Признаки и функции параконституционных институтов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 12.12.2017

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Милорава А. Р. Признаки и функции параконституционных институтов // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 316-317. — URL https://moluch.ru/archive/183/47062/ (дата обращения: 18.09.2019).



Ч. Бернард утверждал, что «когда формальные организации начинают действовать, они создают неформальные организации, так как в них нуждаются» [1]. Параконституционные политические институты стали удобным средством решения тактических задач политического управления государством конституционными институтами [5].

Параконституционные политические институты всегда в той или иной форме присутствовали и/или присутствуют в различных исторических условиях различных стран. С позиций политического анализа важной проблемой в данной тематике является определение роли параконституционных институтов в функционировании политической системы, рассмотрение их в конкретном социальном и политическом контекстах.

Параконституционные политические институты характеризуются следующими признаками:

1 усложнение институциональной конструкции политической системы [4];

2 взаимосвязь с конституционными политическими институтами на различных уровнях;

3 оказание влияния на законодательный процесс путем разработки законопроекты и представления их на рассмотрение в органы государственной власти [3];

4 оказание поддержки и мобилизация людей в реализации государственных программ и так далее.

Важно отметить, что параконституционные политические институты обладают рядом достаточно выраженных качественных институциональных характеристик:

‒ не будучи закрепленными в Конституции, они тем не менее участвуют в государственном управлении;

‒ юридически они учреждены конституционными институтами и посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов включены в политическую систему государства;

‒ в функциональном отношении участвуют в управлении процессами социально-политической, экономической и даже духовной трансформации общества.

Существование параконституционных институтов, действующих в сфере государственного управления, не соответствует требованиям, предъявляемым к правовому государству. Они являются нормативными производными от конституционных институтов, не обладают собственной юридической легитимностью и в юридическом отношении полностью зависят от конституционных властных структур, инициировавших их появление в политической системе России.

Параконституционные политические институты выполняют такие функции, как:

  1. функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый параконституционный институт обладает системой норм и правил поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым [6];
  2. регулятивная функция, которая состоит в том, что функционирование параконституционных политических институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами социума путем выработки шаблонов поведения;
  3. интегративная функция, включающая в себя процессы сплочения, взаимоответственности и взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием социальных норм, правил и систем ролей [6];
  4. транслирующая функция (в каждом параконституционном институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям и социальным нормам);
  5. коммуникативная функция (информация, произведенная в параконституционном институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между различными институтами) [2].

В настоящее время параконституционные институты стали удобным средством решения тактических задач политического управления государством конституционными институтами. Параконституционные институты, очевидно, ситуативны в политическом отношении и свидетельствуют о текущей не решаемости управленческих задач только лишь силами политических институтов, предусмотренных Конституцией. Кроме того, они в большой степени снимают политическую ответственность с конституционных властных политических институтов, действуя «параллельно» последним и «обслуживая» их. В этом заключается их сущностное предназначение как политического явления [5].

Таким образом, параконституционные институты связаны с конституционными. Функционально им отведена роль «приводных ремней» властных государственных органов, осуществляющих реальную власть в современной России.

Параконституционые политические институты выполняют функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.

Литература:

  1. Бернард Ч. Неформальные организации и их отношения с формальными организациями // Классики теории государственного управления: американская школа/ Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. М., 2003. С. 129.
  2. Кошкин А. П. Власть и общество: проблемы российской коммуникации // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 2. С. 118–123.
  3. Лебедева Н. В., Огурцов А. Ю. Теоретические подходы к определению конституционного строя РФ и его основ // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 87–90.
  4. Нечаев В. Д. «Институциональная организация» как концептуальный инструмент институционального анализа в политологии // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2011. № 9. С. 97–105.
  5. Сергеев С. Г. Внеконституционные политические институты: правовой феномен и политическая реальность // Вестник Поволжского института управления. 2009. № 3. С. 57–65.
  6. Шубников Ю. Б. Признаки и функции социальных институтов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 6. С. 44–49.
Основные термины (генерируются автоматически): институт, политический, государственное управление, коммуникативная функция, политическая система, тактическая задача политического управления, удобное средство решения, функция закрепления.


