Проблема профессионального самоопределения юношеского возраста в контексте педагогической психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 11.12.2017

Статья просмотрена: 569 раз

Библиографическое описание:

Недбаева К. М. Проблема профессионального самоопределения юношеского возраста в контексте педагогической психологии // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 428-430. — URL https://moluch.ru/archive/183/47055/ (дата обращения: 24.03.2019).



В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения юношеского возраста в контексте педагогической психологии. Отмечено, что в рамках современной педагогической психологии названное понятие обнаруживает значимый спектр инвариантных трактовок. Рассмотрены общие фазы профессионального самоопределения. Обоснован тезис о том, что для повышения уровня эффективности всех фаз профессионального самоопределения целесообразно последовательно расширять практику профессионального ориентирования, изыскивать и апробировать инновационные научно-практические разработки.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, эффективность, выбор профессии, профессиональное ориентирование.

In the article features of professional self — determination of youth in the context of pedagogical psychology are considered. It is noted that within the framework of modern pedagogical psychology this term reveals a significant range of invariant interpretations. The general phases of professional self — determination are considered. The thesis is substantiated that in order to increase the efficiency level of all phases of professional self — determination it is expedient to consistently expand the practice of professional orientation, to seek and test innovative scientific and practical developments.

Keywords: professional self — determination, efficiency, choice of profession, professional orientation.

Выбор профессии — одно из принципиальной важности решений, принимаемых индивидом, важно, чтобы решение это было основано на объективной информации, на всестороннем ее анализе.

Очерченное тематическое поле данной статьи рассматривалось в работах множества отечественных и зарубежных исследователей: Рогов Е. И., Пряжников Н. С., Митина Л. М., Климов Е. А., Зеер Э. Ф., Немов Р. С., Шапарь В. Б. Проблематика, касающаяся профессионального самоопределения юношеского возраста, характеризуется значимой актуальностью: всесторонне обоснованный выбор будущей профессии — не только фактор личностной самореализации индивидов, но и фактор развития национального рынка труда во всех — кратко-, средне-, долгосрочный — временных горизонтах. Отметим, что в рамках современной педагогической психологии понятие «профессиональное самоопределение юношеского возраста» обнаруживает значимый спектр инвариантных трактовок.

Приведем следующие, сформировавшиеся в контексте педагогической психологии, дефиниции.

Профессиональное самоопределение — это:

– Процесс сознательного выбора человеком профессии, которая с его точки зрения, наиболее ему соответствует (подобная трактовка имеет место в работах Р. С. Немова) [1, с.29];

– Относительно обособленный этап профессионального развития индивида, состоящий в осуществлении им профессионального выбора во время и после окончания общеобразовательного обучения, перед этапом собственно профессионального обучения (данная точка зрения отражена в исследования И. М. Кондакова) [1, с. 31];

– Комплексный, детерминированный совокупностью взаимосвязанных между собой этапов, процесс, протекающий в течение всей профессиональной деятельности индивида, то есть от фазы зарождения профессиональных намерений до момента окончания трудовой деятельности (данная, весьма, с нашей точки зрения, емкая дефиниция принадлежит В. Б. Шапарю) [2, с.90].;

– Процесс сознательного и самостоятельного согласования индивидом собственных профессионально — психологических возможностей с содержанием, целеполаганием, смыслом и требованиями профессиональной трудовой деятельности.

Можно говорить о том, что процесс профессионального самоопределения детерминирован следующими «фазами» (они универсальны).

Во-первых, «фаза самооценки»: индивид осуществляет самоанализ, оценивание совокупности собственных способностей, задатков, ценностных ориентаций.

Во-вторых, этап определения круга потенциально приемлемых индивидом профессий. Исключительную важность в данном контексте имеет деятельность по профессиональной ориентации, которая может быть реализована на базе учебных заведений в разрезе множества доказавших свою эффективность исследовательских методик, позволяющих дифференцировать круг объективных склонностей индивида, его способностей, общей профессиональной направленности.

В-третьих, «фаза сопоставления»: индивид производит сравнение степени соответствия трех относительно обособленных сфер: собственные профессиональные интересы индивида; объективные, имеющиеся у него склонности, способности; требования, которые соотносятся к конкретной выбираемой профессии (либо кругу таковых). Оптимизация данного соотношения требует от индивида целенаправленной деятельности по саморазвитию способностей и возможностей в процессе подготовки к поступлению в выбранное учебное заведение. Отметим также, что профессиональное самоопределение в контексте современной педагогической психологии рассматривается, кроме прочего, как необходимость осознанного «маневрирования» между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, — с другой [1, с.37].

Таким образом, профессиональное самоопределение юношеского возраста — проблема, которая актуализируется де-факто для всех молодых людей, заканчивающих определенную стадию своего обучения. Думается, что для того, чтобы минимизировать потенциальные риски в данной области, для того, чтобы сделать прохождение трех выше отписанных общих фаз результативным и эффективным необходимо постоянно расширять практику профессионального ориентирования, изыскивать и апробировать инновационные научно-практические разработки.

В целом, полагаем, весьма комплексным является определение, предложенное В. Н. Дружининым [1, с.56], согласно которому профессиональное самоопределение может быть аттестовано как выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда.

Проблема профессионального самоопределения юношеского возраста в контексте педагогической психологии детерминирована собственно целостностью, этапностью осуществления собственно выбора и реализации действий по достижению выбранной профессиональной цели.

Литература:

  1. Немов Р. С. Психология. Словарь-справочник. — М.: ВЛАДОС-Пресс, 2013.
  2. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М.: МПСИ, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, юношеский возраст, выбор профессии, педагогическая психология, профессиональное ориентирование, современная педагогическая психология, значимый спектр, индивид, контекст.


Похожие статьи

Трудности профессионального самоопределения подростков

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема.

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения современных подростков; выделено понятие...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального...

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, старшеклассники, профессиональное самоопределение. Выбор профессии во все времена определял уровень жизненной реализации человека.

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Выбор профессии — это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути

В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на...

Понятие профессионального выбора в современных...

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и...

Психолого-педагогические условия профессионального...

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников. Автор: Бондарева Лилия Юрьевна. Рубрика: Психология.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение...

Психологические особенности личностного...

Сформированность профессионального самоопределения. Возраст. Уровни профессиональной самоориентации (в процентах).

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, план...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Трудности профессионального самоопределения подростков

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением как психолого-педагогическая проблема.

В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения современных подростков; выделено понятие...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального...

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, старшеклассники, профессиональное самоопределение. Выбор профессии во все времена определял уровень жизненной реализации человека.

Психологические особенности профессионального...

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Выбор профессии — это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути

В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на...

Понятие профессионального выбора в современных...

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и...

Психолого-педагогические условия профессионального...

Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников. Автор: Бондарева Лилия Юрьевна. Рубрика: Психология.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение...

Психологические особенности личностного...

Сформированность профессионального самоопределения. Возраст. Уровни профессиональной самоориентации (в процентах).

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, план...

Задать вопрос