Проявления национального самосознания граждан в трудных периодах существования российского государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богданов Г. Д., Александров А. С., Лукашов Б. В. Проявления национального самосознания граждан в трудных периодах существования российского государства // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 331-333. — URL https://moluch.ru/archive/184/47169/ (дата обращения: 21.11.2019).



В настоящее время осознание личной важности каждого гражданина в обществе — необходимо. Для здравого понимания своей роли, а также роли государства в мировом сообществе необходимо обратиться к истории. Речь пойдет о проявлениях национального самосознания в виде борьбы за родные земли, а затем за суверенитет родного государства. В работе приведены конкретные исторические факты, доказывающие основную идею статьи.

Ключевые слова: национальное самосознание граждан, историческая роль проявления национального самосознания.

Nowadays it becomes more essential to realize the importance of every individual. In order to understand the role of a person in the society, as well as the role of the government, it is necessary to resort to the history. This article demonstrates national identity in the form of fighting for the homeland and sovereignty of the native country through the illustration particular historical facts.

Keywords: national identity of residence, historical role of demonstration of national identity.

Во всём мире у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас.

Александр III «Миротворец»

Возникновение нации рассматривается как простое продолжение и усложнение родоплеменных связей, этатистские[1] теории связывают нацию с государством. Нация — историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Стоит упомянуть, что в западной историографии отсутствует общепринятая теория нации. Ведущим, а также единственным признаком нации представляется национальное самосознание (национальный характер, национальный дух).

Общественное самосознание сводится к пониманию своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. Самосознание тесно связано с рефлексией, поднимающейся до теоретического мышления.

В понятие нации не стоит включать расовую общность в качестве признака принадлежности, религиозные и государственные общности также не определяют это понятие.

Впервые об идеях самоопределения заговорили в эпоху Просвещения. В первую Французскую конституцию, утвержденную 3 сентября 1791 года, включались следующие пункты: во-первых, о том, что люди обладают равенством в правах и свободны от рождения; во-вторых, о том, что цель каждого государства сводится к «обеспечению естественных и неотъемлемых прав человека», а «источник суверенитета зиждется, по существу, в нации». То есть именно в данном документе были заложены идеи самоопределения наций и народов.

Национальное самосознание — совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности [3].

Это национальное явление возникло на ранних ступенях развития человеческой истории. Оно позволило объединить совокупность людей в единую социально-политическую силу. Безусловно, это явление носит идеологический, и даже в большей степени патриотический характер. Ярко развитое национальное самосознание не позволит гражданину бездействовать, когда возникает угроза авторитету и безопасности государства.

В этом смысле объединение народов за борьбу за независимость одного государства можно по праву считать проявлением национального самосознания.

Национально-освободительные движения, а также их формы — это все — объединения людей разных социальных слоев, но имеющих единую цель.

Правда, не всегда проявление национального самосознания носило народный характер. Крещение Руси в X веке князем Владимиром Святославовичем можно считать примером частного понимания необходимости данного изменения. Процесс носил принудительный характер, сопротивление ему на Руси длилось до XII века. Осознание необходимости смены религии правителем позволило поднять уровень развития государства до Византийского. Необходимо подчеркнуть, что чем выше уровень культуры, тем сложнее его самосознание.

Ярким примером народного самосознания можно считать борьбу за независимость русских земель от воинствующих крестоносцев. Защита территории легла на плечи Александра Невского. Патриотизм в то время носил стихийный характер, каждый защищал свою землю. Единственным человеком, кто стремился укрепить свое влияние и защитить земли северо-западной части Руси, стал князь Александр Ярославович. Самые крупные и важные сражения за территорию в этот период: Невская битва (15 июля 1240 г.), борьба за Псков (1241–1242), Ледовое побоище (5 апреля 1242 г.). Победы Александра Невского остановили продвижение шведов и немцев на русские земли. Народ был спасен от порабощения и окатоличивания.

Еще одним трудным этапом в истории Российского государства стал период смуты (1605–1613). Это время в России связано с наступлением крупного социально- политического кризиса, который привел к упадку во всех сферах жизнедеятельности страны. Основными причинами данных событий можно считать пресечение династии Рюриковичей, политическую борьбу бояр за управление государством, ремесленников за уменьшение размера налогов, экономический упадок страны, связанный с опричниной и Ливонской войной, а также иностранную интервенцию.

После смерти последнего законного Русского царя (Федора Ивановича, сына Ивана IV), завязалась ожесточенная борьба за трон. Этим не могли воспользоваться государства, желавшие получить политическую и экономическую выгоду от смуты на Руси. Появляется множество слухов о выжившем наследнике престола, объявляются самозванцы, подкрепленные и финансируемые другими государствами. Первым самозванцем был беглый монах Григорий Отрепьев, прозванный в народе «Лжедмитрием I». В 1604 г. он получил поддержку Польской знати и Папы Римского, собрав войско, самозванец выступил на Россию, где практически сразу был принят населением, видевшим в нем законного правителя. Затем в 1607 г. появился новый самозванец — Лжедмитрий II, получивший прозвище — «Тушинский вор». После взятия Поляками Москвы в сентябре 1610 г. Тушинский лагерь распался, Лжедмитрий 2 бежал в Калугу, где позже был убит.

