Результативность бюджетирования в сфере физической культуры и спорта. Зарубежная практика и российский опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Коломиец Т. Ю., Крутько В. В., Курило И. В., Полынцев П. С. Результативность бюджетирования в сфере физической культуры и спорта. Зарубежная практика и российский опыт // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 357-360. — URL https://moluch.ru/archive/184/47238/ (дата обращения: 21.03.2019).



Общепризнанным также является то, что сфера физкультуры и спорта влияет на такие качества человеческого капитала как: объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, повышение качества жизни и ее продолжительности. Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, спорт является сферой активного международного сотрудничества и повышенного внимания со стороны государства.

В развитых зарубежных странах сфера спорта четко разделена на массовый спорт, спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт. Как правило, развитие спорта высших достижений — это прерогатива государства и национальных государственных и общественных спортивных организаций. Развитием массового спорта государство занимается через местные органы власти и спортивные организации. Развитие профессионального спорта осуществляют частные коммерческие структуры с незначительной долей помощи со стороны муниципалитетов и местных органов власти.

В мире существуют две основные модели финансирования спорта — американская и европейская. Для первой характерно отсутствие прямой поддержки спорта из бюджета страны и наличие большого количества налоговых льгот для частного сектора, инвестирующего в физкультурно-спортивное движение. Для второй — смешанное финансирование с преобладанием средств из государственного бюджета.

Общим для обеих моделей является то, что массовый, детско-юношеский спорт, оздоровительные движение в значительной мере финансируются из местных бюджетов (США, Канада, Франция, Италии, Финляндии).

Исходя из анализа зарубежного законодательства, к основным источникам финансирования спорта можно отнести 5 следующих составляющих:

– Государственное финансирование,‭ ‬осуществляемое из федерального и местного бюджетов.

– ‎‏Самофинансирование,‭ ‬осуществляемое спортивными организациями за счет собственной предпринимательской деятельности (‬включая участие в коммерческих соревнованиях‭)‬,‭ ‬а также спонсорства.

– ‎‏Финансирование по линии внебюджетных фондов, ‭ ‬образовательных учреждений и профессиональных союзов.

– ‎‏Финансирование, ‭ ‬осуществляемое по линии олимпийских комитетов и международных спортивных организаций.

– ‎‏Поступления от благотворительной деятельности (‬меценатства‭) ‬отдельных граждан и организаций.

Несмотря на наличие, казалось бы, одинаковых источников финансирования, страны решают вопросы финансирования деятельности в сфере физкультуры и спорта различным образом (К примеру, участие в Олимпийских играх немецких и французских спортсменов финансируется правительствами этих стран. Спортсмены же США и Великобритании отправляются на Игры за счет средств, поступивших от частных лиц или отдельных фирм. Итальянский спорт финансируется в основном из доходов от лотерей и футбольного тотализатора).

Однако сделать вывод о том, насколько структура источников финансирования влияет на состояние отрасли физкультуры и спорта в целом представляется затруднительным.

Проведенный Минэкономразвития России анализ международного опыта финансирования физической культуры и спорта показал, что в странах-лидерах олимпийского движения существенную роль в развитии спорта играет частно-государственное партнерство. По мнению Минэкономразвития России, учитывая значительные затраты на содержание объектов спорта, наиболее актуально использование механизма государственно-частного партнерства (В качестве примера партнерства государства и частного сектора можно привести строительство спортивного стадиона «Арена Рига» в центре латвийской столицы. В качестве другого примера можно привести Сингапурский Центр спортивных состязаний).

Для России характерна европейская модель финансирования спорта, к которой также тяготеют многие азиатские и латиноамериканские страны.

В 2015 году Еврокомиссия провела исследование на предмет определения самых спортивных стран Европы (1-е место: Швеция; 2-е место: Дания; 3-е место: Финляндия; 4-е место: Словения; 5-е место: Австрия).

А вот лидерами антирейтинга стали Болгария, Мальта и Италия. Жители этих стран, по наблюдениям Еврокомиссии, предпочитают больше наблюдать за достижениями профессиональных спортсменов (например, в футболе), нежели заниматься спортом самостоятельно.

В итоге, предположение, что состояние физкультуры и спорта напрямую зависит от доли финансирования правительства или местных органов власти является ошибочным (рис.1).

Рис. 1. Соотношение объемов финансирования физической культуры и спорта между уровнями власти в разных странах

Основным инструментом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации является федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30.

Рис. 2. Соотношение объемов бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм из средств федерального бюджета

На основании «Сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ РФ по итогам 2015 года» можно проследить значения следующих показателей и сделать соответствующие выводы.

Динамика показателей положительная, что является результатом серьезного подхода к достижению высокопоставленных целей, приуроченных к мероприятиям связанных с Олимпийскими играми в Сочи 2014г.

Таблица 1

Значения показателей уровня государственной программы РФ «Развитие физкультуры испорта» в 2015г.

Показатели:

2013

2014

2015

Доля граждан РФ, систематически занимающихся физкультурой и спортом

27,47

29

30

Уровень обеспеченности спортивными сооружениями

28,6

29

30

Доля спортивных объектов, подлежащих использованию в сфере физкультуры и спорта в постсоревновательный период XXVII Всемирной летней универсиады 2013 в г. Казани

100

100

100

Доля спортивных объектов в г. Сочи, используемых в постсоревновательный период

-

95

100

Исполнение контрольных событий с начала года наступило только по двум подпрограммам: № 1 «Развитие физической культуры и массового спорта» и № 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва».

