Проект «Память сильнее смерти» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проект «Память сильнее смерти» / Н. Л. Аверина, М. В. Казакова, Н. П. Мартьянова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 199-202. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47190/ (дата обращения: 24.04.2024).



Наше время — это время перемен. Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе дополнительного образования. Одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования стала модернизация и развития гражданского и патриотического воспитания. Именно поэтому возникла идея создания на базе Центра детского творчества № 1 мемориального музея памяти ветерана Великой Отечественной войны П. С. Щукина, который долгие годы был активным участником и другом нашего образовательного учреждения.

Тема Великой Отечественной войны была и остаётся животрепещущей, и сегодня в связи с происходящими в мире событиями она звучит особенно актуально. Вызывает тревогу попытки исказить историю войны, пересмотреть её итоги. Именно это подвинуло нас к созданию проекта «Память сильнее смерти» на основе материалов музея.

Основная идея проектаизучение трагических страниц истории Великой Отечественной войны, воспитание у подрастающего поколения активной гражданской позиции и ненависти к фашизму.

Цель проектасохранение исторической памяти.

Задачи:

  1. Формировать устойчивый интерес неискажённых знаний учащихся об истории антифашистской борьбы в застенках концентрационных лагерей.
  2. Расширить масштабы поисковой работы, приобщить учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
  3. Пополнить экспозиции музея через привлечение к исследовательской деятельности не только учащихся, но и педагогов, и родителей.

Обоснование актуальности проекта.

В Берлине стоит памятник, а на нём надпись «Если в людской памяти забудутся зверства фашизма, это снова повторится. Так будем вечно помнить об этом!» Увы, далеко не все нынешние жители нашей планеты в полной мере осознают античеловеческую сущность фашизма. Из современных учебников истории очень трудно представить всю грандиозность этой войны, цену великой Победы и героизм нашего народа. С каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл ни на сотни, ни на тысячи, даже ни на десятки тысяч, а на миллионы. По статистике, которая велась в нашей стране, в годы войны, попали в фашистский плен более 4,5 млн. граждан СССР (по статистическим данным Германии — 5,7 млн. человек). Причины пленения были самыми различными. По всей видимости, Германия включила в это число и так называемых перемещённых лиц. Это было в основном гражданское население оккупированной территории СССР. Единицы, кто смог выжить. Судьба этих людей была поистине трагичной. С подачи Сталина на них закрепилось клеймо «предатели». Вырвавшись из фашистского плена, они попадали в «объятия» ГУЛАГА. Репрессиям подвергались их родственники и дети. Глубокий страх засел в душах этих людей. По возможности они меняли фамилии и давали себе обет молчания на всю оставшуюся жизнь. Эта страница истории наглухо была закрыта. Судьбы узников концлагерей очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас целеустремлённости, настойчивости, трудолюбию. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма.

Не случайно сейчас практически в каждом образовательном учреждении созданы комнаты славы, мини-музеи для того, чтобы сохранить свою историю, сформировать у учащихся устойчивый интерес к боевым подвигам старшего поколения. Важно дать детям неискажённые знания об истории, рассказать правду о людях, оказавшихся в фашистской неволе, но не сдавшихся и не покорившихся.

Наш земляк Щукин П. С., ветеран Великой Отечественной войны, бывший узник фашистских концентрационных лагерей Заксенхаузен и Маутхаузен, член Союза журналистов СССР, ответственный секретарь общества «Знание», почётный гражданин села Лукашовка Чернобаевского района Черниговской области был большим другом коллектива Центра детского творчества № 1. Имя Щукина П. С., активного борца подполья, приговорённого к смерти, занесено в Международную книгу памяти как связного восстания в концлагере Маутхаузен и в 2-томную энциклопедию «Ульяновск-Симбирск». Музей его памяти был создан в Центре детского творчества № 1 в 2005 году. В нём собраны документы по антифашистской борьбе сопротивления в концентрационных лагерях Заксенхаузен (Германия) и Маутхаузен (Австрия), фотоматериалы, личные вещи ветерана, имеются стенды с фотодокументами из архивов SS, книги на русском и немецком языках.

