Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 11.12.2017

Статья просмотрена: 2745 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, А. А. Организация изобразительной деятельности слабовидящих детей в теории и практике специального образования / А. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 387-390. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47161/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье описываются особенности изобразительной деятельности детей с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой (III категория). Приведены программы по изобразительному искусству для обучения изобразительному искусству слабовидящих детей в условиях школы, внеурочной деятельности. Даны их краткие аннотации.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, слабовидящие дети, специальное образование, адаптированные программы, нетрадиционные техники рисования, арт-терапия, художественные способности, коррекционно-педагогическое воздействие.

Изобразительное искусство оказывает положительное воздействие на обучение и развитие ребенка: развивает художественные способности, мелкую моторику рук, пространственное мышление, внимательность, собранность, наблюдательность, глазомер, воспитывает сенсорное восприятие, расширяет представления об окружающем мире, явлениях, предметах и т. д. Обучающий и развивающий потенциал изобразительного искусства, без сомнения, можно и нужно использовать в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, состояние здоровья которых, препятствуя освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, требует индивидуально-личностного подхода [19].

Существует три категории детей с нарушением зрения: слепые дети (это дети с остротой зрения от 0 (0 %) до 0,04 (4 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками), слабовидящие дети (дети с остротой зрения от 0,05 (5 %) до 0,4 (40 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками) и дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой (дети с остротой зрения от 0,5 (50 %) до 0,8 (80 %) на лучше видящем глазу с коррекцией) [4, с. 2]. Несмотря на то, что дети третьей группы (слабовидящие) инвалидами не признаются, для их успешного обучения, воспитания и развития необходимо соблюдать определенные офтальмо-гигиенические рекомендации, требования, применять специальные технические средства и методики обучения. У детей данной категории часто наблюдается монокулярное зрение, у них страдают точность определения местоположения предмета в пространстве, происходит искажение восприятия формы, света и тени предметов, ослаблены зрительные ощущения и ограничено восприятие внешнего мира, нарушена целостность восприятия. В этой связи у слабовидящих доминирует двигательно-слуховое восприятие, компенсирующее недостаточность зрения [3]; увеличивается роль словесно-логической памяти и объем кратковременной слуховой памяти [7, с.153]. Нарушения зрения в определенной мере ограничивают возможности развития изобразительных умений слабовидящих детей. Память слабовидящих детей отличается несовершенством зрительных представлений и образов вследствие нарушений зрительно-моторных связей при занятии рисованием. Качество рисунка слабовидящего ребенка напрямую зависит от имеющихся у него представлений о предмете и особенностей зрительного и тактильного восприятия. Вместе с тем, благодаря компенсаторным механизмам, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений, памяти) слабовидящие дети могут достигать значительных результатов в освоении изобразительной грамоты [20]. Обучение изобразительному искусству строится на возмещении, восполнении зрительных недостатков слабовидящих детей. В этой связи на уроках изобразительного искусства необходимо оказывать коррекционно-педагогическоевоздействие на преодоление проблем связанных с дефицитом зрительного восприятия: на развитие сенсорного восприятия (дети учатся чувствовать форму, свет, тень предметов, их положение в пространстве и отношение друг с другом и т. д.); на накопление представлений и образов предметов (дети учатся оперировать полученными знаниями и навыками, т. е., они способны компоновать предметы, соотносить их по форме и цвету и т. д.); на оказание положительного влияния на эстетическое воспитание личности, приобщение к искусству; на формирование умений и навыков изображения.

Изучением проблемы организации изобразительной деятельности в работе со слабовидящими детьми в числе других занимались В. З. Денискина [4], В. А. Бельмер [1], В. П. Ермаков, Г. А. Якунина [3] и др. Существуют различные УМК по изобразительному искусству для массовых образовательных школ (В. С. Кузин и др. «Изобразительное искусство» [5]; Б. М. Неменский и др. «Изобразительное искусство и художественный труд» [10]; Т. Я. Шпикалова и др. «Изобразительное искусство и художественный труд» [21]). Для слабовидящих детей также разработаны программы по изобразительному искусству, учебно-методические пособия, рабочие тетради. Рассмотрим некоторые из них:

Бельмер В. А., Плаксина Л. И. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) [13]. Данная программа коррекционной направленности: она основана на общедидактических и тифлопедагогических принципах, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе и способствует овладению сенсорными эталонами: зрительными, осязательными, двигательными и т. д. Программа по изобразительному искусству ориентирована на развитие восприятия, творческого мышления, воображения и др.

Выродова Н. В., программа «Росток» [2]. Концепция программы состоит в систематизации различных областей прикладного творчества (рисунок, живопись, аппликация, основы ковровой вышивки, бумагопластика, подарки, сувениры) Ориентирована на развитие таких художественных способностей как: творческое мышление, фантазия, воображение, оригинальность и др.

Мызырина В. Е. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с ОВЗ в интегрированных классах [9]. Целью данной программы является духовно-нравственное развитие учащихся, т. е. формирование у них качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Программа ориентирована на развитие восприятия, зрительной памяти, творческого мышления, воображения и др.

