В широком смысле гарантия — это ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение [6]. Права человека и гражданина, в том числе и на обращение в Европейский суд по правам человека, закреплены в Конституции государства, поэтому, говоря о гарантиях исполнения решений Европейского суда, следует подразумевать гарантии, которые закреплены в Конституции. Конституционные гарантии — это положения Конституции, обеспечивающие незыблемость и защиту конституционных принципов, прав человека и основ конституционного строя.
Основной конституционной гарантией исполнения решений Европейского суда по правам человека несомненно является закрепление Конституцией государства перечня прав и свобод человека и гражданина, признание их высшей ценностью, что порождает собой обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите. Право — это гарантированная государством мера возможного поведения.
Закрепление в конституциях России и европейских стран перечня прав и свобод человека и гражданина — результат долгого исторического развития. В европейских странах принято разделять все права на четыре группы:
‒ личные — каждый человек обладает этими правами вне зависимости от того, является он гражданином какой-либо страны или нет. Эта категория прав и свобод также рассматривается как естественная, дарованная человеку не государством, а природой или Богом (право на жизнь, неприкосновенность, свободу и т. д.);
‒ политические — это предоставленные государством меры возможного поведения, обеспечивающие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления (избирательное право, право на объединения, право на участие в управлении делами государства и т. д.);
‒ социальные — это предоставленные государством права на получение определенных материальных благ (право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и т. д.);
‒ экономические — это предоставленные государством возможности человека в экономической сфере (право на частную собственность, право на наследование, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью);
‒ культурные права обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным обществом (право на доступ к культурным ценностям, право на творчество, право свободно участвовать в культурной жизни общества и т. д.).
Практически во всех странах Европы данный перечень идет в первой части конституции (Россия, Германия, Испания, Италия и др.) и совпадает с перечнем прав в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это подчеркивает, что государство придает особое значение правам человека и ставит их в приоритете. Исключение составляет Великобритания, которая относится к англо-саксонской правовой семье и не имеет писаной Конституции. Но права человека закреплены в отдельных актах, составляющих часть конституционного права Великобритании, такие как Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Великая хартия вольностей 1215 г. Также, в Конституции Франции отсутствует перечень прав человека, но в преамбуле Конституции есть отсылка к другим актам, провозглашающим права человека: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года, а также правам и обязанностям, определенным в Хартии окружающей среды 2004 года» [3].
Следующей важной гарантией является закрепление в конституциях права на судебную защиту, как внутригосударственную, так и международную. Право на судебную защиту — это право каждого человека на защиту нарушенных прав и свобод в судебных органах. Данное право закреплено во всех государствах — участниках Европейской конвенции, так как без него не было бы смысла в Европейском суде по правам человека. Судебные гарантии прав и свобод первоначально возникли в англосаксонских странах и постепенно получили широкое распространение. Гражданам государства предоставляется право обращаться к судебной защите, когда их права и свободы нарушаются как государственными органами, так и отдельными индивидами. Также гражданин наделяется правом обращения в суд с требованием принудительного обеспечения установленных законом прав и свобод. Для реализации данных полномочий судам предоставляется право издания актов, принуждающих к осуществлению норм права или обеспечивающих их защиту от посягательства. Судебные гарантии, в случае их должного применения, являются действенным средством защиты и обеспечения прав и свобод.
Как показывает международная практика, внутригосударственных средств не всегда достаточно для защиты прав человека. Возможность обращаться в международные судебные органы появилась после Второй мировой войны. Но право именно на международную судебную защиту закреплено не во всех конституциях стран Европы. Например, в Конституции Российской Федерации прямо говорится о праве обращения в международные органы защиты: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [1]. Похожая формулировка содержится в Конституции Республики Беларусь: «Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [2]. Но Конституция Российской Федерации и Конституции Республики Беларусь создавались через сравнительно долгое время после создания Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в более ранних конституциях право на международную судебную защиту прямо не упоминается.
В большинстве конституции закреплено общее право на судебную защиту и соотношение международного и внутригосударственного права. Например, в Конституции Испании говорится: «Любой гражданин может требовать защиту прав и свобод, признанных в статье 14 и в части первой второй главы перед любым судом, причем дело должно рассматриваться на основании принципов преференции, с проведением предварительного следствия» [5]. В данной статье использована формулировка «любой суд» и не уточняется о том, что суд должен быть внутригосударственным, следовательно, Европейский суд по правам человека также может входить в число судов, в которые может обратиться гражданин.
