Переход клубов российской футбольной системы к коммерческой модели функционирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Коломиец Т. Ю., Курило И. В., Маньков В. В., Полынцев П. С. Переход клубов российской футбольной системы к коммерческой модели функционирования // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 360-364. — URL https://moluch.ru/archive/184/47236/ (дата обращения: 18.04.2019).



Мировая футбольная система, в рамках которой существует и российский футбол, затрагивает интересы множества футбольных организаций в разных странах. Эта централизованная структура представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура организации футбола в России

Международная Федерация Футбольных Ассоциаций (ФИФА) является главным элементом структуры, под эгидой которой проходят все Чемпионаты Мира и розыгрыши Кубка Конфедераций. ФИФА разделена на конфедерации, которые руководят функционированием футбола на континентальном уровне. Например, в Европе такой конфедерацией является Союз Европейских Футбольных Ассоциаций (УЕФА).

Основным документом, регламентирующим деятельность футбольных клубов подведомственных УЕФА, является «UEFA Club Licensing and Financial Fair Play Regulations» (правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовому «fair-play»). В данном документе гл. 2, ст. 57, пп. 1 гласит, что футбольный клуб допускается к соревнованиям под эгидой УЕФА, если он доказал отсутствие просроченных финансовых обязательств на текущий сезон перед другими клубами, своими игроками и социальными или налоговыми службами.

С 2013 года клуб должен также доказывать свою безубыточность в рамках сезона. В ст. 58 того же документа прописаны критерии безубыточноности, однако есть поправка, что можно тратить больше, чем зарабатывать, если только все траты полностью и напрямую покрываются вложениями владельца клуба или связанной с ним компании. Величина такого резерва не должна превышать 30 млн евро. Это помогает клубам избежать неконтролируемого роста долгов [1].

Главным фактором является форма собственности клубов, они могут финансироваться за счет государственных бюджетов или же за счет собственной прибыли. В связи с этим выделяют коммерческую и государственную систему.

В коммерческой системе клубы финансово независимы от государства и функционируют самостоятельно. Чаще всего клубы в данной системе функционируют в форме публичных акционерных обществ (ПАО). Это означает, что клуб может иметь неограниченное число акционеров, а его акции могут находиться на рынке в свободном обращении.

Противоположной коммерческой является государственная система, при которой полное или частичное финансирование осуществляется напрямую или косвенно за счет государственных средств. При этом клуб может функционировать в любой форме собственности, в том числе и ПАО. Финансирование, осуществляемое непосредственно органами государственного и муниципального управления, является прямым.

В случае, если финансирование осуществляется через коммерческие структуры, значительная часть которых принадлежит государству, оно является косвенным. Например, ФК «Зенит» из Санкт-Петербурга финансируется за счет ПАО «Газпром». Однако единственный блокирующий пакет акций с долей более 25 % принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Государству принадлежит 38,37 % акций ПАО, следовательно, оно может влиять на решения совета директоров [2].

В России большинство клубов полностью или частично содержатся за счет региональных бюджетов, как показано в таблице 1. Таким образом российский футбол является представителем государственной футбольной системы.

Таблица 1

Бюджеты российских клубов РФПЛ, млн долл.

Футбольный клуб

Город

Владелец

Бюджет

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

Амкар

Пермь

администрация Пермского края

21

22

22

13

Анжи

Махачкала

Сулейман Керимов

180

75

-

25

Динамо

Москва

Центральный совет «Динамо»