Много лет музей является центром патриотического воспитания. Здесь проводятся экскурсии с учащимися школ района, ЦДТ № 1, педагогами и родителями, проходят занятия патриотической тематики, социально-значимые мероприятия. Совет ветеранов Заволжского района проводит свои встречи на базе нашего музея.

Участники проекта:

Мартьянова Н. П. — руководитель музея, Отличник просвещения.

Казакова М. В. — заведующая отделом социально — педагогической работы.

Петрова Ю. А. — заведующая спортивно-оздоровительным отделом.

Осипова Г. Н. — методист.

Аверина Надежа Леонидовна — педагог дополнительного образования

Учащиеся объединения «Юный патриот».

Учащие школы раннего развития «Малышок».

Учащиеся клуба «Эдалос».

Родители ЦДТ № 1

2. Содержание итехнология реализации проекта

п/п

Мероприятие

Сроки иместо проведения

Результат мероприятия

1.

Организационный 2015–2016 год

1.

Торжественное открытие мемориальной доски на родительском доме ветерана П. С. Щукина

05.05.2015

р.п. Новая Майна Мелекесского района

Благодарность главы администрации поселения МО «Новомайнское городское поселение»

2.

Выступление «О войне наша память священна».

07.05.2015

Публикация статьи в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Ульяновской области. ОГБУ Центр образования и системных инноваций Ульяновской области.

3.

Участие в областной выставке музеев образовательных организаций «Поклонимся великим тем годам».

8–9 мая 2015

ул. Минаева

г. Ульяновск

Грамота Министерства образования и науки Ульяновской области

4.

Изучение и анализ знаний учащихся и родителей о концлагерях в Великую Отечественную войну.

сентябрь-октябрь 2015

объединения ЦДТ № 1

Диаграммы по результатам анкетирования.

5.

Участие во Всероссийском семинаре-совещании с руководителями музеев образовательных учреждений с выступлением «Организация музейной работы в образовательных учреждениях»

22–23. 10. 2015

Москва

Сертификат Межрегиональной общественной организации содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса»

6.

Участие в 1 Всероссийской научно-практической конференции с докладом «Музей приглашает друзей».

02.11.2015

С. Арское

Сертификат.

Материал опубликован в сборнике конференции.

7.

Участие в городском семинаре — практикуме «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»

25.11.2015

ЦДТ № 2

Сертификат Управления образования администрации города Ульяновска.

Публикация выступления в сборнике по итогам семинара.

Выпуск электронного сборника shmakova 731@ramber.ru

8.

Презентация «И вспомнить страшно, и забыть нельзя».

02.02.2015

Клуб пожилого человека «Возрождение»

Заседание клуба в музее П. С. Щукина. Встреча с депутатом городской думы Васильевым.

9.

Экскурсия «Самоосвобождение из ада»

12.03.2015

Музей памяти П. С. Щукина

Отзывы слушателей курсов УИПК ПРО.

10.

Участие в областной выставке музеев образовательных организаций «Поклонимся великим тем годам».

8–9 мая 2016

ул. Минаева

г. Ульяновск

Грамота Министерства образования и науки Ульяновской области

2

Основной 2016–2017 год

1.

Педагогическая гостиная

«Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой»

14.10.2015

ЦДТ № 1

Участники гостиной подготовили презентации и выступления о своих родственниках, свидетелях тех трагических событий Великой Отечественной войны.

2.

Участие в городской краеведческой конференции по патриотическому воспитанию детей и молодёжи с выступлением «Горькая память войны в моей семье»

20.10.2016.

ЦДТ № 2

Диплом Ульяновской региональной общественной организации УРОО «Ульяновская региональная Украинская национально-культурная автономия».

Публикация в сборнике по итогам конференции.

3.

Участие в круглом столе по итогам фестиваля украинской культуры «Червона рута» с

выступлением «Память сильнее времени».

25.11.2016

Г. Ульяновск МБОУ «Мариинская гимназия»

Осмыслить слушателям аудитории, как люди пережили страшное время, проведенное за колючей проволокой.

4.

Создание библиотечки книг о Щукине П. С.