В ситуации общенародного кризиса и бездействия власти инициатива освобождения страны от иноземных захватчиков перешла в руки народа. В этот период в обществе стала активно проявляться идеи национального самоопределения. В результате активизации гражданской позиции было сформировано освободительное движение преимущественно из посадских людей. Возглавили это движение К. Минин и Д. Пожарский. 24 октября 1612 года армия вступила в Кремль, и Москва была освобождена. После этого был созван «Земский собор» и 21 февраля 1613г. новым царем был избран Михаил Федорович Романов.

Выдающимся представителем новой династии четы Романовых стал Петр Великий. В начале периода его правления (1682–1725) Российское государство переживало переломный момент. В отличие от Европейских держав в России не было промышленных предприятий различного назначения. Отставание от европейского уровня требовало изменений во всех сферах общества.

Все петровские реформы: бритье бород, европейские одежды, воинская повинность на иностранный манер были направлены на улучшение положения страны (усиление обороноспособности) и уничтожение отсталости. Заимствования технологий судоходства, кораблестроения, морской терминологии (все понятие остались без перевода до наших дней) способствовали укреплению России и возвышению её статуса до Российской империи. Эти реформы — не измена императора по отношению к Отечеству, а необходимый процесс для создания мощного и могущественного государства.

При Петре впервые появилось понятие государственности[2]. Его внешнеполитические задачи — борьба за выход к Черному и Балтийскому морю — носили государственный характер. До Петра защищали только свою землю, и то стихийно, защита же именно территории всего государства в серьезном плане пришлась именно на его правление.

Некоторые принципы, закрепленные при Петре I, живы до сих пор; в новых формулировках они существуют как традиционные элементы мышления и общественного поведения, а его реформы были актуальными и не претерпевали изменений более двух веков

Ярким примером проявления национального самосознания можно считать освободительные движения в Отечественной войне 1812 г. Основные силы партизан состояли из солдат русской армии, беженцев из плена, местного населения. С июня по август 1812 года армия Наполеона следовала за отступающими русскими войсками от Немана до Москвы. В результате наполеоновские войска растянулись, тем самым дав возможность действовать местным партизанам. Учитывая это, русское руководство решило создать отряды для действий в тылу: разведки и саботажей. Первые такие отряды были созданы ещё до Бородинского сражения (7 сентября 1812 г.). Успех обеспечивался только благодаря четкой координации действий с крестьянством. Они отказывались торговать и отдавать продовольствие и корм для лошадей захватчикам, сжигали собственное имущество. Наступление французов в глубь России побудило население переходить от защиты к атаке врагов.

Борьба за интересы Российского государства в войне (1877–1878г.) в экономических и геополитических сферах носила национальных характер, а роль национального самосознания граждан в этом процессе не требует доказательств. Это объясняет историк Н. А. Троцкий, который утверждает, что 60-летний И. С. Тургенев говорил: «Будь я моложе, я сам бы туда поехал», а 50-летний Лев Толстой — «Вся Россия там, и я должен идти». В этой войне принимали участие А. А. Поливанов, будущий военный министр России, знаменитые врачи Н. В. Склифосовский, Н.И. Пирогов, Е.С. Боткин, писатели В. М. Гаршин и В. А. Гиляровский. Конфронтация двух сторон происходила и на территории чужих стран, в том числе — Болгарии. В болгарской истории русско-турецкая война значится освободительной. Именно на территории этого государства прошли главные сражения этой войны. Здесь находится более 400 памятников русским солдатам, боровшимся за независимость славянского народа. Установленные границы сохранялись до Балканских войн (1912–1913г.). Этот пример показывает, что правительство, в том числе сами граждане и солдаты осознавали необходимость борьбы с угрозой, война с Турецким государством (страны исповедующей другую религию) является осознанной реакцией на агрессию, которая требовала защиты славянских народов, что было в интересах Российского государства.

Заключение.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации поддерживаются идеи национального самосознания. В частности, это выражается в утверждении государственных праздников (9 мая, День российской символики, День Народного Единства и др.).

В данной статье акцентировано внимание на примерах проявления национального самосознания. Изучение столь значимых исторических событий необходимо, ведь только через преемственность подобных знаний возможно избежать разрушения государственной целостности, а также, что не менее важно, потери уважения к различным культурам и народностям, их традициям и ценностям, сделав, напротив, возможным их взаимопроникновение.