125

210

160

55

Зенит

Санкт-Петербург

Газпром

280

300

220

185

Краснодар

Краснодар

Сергей Галицкий

45

65

80

75

Крылья Советов

Самара

администрация Самарской области

40

35

-

15

Кубань

Краснодар

администрация Краснодарской области

40

38

28

21

Локомотив

Москва

РЖД

115

145

110

90

Мордовия

Саранск

администрация Мордовии

28

-

25

13

Ростов

Ростов-на-Дону

администрация Ростовской области

30

40

28

30

Рубин

Казань

администрация Татарстана

145

125

70

60

Спартак

Москва

Леонид Федун и Лукойл

105

155

150

120

Терек

Грозный

администрация Чеченской Республики

70

55

40

30

Урал

Екатеринбург

администрация Свердловской области

-

27

13

15

Уфа

Уфа

администрация Башкортостана

-

-

13

15

ЦСКА

Москва

Евгений Гинер и Bluecastle Enterprises

90

120

90

80

* — прочерк означает отсутствие данных

** — желтым выделены сезоны, когда клуб не играл в Премьер-Лиге

Согласно документу «Сравнительный отчет по лицензированию клубов за 2014 финансовый год» УЕФА, в среднем доход клубов Российской Футбольной Премьер-Лиги вырос в сезоне 2013/2014 на 7 %, однако далее в течение двух сезонов происходит сокращение бюджетов [3]. На рисунке 2 представлена диаграмма, отражающая структуру доходов клубов в ведущих лигах Европы в 2014 году. Государственное финансирование входит в категорию «спонсорство и коммерческие сделки». Следовательно, на 60 % доходы клубов РФПЛ состоят из финансовых вложений владельцев. Отсутствие самостоятельности не позволяет клубам развиваться, а дополнительные ограничения, такие как лимит на легионеров в стартовом составе, снижают конкурентоспособность.

C:\Users\polyn\Desktop\Новый точечный рисунок (2).bmp

Рис. 2. Структура доходов клубов двадцати лучших европейских чемпионатов в сезоне 2013/14 [1]

Представителем народной коммерческой модели является немецкая система. Принцип данной модели в Германии сформирован в виде правила «50 % + 1». Согласно ему клуб, существующий в качестве акционерного общества, сам является владельцем контрольного пакета. Прочие 49 % распределяются среди частных инвесторов. Так, например, в мюнхенской «Баварии» 75 % акций принадлежат более 200 000 членам фан-клуба команды, прочие поровну распределены между инвесторами в лице «Adidas», «Audi», и «Allianz». Любой клуб может через суд отменить это правило, но из соображений солидарности и стабильности системы сами клубы признают, что делать это нецелесообразно.

Корпоративная коммерческая модель функционирует в Англии. При ней контрольным пакетом может владеть как физическое, так и юридическое лицо, следовательно, инвесторами клубов выступают организации и предприниматели разных стран. В отличие от Германии здесь команды не сторонятся участия корпораций в своем управлении. Это позволяет оперировать с большими суммами в своей деятельности, поэтому в таких клубах большой приток иностранных футболистов.

Английский клуб, как и немецкий является самостоятельной организацией, которая может проводить эмиссии ценных бумаг и брать кредиты без вмешательства футбольного союза, но в пределах вышеупомянутых требований Financial Fair Play. Футбольным союзам отводится задача популяризации футбола и создания конкурентоспособного чемпионата. Это необходимо для роста стоимости прав на телетрансляции и увеличения посещаемости футбольных матчей. На рисунке 3 структура доходов английской и немецкой футбольной системы характеризуется в большей степени именно за счет двух данных показателей. Следовательно, можно сделать вывод о высокой эффективности коммерческой модели функционирования футбольной системы.

Футбол в России на сегодняшний день не является коммерческим. В существующей системе расходы сосредоточены на потребностях сегодняшнего дня, то есть на покупке и удержании в команде футболистов. Такую стратегию клубы предпочитают инвестициям в развитие команды и системы подготовки молодых футболистов. Снижение доли государственного финансирования в структуре доходов клубов — стимул для руководства клубов искать источники дополнительного дохода и смены стратегии. Одной из задач стратегии развития футбола в России является переход к модели, где профессиональные клубы будут опираться на болельщиков как на крупнейший источник финансирования.