11.12.2016

Музей памяти П. С. Щукина

Пополнение фонда музея книгами о Щукине П. С.

5.

Музейный марафон.

Экскурсии в музее «Не гаснет памяти свеча».

Месячник героико-патриотической работы.

Февраль 2017

Посетивших музей памяти П. С. Щукина 506 ч.

Контингент: дошкольники, школьники, слушатели курсов повышении квалификации, родители, педагоги.

6.

Встреча с родственниками ветерана ВОВ, узника фашистских лагерей Заксенхаузен и Маутхаузен, сельчанами и учащимися СОШ

11.04.2017.

Новая Майна

Мелекесского района

Посещение мемориальной доски на родительском доме

Щукина П. С.

Налажено сотрудничество с поселковой администрацией.

Передача в школьный музей фотодокументов из архивов семьи.

7.

Обновление экспозиции в музее «Живая память поколений».

28.04.2017

Музей памяти Щукина П. С.

Фотоматериалы и документы, предоставленные дочерью Щукина П. С. о его жизнедеятельности в послевоенные годы.

8.

Систематизировать переписку с Международным комитетом фонда Бранденбургских мемориалов и мемориалом Заксенхаузен.

Май 2017

Берлин

Рената Лойшнер,

Соня Райхерт

Систематизация материалов: информационные бюллетени «Заксенхаузенец», письма, адреса участников международных мероприятий в концлагере Заксенхаузен.

3

Заключительный 2017–2018 год

1.

Музейная гостиная с

малолетними узниками концлагерей «История в лицах».

01.10.2017

Музей памяти Щукина П. С.

Пополнение фонда музея экспонатами и материалами очевидцев.

2.

Организация медиа-связи (видео-мосты) с музеем Заксенхаузен на базе Центра образования «Гамма» школы № 1404, Международным комитетом Заксенхаузен и с бывшим узником концлагеря Заксенхаузен Тилевичем М. Г.

14.10.2017

Москва

Берлин

Взаимообмен архивными материалами по концлагерю Заксенхаузена с музеем Центра образования «Гамма».

3.

Литературно — музыкальная гостиная

«Бухенвальдский набат».

24.11.2017

Музей памяти Щукина П. С.

Социальная активность учащихся СОШ

4.

Урок мужества «Побег из ада».

09.12.2017

Музей памяти Щукина П. С.

Результаты поисковой работы переписки Щукина П. С. и Девятаева М. П. — героя Советского Союза.

5.

Изучение архивных фондов государственных краеведческих музеев гг. Ульяновска и Димитровграда, связанных с узниками фашистских лагерей.

15.01.2018

Музеи

Ульяновск

Димитровград

Дополнение и обновление музея памяти Щукина П. С. архивными материалами.

6.

Встреча с ветеранами

«Ради жизни на земле».

20.02.2018

Музей памяти Щукина П. С.

Сотрудничество с советом ветеранов Заволжского района.

7.

Конкурс «У войны не женское лицо»

20.03.2018

Музей памяти Щукина П. С.

Дипломы лауреатов и дипломатов конкурса чтецов.

8.

Участие в митинге –реквием.

11.04.2018

Площадь 30-летия Победы

Дань памяти замученным и убитым малолетним узникам в фашистских лагерях

9.

Участие в областной выставке музеев образовательных учреждений «Поклонимся великим тем годам».

8–9 мая 2016

ул. Минаева

г. Ульяновск

Грамота Министерства образования и науки Ульяновской области

10.

Посещение концентрационного лагеря Маутхаузен

Июнь

Австрия

Установление связей с немецким комитетом в Бюргерхоф, город Подсдам

3. Результативность иэффективность проекта

В результате реализации проекта предполагается:

– создание новых экспозиций музея;

– пополнение музейных фондов;

– создание библиотечки книг о Щукине П. С.;

– активизация переписки с немецким комитетом в Бюргерхоф, город Подсдам;

– сотрудничество с Центром образования «Гамма» школа № 1404.

Учащиеся получат:

– огромный опыт работы в библиотеках, в архивах и фондах музеев;

– информацию о судьбе бывших узников фашизма и в первую очередь о судьбе Щукина П. С. (Журко);

– знания о трагических страницах истории Великой Отечественной войны;

– знания о трагических судьбах людей, которые были узниками фашизма;

– возможность оценить все ужасы фашизма и недопустимость его возрождения.