Похожие статьи

Понятие параконституционного института | Статья в журнале...

Ключевые слова: политический институт, параконституционный политический институт, внеконституционный политический институт.

Параконституционные институты стали удобным средством решения тактических задач политического управления...

Информационная функция в системе функций...

Информационная функция в системе функций государственного управления. Автор: Саралинова Джамиля Сайдулаевна.

Чеченский государственный университет. Раскрыто содержание понятия информационной функции государства.

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Вторая функция — информационно-коммуникативная

К задачам политического PR относятся: Создание системы публичного информирования общества о взглядах, нормах, правилах государственного управления и функционирования политических институтов.

Государственная информационная политика как элемент...

Информация в настоящее время является одним из наиболее важных ресурсов в системе государственного управления.

Информация формирует систему союзов и блоков государств, способствует свержению правительств, влияет на политическую жизнь...

Анализ информации в государственном управлении

В государственном управлении управленческая деятельность есть “социально-политическая деятельность, процесс целенаправленного воздействия на волю и сознание людей. В ней применяются многие методы и средства, в том числе прогнозы, планы, принятие решений...

Системный анализ в органах государственной власти

Органы государственной власти — подразделения государственного аппарата, выполняющие функции власти и управления и наделенные для

Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, основной задачей которых...

Система коммуникаций организации | Статья в журнале...

При решении рабочих задач неформальные, неофициальные коммуникации зачастую воспринимаются сотрудниками как более значимые

- не соответствующая миссии организации, основным организационным ценностям, функциям и структуре системы управления система...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Актуальность использования разнообразных форм вовлечения граждан и организаций в систему государственного управления очевидна.

Непосредственное гражданское участие все чаще выполняет функции таких институтов.

Теоретический анализ информационной политики

Такое политическое решение, имеющее долгосрочное политическое значение для развития страны должно приниматься на самом высшем уровне» [5].

Однако существующие структуры работают только на решение задач оперативного управления.

Похожие статьи

Понятие параконституционного института | Статья в журнале...

Ключевые слова: политический институт, параконституционный политический институт, внеконституционный политический институт.

Параконституционные институты стали удобным средством решения тактических задач политического управления...

Информационная функция в системе функций...

Информационная функция в системе функций государственного управления. Автор: Саралинова Джамиля Сайдулаевна.

Чеченский государственный университет. Раскрыто содержание понятия информационной функции государства.

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Вторая функция — информационно-коммуникативная

К задачам политического PR относятся: Создание системы публичного информирования общества о взглядах, нормах, правилах государственного управления и функционирования политических институтов.

Государственная информационная политика как элемент...

Информация в настоящее время является одним из наиболее важных ресурсов в системе государственного управления.

Информация формирует систему союзов и блоков государств, способствует свержению правительств, влияет на политическую жизнь...

Анализ информации в государственном управлении

В государственном управлении управленческая деятельность есть “социально-политическая деятельность, процесс целенаправленного воздействия на волю и сознание людей. В ней применяются многие методы и средства, в том числе прогнозы, планы, принятие решений...

Системный анализ в органах государственной власти

Органы государственной власти — подразделения государственного аппарата, выполняющие функции власти и управления и наделенные для

Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, основной задачей которых...

Система коммуникаций организации | Статья в журнале...

При решении рабочих задач неформальные, неофициальные коммуникации зачастую воспринимаются сотрудниками как более значимые

- не соответствующая миссии организации, основным организационным ценностям, функциям и структуре системы управления система...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Актуальность использования разнообразных форм вовлечения граждан и организаций в систему государственного управления очевидна.

Непосредственное гражданское участие все чаще выполняет функции таких институтов.

Теоретический анализ информационной политики

Такое политическое решение, имеющее долгосрочное политическое значение для развития страны должно приниматься на самом высшем уровне» [5].

Однако существующие структуры работают только на решение задач оперативного управления.

Задать вопрос