Стратегия предполагает увеличение числа болельщиков и популяризацию футбола в России. Однако этих мер может оказаться недостаточно, поскольку Российский футбольный союз не может предложить качественный продукт в виде футбольной лиги с высоким уровнем конкуренции. Рассчитывая на болельщиков в качестве основного источника доходов футбольный союз планирует увеличение цен на билеты и ТВ-права, но этот рост должен подкрепляться ростом уровня футбола во всех аспектах, от мастерства футболистов до культуры фанатской поддержки. Дилемма в том, что конкуренция обеспечивается профессиональным менеджментом, однако среди болельщиков мало опытных инвесторов, способных принимать грамотные финансовые и управленческие решения. С другой стороны, необходимо создавать культурно-футбольную среду. В этом случае распространение акций может привести клуб к кризису управления, поскольку появится риск эмоциональных решений.

Помимо этого, планируется приватизация построенных к Чемпионату Мира 2018 года спортивных объектов. Также комплекс мер, отмеченных как развитие любительского и женского футбола, а также привлечение специалистов, также планируется в указанный период. Однако с учетом успешного осуществления части стратегии в отношении детских футбольных школ, футбольная система потеряет еще как минимум два поколения футболистов. Применение данных мер необходимо уже сегодня.

Предлагаемые изменения отображены в дорожной карте на рисунке 3.

Рис. 3. Предполагаемая дорожная карта развития футбола в России до 2030 г.

Важным шагом является переход клубов к форме ПАО. Это должно сопровождаться ограниченным распространением акций среди родного региона каждого клуба, преимущественно среди определенного круга потенциальных инвесторов. Для формирования футбольной культуры это могут быть владельцы культурных заведений, баров, ресторанов и прочих организаций, способных вести взаимовыгодное сотрудничество с клубами.

Чтобы смягчить переход клубов с относительно большим бюджетом, необходимо дополнительно проконтролировать их расходы. Поскольку основной статьей расходов является зарплата игроков, необходимо ввести потолки зарплатной ведомости в зависимости от структуры доходов клубов. Данная мера особенно важна для клубов, находящихся сейчас на региональном финансировании, поскольку это поможет избежать лишних трат. Это приведет к оттоку легионеров и текущих отечественных игроков из чемпионата, и, соответственно, возрастанию роли молодых воспитанников. Созданные резервы клубы смогут направить на приобретение других команд из низших дивизионов (фарм-клубы), создавая синергетический эффект. Таким образом можно создавать футбольные объединения, которые позволят воспитывать новых футболистов.

В отношении воспитания поколений при коммерческой модели необходимо расширение границ профессионального футбола. Необходимо создавать связи между клубами РФПЛ, ФНЛ и командами любительских лиг. Синергетический эффект позволит функционировать в рамках ограниченного бюджета. Однако существует риск еще большего сокращения уровня игры, потому такие меры должны предприниматься в большей степени клубами с прямым государственным финансированием.

Литература:

  1. UEFA Club Licensing and Financial Fair Play Regulations. — Nyon, — 2015. — 45 p.
  2. Структура акционерного капитала ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru/investors/stock/ (дата обращения: 21.12.2016).
  3. Перри С. Ландшафт европейского клубного футбола. Сравнительный отчет по лицензированию клубов за 2014 финансовый год [Электронный ресурс]. — Нион, — 2015. URL: http://ru.uefa.org/MultimediaFiles/Download/Tech/uefaorg/General/02/30/91/46/2309146_DOWNLOAD.pdf. (дата обращения: 11.12.2016)
  4. Общенациональная стратегия развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. — 2016. URL: http://www.rfs.ru/res/docs/rfs_strategy_2016_v3.4.pdf %20 (дата обращения: 08.12.2016)
  5. Чаушьян С. Футбол за деньги: сравниваем цены на билеты в России с мировыми [Электронный ресурс]. С. Чаушьян // Аргументы и Факты. — 2014. URL: http://www.aif.ru/sport/football/futbol_za_dengi_sravnivaem_ceny_na_bilety_v_rossii_s_mirovymi (дата обращения: 12.12.2016).
  6. Дмитриенко И. Почем чемпионат для народа [Электронный ресурс]: экономика // журнал Профиль. 2016. URL: http://www.profile.ru/economics/item/106642-pochem-chempionat-dlya-naroda (дата обращения: 12.12.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): клуб, Россия, структура доходов клубов, москва, краснодар, контрольный пакет, российский футбол, государственное финансирование, синергетический эффект, государственная система.