Ремезова Л. А. «Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете», «Разноцветные задачи. Найди пару» [15, 16]. Данные программы нацелены на приобретение детьми знаний о системе цветных эталонов, навыков изучения цветных предметных изображений, цветовых сочетаний, умений дифференцировать цветовые оттенки посредством выполнения заданий на идентификацию объектов по цвету. Ориентированы на развитие цветовосприятия, зрительной памяти и др.

Методическое пособие «Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин» Л. А. Ремезовой, Л. В. Сергеевой, О. Ф. Юрлиной [17]. Пособие предназначено для тифлопедагогов, детей с нарушением зрения и т. д., и ориентировано на формирование представлений о величине и измерении величин, на развитие зрительного восприятия, мышления и т. д.

Рабочая тетрадь «Готовим к школе ребенка с нарушением зрения» Г. В. Никулиной, А. В. Потемкиной, Л. В. Фомичевой, в которой представлен наглядно-графический материал [11]. Тетрадь предназначена для подготовки детей с нарушением зрения к овладению графическими навыками письма и совершенствования работы системы «глаз-рука». У детей происходит развитие глазомера, восприятия, мышления, формируются представления о форме и величине предметов, улучшается ориентация в микропространстве и т. д.

Программы, адаптированные учителями. Например, в ГБОУ школе-интернате № 17 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. о. Самара учитель 3-го класса Ивлева Л. А. на уроках по изобразительному искусству и художественному труду адаптировала программу Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» для учащихся с нарушением зрения. Данная программа ориентирована на усвоение детьми первичных знаний о разнообразии профессионального и народного творчества; воспитание любви к родной природе, патриотизма через народные традиции и творчество; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства и народного промысла, образного мышления, пространственного воображения и т. д. Учитель самостоятельно делает подготовительный материал для учащихся: дощечки с выбитым рельефом-росписью, различные шаблоны и др.

В особую категорию следует отнести программы, основанные на применении нетрадиционных изобразительных техник, арт-терапии.

Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисть» [22], адаптированная программа Чернополовой О. А. [23], «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» Рузановой Ю. В. [18] и др. Нетрадиционные техники рисования открывают широкий простор для детской фантазии, дают ребенку возможность глубже увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Они отличаются необычностью использования художественного материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах.

Учебные пособия «Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании» Е. А. Медведевой [8], «Методика преподавания изо для слабовидящего ребенка дошкольного и младшего школьного возраста» Н. В. Резвановой [14], «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» Л. Д. Лебедевой [6], «Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арт-терапии» М. С. Вальдес Одриосолы [12] и др.). Арт-терапевтические методы оказывают целительное, успокаивающее воздействие на психику ребенка, способствуют снятию напряжения и гармонизации его психофизического и психоэмоционального состояния (М. С. Вальдес Одриосола, В. Л. Кокоренко, Л. Д. Лебедева) и др.

Каждая из приведённых программ имеет свои отличительные особенности, положительные аспекты. У всех них общая цель — сделать изобразительное искусство доступным для освоения детьми с ОВЗ. В целом, в отечественном образовательном пространстве всё же отмечается нехватка программ, направленных на развитие общих и специфических для изобразительного искусства художественных способностей детей с нарушением зрения: способности целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета; способности создания изображения на основе имеющихся навыков при помощи воображения; способности восприятия, сенсорной оценки изображения; способности передать собственное эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому предмету или явлению; способности к цветовосприятию; фантазии и др.

Литература:

  1. Бельмер, В. А. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей (I — IV кл.)/ Бельмер В. А. — М.: б.и. –1998. — 45 с.
  2. Выродова, Н. В. Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Росток» 3-летнего обучения в объединении художественной направленности для обучающихся 7–16 лет/ Н. В. Выродова. — с. Кочубеевское, 2014. — 20с.
  3. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушением зрения/ В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М.: Владос, 2000. — 238с.
  4. Денискина, В. З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения. / В. З. Денискина. — М.: ИПТК «Логос ВОС», 2007. — 10 с.
  5. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений/ В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. — М.: Дрофа, 2008. — 128 с.
  6. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  7. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих/ А. Г. Литвак. — СПб.: РГПУ, 1998. — 271 с.
  8. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
  9. Мызырина, В. Е. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся с ОВЗ в интегрированных классах/ В. Е. Мызырина. — Тольятти, 2014. — 13 с.
  10. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1–9 классы/ Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 2011. — 144 с.
  11. Никулина, Г. В. Готовим к школе ребенка с нарушением зрения: Рабочая тетрадь/ Г. В. Никулина, А. В. Потемкина, Л. В. Фомичева. — СПб.: Детство-пресс, 2004. — 72 с.
  12. Одриосола, М. С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии/ М. С. Одриосола. — М.: Торговый дом ИОИ, 2009. — 61 с.
  13. Плаксина, Л. И. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)/ Л. И. Плаксина, В. А. Бельмер. — М.: Экзамен, 2003. — 256 с.
  14. Резванова, Н. В. Методика преподавания для слабовидящего ребенка дошкольного и младшего школьного возраста/ Н. В. Резванова. — г. Светлый. — 12 с.
  15. Ремезова, Л. А. Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 6–7 лет/ Л. А. Ремезова. — М.: Школьная пресса, 2006. — 24 с.
  16. Ремезова, Л. А. Разноцветные задачи. Найди пару. Книга 1/ Л. А. Ремезова. — М.: Школьная пресса, 2006. — 32 с.
  17. Ремезова, Л. А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин/ Л. А. Ремезова, Л. В. Сергеева, О. Ф. Юрлина. — Самара: СГПУ, 2004. — 228 с.
  18. Рузанова, Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток/ Ю. В. Рузанова. — СПб.: КАРО, 2009. — 160 с.
  19. СФГОС: Концепция дифференцированного стандарта начального школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья/ Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проект специального федерального государственного образовательного стандарта. — М., 2010. — Разд. 1: Обоснование необходимости разработки специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей здоровья. — C. 8–14. — (Темат. прил. к журн. «Вестник образования», № 4, 2010).
  20. Тинькова, Е. Л. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие/ Е. Л. Тинькова, Г. Ю. Козловская. — Ставрополь: СГПИ, 2009. — 137 с.
  21. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство: 1–4 классы/ Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. — М.: Просвещение, 2013. — 192 с.
  22. Пигасова, Е. Ю. Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисть» [Электронный ресурс]/ Е. Ю. Пигасова — Электрон. текстовые дан. — 2011. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/07/28/rabochaya-programma-kruzhka-po-netraditsionnym-tehnikam-risovaniya
  23. Чернополова, О. А. Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования [Электронный ресурс]/ О. А. Чернополова — Электрон. текстовые дан. — 2015. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/07/28/rabochaya-programma-kruzhka-po-netraditsionnym-tehnikam-risovaniya
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, нарушение зрения, ребенок, программа, художественный труд, видящий глаз, острота зрения, творческое мышление, зрительная память, изобразительная деятельность.


Похожие статьи

Арт-терапия в развитии художественных способностей...

изобразительная деятельность, изобразительное искусство, ребенок, способность, развитие, нарушение зрения, декоративное рисование, зрительный анализатор, слабовидящий ребенок...

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

При разной остроте зрения обоих глаз (т. е. при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям.

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Гипотеза исследования: глубина переживания смысла произведений изобразительного искусства — необходимое условие развития творческого воображения и образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения, развитие, бинокулярное зрение, игра, цвет.

Красочный мир ощущений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способность детей воспринимать окружающий мир: различать и запоминать форму

У маленького ребёнка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему их приобрести.

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения

нарушение зрения, ребенок, слово, память, острота зрения, окружающий мир, зрительный анализатор, зрение, непроизвольное запоминание, коррекционная работа.

Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших...

Снижение остроты зрения и глазодвигательных функций вызывают ошибки в определении расстояния между

творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее развитие дошкольников; ‒ освоение всех видов ориентировок детьми с нарушением зрения

Развитие творческого потенциала детей с нарушением зрения...

Эти знания проявляются в изобразительном творчестве наших детей.

Социализация и реабилитация учащихся, знакомство с успешными и состоявшимися инвалидами по зрению, творческая самореализация.

Организация творческой работы детей предшкольного возраста...

Ключевые слова: творчество, творческая работа, организация, изобразительная деятельность, личность, художественное

В наше время вопрос организации творческой работы детей приобретает особенную остроту в сфере педагогической теории и практики.

Похожие статьи

Арт-терапия в развитии художественных способностей...

изобразительная деятельность, изобразительное искусство, ребенок, способность, развитие, нарушение зрения, декоративное рисование, зрительный анализатор, слабовидящий ребенок...

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

При разной остроте зрения обоих глаз (т. е. при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям.

Развитие воображения и творческого мышления у детей...

Гипотеза исследования: глубина переживания смысла произведений изобразительного искусства — необходимое условие развития творческого воображения и образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста...

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения, развитие, бинокулярное зрение, игра, цвет.

Красочный мир ощущений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способность детей воспринимать окружающий мир: различать и запоминать форму

У маленького ребёнка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему их приобрести.

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения зрения

нарушение зрения, ребенок, слово, память, острота зрения, окружающий мир, зрительный анализатор, зрение, непроизвольное запоминание, коррекционная работа.

Проект по развитию микро- и макроориентирования у старших...

Снижение остроты зрения и глазодвигательных функций вызывают ошибки в определении расстояния между

творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее развитие дошкольников; ‒ освоение всех видов ориентировок детьми с нарушением зрения

Развитие творческого потенциала детей с нарушением зрения...

Эти знания проявляются в изобразительном творчестве наших детей.

Социализация и реабилитация учащихся, знакомство с успешными и состоявшимися инвалидами по зрению, творческая самореализация.

Организация творческой работы детей предшкольного возраста...

Ключевые слова: творчество, творческая работа, организация, изобразительная деятельность, личность, художественное

В наше время вопрос организации творческой работы детей приобретает особенную остроту в сфере педагогической теории и практики.

Задать вопрос