Перечень книг, вкоторых внесено имя Петра Щукина как активного участника подпольной борьбы узников лагеря.

  1. Зотов А. С. Незримый фронт (воспоминания бывших узников концентрационного лагеря «Заксенхаузен»). Изд. Мин.обороны СССР, М. 1961, стр. 54.
  2. Краснов В. В. К суду истории. Записки военного прокурора. Приволжское книжное изд., Саратов, 1986, стр. 76.
  3. Пирогов А. Этого забыть нельзя. Одесское книжное изд., 1962.
  4. Пиляр Ю. Всё это было. Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1957.
  5. Пиляр Ю. Люди остаются людьми. Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1963.
  6. Решин Е. Г. Генерал Карбышев. Изд. ДОСААФ, М.1971.
Основные термины (генерируются автоматически): Щукино, Великая Отечественная война, музей памяти Щукина, ульяновск, Ульяновская область, берлин, грамота Министерства образования, детское творчество, дополнительное образование, областная выставка музеев.


Похожие статьи

Музей как инновационное образовательное пространство школы

Все эти особенности школьного музея зафиксированы в рекомендованном Министерством образования России «Примерным положении о

«О деятельности музеев образовательных учреждений / Российский вестник детско — юношеского туризма и краеведения. № 2(46).

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования.

Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере фондов Ишимского историко-краеведческого музея).

Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере...)

Но выставка это все что имеется в музее. Музей располагает научными и газетными статьями, и историческими справками.

Период Великой Отечественной войны навсегда останется в народной памяти как дни суровых испытаний, и в то же время, как время великих подвигов...

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

Являясь одной из форм дополнительного образования, музей развивает детскую активность и самодеятельность. Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое воспитание...

Школьный музей: история и перспективы развития

Таким образом, школьные и детские музеи являются одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей (как и детский музей...

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

В дошкольном образовании музейная педагогика играет существенную роль.

В нашем городе не так много музеев. В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети

основой не только для творчества ребенка, но становится объектом детского исследования, к которому активно...

Исторический аспект дополнительного образования детей...

Система детского технического творчества в России основана на традициях, заложенных в советское время. В историко-педагогических исследованиях определены этапы становления и развития отечественной системы детского технического творчества.

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

Формирование личностных результатов образования предполагает следующую логику

Это могут быть памятники героям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг

Это могут быть театры, музеи, скульптурные группы и места, связанные с жизнью знаменитых людей города.

Похожие статьи

Музей как инновационное образовательное пространство школы

Все эти особенности школьного музея зафиксированы в рекомендованном Министерством образования России «Примерным положении о

«О деятельности музеев образовательных учреждений / Российский вестник детско — юношеского туризма и краеведения. № 2(46).

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования.

Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере фондов Ишимского историко-краеведческого музея).

Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере...)

Но выставка это все что имеется в музее. Музей располагает научными и газетными статьями, и историческими справками.

Период Великой Отечественной войны навсегда останется в народной памяти как дни суровых испытаний, и в то же время, как время великих подвигов...

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

Являясь одной из форм дополнительного образования, музей развивает детскую активность и самодеятельность. Великая Отечественная война, музей, ученик, история, родная школа, патриотическое воспитание...

Школьный музей: история и перспективы развития

Таким образом, школьные и детские музеи являются одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей (как и детский музей...

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

В дошкольном образовании музейная педагогика играет существенную роль.

В нашем городе не так много музеев. В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети

основой не только для творчества ребенка, но становится объектом детского исследования, к которому активно...

Исторический аспект дополнительного образования детей...

Система детского технического творчества в России основана на традициях, заложенных в советское время. В историко-педагогических исследованиях определены этапы становления и развития отечественной системы детского технического творчества.

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

Формирование личностных результатов образования предполагает следующую логику

Это могут быть памятники героям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг

Это могут быть театры, музеи, скульптурные группы и места, связанные с жизнью знаменитых людей города.

Задать вопрос