Похожие статьи

Проблемы и перспективы финансирования спортивных клубов...

клуб, Россия, мой взгляд, команда, поиск спонсоров, финансирование, Дмитриев, российский футбол, последнее время, экономическая деятельность.

Моделирование финансирования спортивных клубов в России

Кубанский государственный университет. В статье сделана попытка оценить финансирование спортивных клубов и на основании анализа структуры пассива баланса ФК «Кубань» в период с 2010 по 2015 г. составить модель краткосрочных и долгосрочных пассивов.

Тенденции развития современного футбола в России

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, Развитие футбола, футбол, современный футбол, материально-техническая база, клуб

Структура технологии применения футбола в отделении спортивного совершенствования студентов.

Проблемные аспекты формирования бюджета профессионального...

Учитывая специфику финансирования профессиональных футбольных клубов (ПФК)

Кроме того, для профессионального футбола характерна специфика, заключающаяся, в частности, в деятельности на рынке трансфера спортсменов, и особенность структуры доходов, главными...

Управление имиджем и формирование репутации в российских...

Что касается России спонсорами самых известных футбольных клубов являются соответственно: ФК «Спартак» Москва — «Лукойл»

Вполне возможно, что дотации спонсоров, которые являются основным источником дохода среди российских клубов, могут закончится...

Публикация научных статей — Молодой ученый

Конференции проходят в дистанционном режиме в различных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Самаре, Чите и Челябинске. Сборники конференций размещаются на eLIBRARY.RU, но не индексируются в РИНЦ.

Практические аспекты управления репутацией на примере...

Среди российских спортивных клубов можно выделить «ЦСКА», «Спартак» Москва, «Локомотив» Москва и

Для осуществления этих задач сотрудники структуры начали изучать футболистов клуба.

Первый тип партнерства является пакетом технического спонсора.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы и перспективы финансирования спортивных клубов...

клуб, Россия, мой взгляд, команда, поиск спонсоров, финансирование, Дмитриев, российский футбол, последнее время, экономическая деятельность.

Моделирование финансирования спортивных клубов в России

Кубанский государственный университет. В статье сделана попытка оценить финансирование спортивных клубов и на основании анализа структуры пассива баланса ФК «Кубань» в период с 2010 по 2015 г. составить модель краткосрочных и долгосрочных пассивов.

Тенденции развития современного футбола в России

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, Развитие футбола, футбол, современный футбол, материально-техническая база, клуб

Структура технологии применения футбола в отделении спортивного совершенствования студентов.

Проблемные аспекты формирования бюджета профессионального...

Учитывая специфику финансирования профессиональных футбольных клубов (ПФК)

Кроме того, для профессионального футбола характерна специфика, заключающаяся, в частности, в деятельности на рынке трансфера спортсменов, и особенность структуры доходов, главными...

Управление имиджем и формирование репутации в российских...

Что касается России спонсорами самых известных футбольных клубов являются соответственно: ФК «Спартак» Москва — «Лукойл»

Вполне возможно, что дотации спонсоров, которые являются основным источником дохода среди российских клубов, могут закончится...

Публикация научных статей — Молодой ученый

Конференции проходят в дистанционном режиме в различных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Самаре, Чите и Челябинске. Сборники конференций размещаются на eLIBRARY.RU, но не индексируются в РИНЦ.

Практические аспекты управления репутацией на примере...

Среди российских спортивных клубов можно выделить «ЦСКА», «Спартак» Москва, «Локомотив» Москва и

Для осуществления этих задач сотрудники структуры начали изучать футболистов клуба.

Первый тип партнерства является пакетом технического спонсора.

Задать вопрос