Упор по реализации контрольных событий приходится на спорт высших достижений, потому цель олимпийского спорта — это достижение максимально возможных спортивных результатов на крупнейших спортивных соревнованиях. Это позитивно влияет на спортивную репутацию всей страны и соответственно, является более значимым направлением развития для государства.

Рис. 3. Ход реализации подпрограммы 1 «Развитие физической культуры и массового спорта»

Рис. 4. Ход реализации подпрограммы 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»

Анализ структуры финансового обеспечения в сфере физкультуры и спорта показал, что отсутствует явная зависимость между источниками финансирования и результативностью данной сферы. Кроме того, имеют место проблемы, связанные с планированием источников расходов на спортивную деятельность страны, а также с расставлением государственных приоритетов относительно финансового обеспечения сферы физкультуры и спорта. Также следует отметить, что затронутые вопросы требуют более тщательного и глубоко изучения, поэтому рациональным представляется рассмотрение данной темы уже в рамках курсовой работы и магистерской диссертации.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 30 (ред. от 25.05.2016) «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы».
  2. Портал государственных программ в сети Интернет — http://www.gosprogrammy.gov.ru.
  3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации — http://www.economy.gov.ru.
  4. Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
  5. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ РФ по итогам 2015 года.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, спорт, массовый спорт, сфера физкультуры, Развитие спорта, Российская Федерация, местный орган власти, достижение, профессиональный спорт, спортивный резерв.


Похожие статьи

Приоритеты государственной политики в финансировании...

Финансовое обеспечение физической культуры и спорта из федерального бюджета преимущественно направлено на финансирование спорта высших достижений, массовый спорт, к сожалению, финансируется в недостаточном объеме.

Муниципальная политика в сфере физической культуры...

В сфере физической культуры и спорта наиболее важным является: результативность учащихся и массовость занимающихся. Когда есть результат и достижения на различных спортивных мероприятиях спортсменов твоей спортивной школы...

Организация массового спорта и спорта высших достижений...

физическая культура, военно-прикладной вид спорта, Российская Федерация, массовый спорт, военная служба, физическая подготовка, вид спорта, Центральный спортивный клуб, весомый вклад...

Физическая культура и спорт — важный элемент...

Развитие массовой физической культуры и спорта — это критерий оценки эффективности работы не только органов исполнительной власти, выполняющих функции управления сферой, но и показатель социально-экономического развития всего общества.

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового...

Развитие физической культуры и спорта может проходить успешно, если органами государственного и общественного управления, организациями, их руководителями, специалистами, учеными этой сферы, избрана правильная стратегия действий.

Повышение квалификации и дополнительное образование...

Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации»: физическая культура часть культуры, представляющая

Результативность бюджетирования в сфере физической культуры и спорта. Зарубежная практика и российский опыт.

Концепты развития студенческого спорта в России

физическая культура, студенческий спорт, студенческое спортивное движение, спортивно-массовая работа, молодежь, высшая школа.

Организация массового спорта и спорта высших достижений в Министерстве обороны Российской Федерации.

Социальные функции физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт — это сложное явление современного общества, которое выполняет ряд социально важных функций: Укрепление здоровья человека; Воспитание гармонично развитой личности, для которой важно физическое совершенство...

Проблемы и перспективы развития физической культуры...

В настоящее время развитие системы образования в сфере физической культуры и спорта вплотную связано с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Приоритеты государственной политики в финансировании...

Финансовое обеспечение физической культуры и спорта из федерального бюджета преимущественно направлено на финансирование спорта высших достижений, массовый спорт, к сожалению, финансируется в недостаточном объеме.

Муниципальная политика в сфере физической культуры...

В сфере физической культуры и спорта наиболее важным является: результативность учащихся и массовость занимающихся. Когда есть результат и достижения на различных спортивных мероприятиях спортсменов твоей спортивной школы...

Организация массового спорта и спорта высших достижений...

физическая культура, военно-прикладной вид спорта, Российская Федерация, массовый спорт, военная служба, физическая подготовка, вид спорта, Центральный спортивный клуб, весомый вклад...

Физическая культура и спорт — важный элемент...

Развитие массовой физической культуры и спорта — это критерий оценки эффективности работы не только органов исполнительной власти, выполняющих функции управления сферой, но и показатель социально-экономического развития всего общества.

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового...

Развитие физической культуры и спорта может проходить успешно, если органами государственного и общественного управления, организациями, их руководителями, специалистами, учеными этой сферы, избрана правильная стратегия действий.

Повышение квалификации и дополнительное образование...

Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации»: физическая культура часть культуры, представляющая

Результативность бюджетирования в сфере физической культуры и спорта. Зарубежная практика и российский опыт.

Концепты развития студенческого спорта в России

физическая культура, студенческий спорт, студенческое спортивное движение, спортивно-массовая работа, молодежь, высшая школа.

Организация массового спорта и спорта высших достижений в Министерстве обороны Российской Федерации.

Социальные функции физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт — это сложное явление современного общества, которое выполняет ряд социально важных функций: Укрепление здоровья человека; Воспитание гармонично развитой личности, для которой важно физическое совершенство...

Проблемы и перспективы развития физической культуры...

В настоящее время развитие системы образования в сфере физической культуры и спорта вплотную связано с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков.

Задать вопрос