Литература:

  1. Е. П. Гурьев, Л. Н. Дмитриева, В. Ю. Жуков, С. Ю. Каргапольцев, И. А. Кольцов, И. Ю. Лапина, Л. Б. Назаренко, А. А. Недвецкая, В. Н. Роденков. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ с древнейших времен до наших дней. — 1-е изд. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет., 2006. — 225 с.
  2. Подъем народного освободительного движения. Освобождение Москвы. Конец интервенции // Российская Империя. URL: https://www.rusempire.ru/rossijskoe-gosudarstvo/istoriya-rossijskogo-gosudarstva/1169-pod-em-narodnogo-osvoboditelnogo-dvizheniya-osvobozhdenie-moskvy-konets-interventsii.html
  3. Политология. Словарь. — М: РГУ. В. Н. Коновалов. 2010.
  4. Тарле Евгений Викторович. Нашествие Наполеона на Россию // Военная литература. URL: https://militera.lib.ru/h/tarle1/index.html
  5. Философский энциклопедический словарь/ Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.

[1] Этатизм - политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

[2] Государственность – это состояние общества на конкретном историческом этапе его развития.

Основные термины (генерируются автоматически): национальное самосознание, Россия, Российское государство, Москва, война, борьба, Русь, III, национальное самосознание граждан, государство.


Похожие статьи

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Как формируется национальная идентичность? Поставленный вопрос использует два понятия, которые сами нуждаются в объяснении.

Следовательно, совокупность условий, создаваемых и защищаемых государством, призвана обеспечить надлежащее развитие гражданина России...

Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы

Народ Российской Федерации должен сохранить свою самобытность, восстановить национальную идентичность, а государство должно

Большую часть своего существования Россия провела в войнах, и пора бы запомнить, что сильная Россия никому не нужна.

Патриотизм — национальная идея России

Президент России Путин В. В. считает, что «патриотизм — это национальная идея России.

Такой подход является очень важным, так как патриотизм — это тот краеугольный камень, который способствует самосознанию нации и развитию любого государства.

Патриотическое сознание как духовная ценность современности

Весомой составляющей политического образа Казахстана, безусловно, является модель национального согласия, модель многокультурного и многонационального общества.

Государство стремится воспитать в молодом поколении толерантность, взаимоуважение.

Обзор польских конституций конца XVIII — первой половины XIX...

При этом польское национальное самосознание формировалось в духе противостояния России. В итоге польский фактор способствовал усилению центробежных тенденций в Российской империи и, в определенной мере, ее крушению.

Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как...

Ключевые слова: патриотизм, массовое сознание, национальная идея, идеология.

По сведениям Левада-Центра, 68 % российских граждан полагают, что патриотизм — любовь к собственному государству.

Экстремизм в национальном сознании | Статья в журнале...

Экстремизм в национальном сознании. Автор: Зиберова Ольга Сергеевна. Рубрика: Государство и право.

Российское общество опирается на национальный менталитет, именно он является главной опорой самобытности России, способности противостоять...

Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение...

Главной идеей здесь является возрождение России как великой Державы. Следовательно, государство рассматривается как объект патриотизма.

Проект Постановления Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской...

Специфика русского национального характера и новая...

Для нравственного очищения общества следует распространять веру среди различных слоев общества (поскольку Россия – многоконфессиональное государство).

Процесс глобализации и национальная идентичность.

Похожие статьи

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Как формируется национальная идентичность? Поставленный вопрос использует два понятия, которые сами нуждаются в объяснении.

Следовательно, совокупность условий, создаваемых и защищаемых государством, призвана обеспечить надлежащее развитие гражданина России...

Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы

Народ Российской Федерации должен сохранить свою самобытность, восстановить национальную идентичность, а государство должно

Большую часть своего существования Россия провела в войнах, и пора бы запомнить, что сильная Россия никому не нужна.

Патриотизм — национальная идея России

Президент России Путин В. В. считает, что «патриотизм — это национальная идея России.

Такой подход является очень важным, так как патриотизм — это тот краеугольный камень, который способствует самосознанию нации и развитию любого государства.

Патриотическое сознание как духовная ценность современности

Весомой составляющей политического образа Казахстана, безусловно, является модель национального согласия, модель многокультурного и многонационального общества.

Государство стремится воспитать в молодом поколении толерантность, взаимоуважение.

Обзор польских конституций конца XVIII — первой половины XIX...

При этом польское национальное самосознание формировалось в духе противостояния России. В итоге польский фактор способствовал усилению центробежных тенденций в Российской империи и, в определенной мере, ее крушению.

Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как...

Ключевые слова: патриотизм, массовое сознание, национальная идея, идеология.

По сведениям Левада-Центра, 68 % российских граждан полагают, что патриотизм — любовь к собственному государству.

Экстремизм в национальном сознании | Статья в журнале...

Экстремизм в национальном сознании. Автор: Зиберова Ольга Сергеевна. Рубрика: Государство и право.

Российское общество опирается на национальный менталитет, именно он является главной опорой самобытности России, способности противостоять...

Трансформация «национальной идеи» патриотизма: сравнение...

Главной идеей здесь является возрождение России как великой Державы. Следовательно, государство рассматривается как объект патриотизма.

Проект Постановления Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской...

Специфика русского национального характера и новая...

Для нравственного очищения общества следует распространять веру среди различных слоев общества (поскольку Россия – многоконфессиональное государство).

Процесс глобализации и национальная идентичность.

Задать вопрос