериментированию с изобразительными материалами и техниками.

Были проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей детей», «Играйте с детьми красками», «Уголок по изо дома» и др.

Формирование творчества дошкольников средствами...

Изобразительное искусство — это введение детей в мир творчества, взаимосвязанных с миром наблюдений, переживаний, размышлений. Ребенок пытается понять суть произведений искусства, что красота — понятие человеческое.

Влияние техник рисования на развитие воображения...

Итак, ряд занятий был посвящен технике рисования оттиском: оттиск ладошкой (рис 1), оттиск нестандартным материалом в изобразительном искусстве — поролоном (рис 2, рис 3).

Выбор бумаги, тонированной или нет, формата и расположения листа оставался за ребенком...

Развитие художественно-творческих способностейна основе...

...чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.

применении. Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, педагогу сразу станет ясно, кто к

Комбинируя изобразительные материалы, многие дети будут применять в основном краски...

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

«Ребёнок, – по выражению К. Д. Ушинского, – мыслит красками, звуками

Выготский Л. С. Психология искусства. /

ребенок, цвет, совместная деятельность, дидактический материал, работа, родитель, детский сад, изобразительная деятельность, выбор цвета, мир цвета.

Использование технологии росписи по ткани в педагогической...

...дополнительного образования, где каждому ребенку предоставляется возможность свободного выбора образовательной области

В основе композиции данной сферы изобразительного искусства, отмечает М. Е

Современные материалы (ткани, краски, резервы и пр...

Задать вопрос