Отсутствие в конституциях прямого упоминания права на международную судебную защиту объяснимо, так как многие страны долгое время не хотели подчиняться международным органам, а тем более признать юрисдикцию Европейского суда по правам человека и обязательность исполнения его решений и высказывали свое негативное отношение. Свою позицию кабинет министров Великобритании 1050-х годов высказывал следующим образом: «Недопустимо, чтобы свод общего и статутного права, который формировался в нашей стране на протяжении многих столетий, стал объектом контроля международного суда, который не связан с какой-либо определённой системой. Признание Конвенции было бы катастрофой, которая разрушит всё английское право, ибо это противоречит понятию ответственного правления» [10]. Похожей позиции придерживались Нидерланды: «Право индивидуальной жалобы будет иметь далеко идущие последствия для нашей правовой системы» [10]. Франция тридцать лет сопротивлялось официальному признанию обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека, Великобритания — шестнадцать лет, Италия — двадцать три года, Великобритания — шестнадцать лет. И в настоящее время часто в странах Европы возникают споры по поводу обязательной юрисдикции Европейского суда по правам человека и нежеланию государств следовать принципу обязательности исполнения его решений.
Возможность гражданина государства обращаться в Европейский суд по правам человека также гарантируется закреплением в конституциях соотношения внутригосударственного и международного права.
Международное и национальное право являются самостоятельными правовыми системами, однако, постоянно взаимодействующими и влияющими друг на друга. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права возникает, когда одни и те же отношения регламентируются международным и внутригосударственным правом по-разному.
Учеными давно ведутся споры по поводу соотношения международного и национального права. Изначально господствовала точка зрения о примате внутригосударственного права над международным. Такие юристы-международники, как Кауфман, Эйхельман, Симеон и др., отстаивавшие теорию примата внутригосударственного права над международным, указывали на то, что государство по времени появляется до права и независимо от него. Далее, путем осуществления своих задач, государство создает право, следовательно, внутригосударственное право стоит над международным, так как появилось раньше. Они утверждали, что международное право зависит от самого государства, участвующего в межгосударственном общении и становится частью государственного правопорядка, который регулирует отношения данного государства с другими. Например, Симеон писал: «Так называемое международное право национально, как вообще всякое право. Мы должны национализировать международное право, чтобы получить совокупность действительно обязательных правовых норм особенного рода» [9].
В настоящее время мнение о примате норм международного права над внутригосударственными занимает приоритетные позиции, что закрепляется в Конституциях многих государств. В ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации закреплено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1]. В ст. 55 Конституции Франции говорится: «Договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или утвержденные, имеют с момента их опубликования силу, превышающую силу внутренних законов, при условии для каждого соглашения или договора его применения другой стороной». Та же самая позиция о приоритете международного права над внутригосударственным содержится в Конституции Германии: «Общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют приоритет перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории Федерации лиц» [4, ст.25]. Таким образом практически во всех в конституциях европейских государств существует норма, закрепляющая приоритет норм международного права над нормами внутреннего права государства.
Еще одной гарантией исполнения решений Европейского суда является конституционное закрепление государства как правового. Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей [8, с.565].
Условиями формирования правового государства являются:
- Высокий уровень материального обеспечения населения. Это непременное условие, так как население без необходимого материального обеспечения не задумывается о ценностях правового государства.
- Высокий уровень культуры. Это условие включает как духовную культуру общества, так и политико-правовую. Так как без этого невозможно понять и принять институты демократии, политический плюрализм, исполнение законов и авторитетное правосудие. Без культуры свобода превращается во вседозволенность, в массовые беспорядки. Демократия возможна только в тех странах, где наряду с материальным обеспечением населения имеет место соответствующий уровень духовной культуры человека, общества и деятельности его социальных институтов, политических структур [7].
- Демократия и политический плюрализм. Эти условия также являются и условиями существования Европейского суда по правам человека, так как в государствах с авторитарным или тоталитарным режимом правления невозможно представить закрепление права гражданина обращаться в международные органы за защитой прав и выступать в международном суде наравне с государством.
В число основных признаков правового государства входят:
‒ верховенство закона;
‒ принцип разделения властей;
‒ наличие прав и свобод государства, их правовая защищенность;
‒ взаимная ответственность личности и государства;
‒ политический и идеологический плюрализм;
‒ стабильность законности и правопорядка в обществе;
‒ высокий уровень правосознания и культуры;
‒ политико-правовая грамотность;
‒ выработка правового мышления и правовых традиций.
Правовое государство предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны.
Все вышеперечисленные признаки являются условиями существования Европейского суда по правам человека. На мой взгляд, Европейский суд и правовое государство очень связаны друг с другом. Появление идеи правового государства стало предпосылкой для возникновения Европейского суда по правам человека, а он в свою очередь защищает ценности, провозглашенные в правовом государстве.
В правовом государстве человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность, поэтому государство берет на себя обязанность их соблюдения и защиты. Европейский суд по правам человека так же, как и внутренние суды государства выполняет функции по защите и восстановлению нарушенных прав.
Во многих Конституциях европейских стран государство провозглашается как правовое, например, в Конституции Российской Федерации, Испании, Венгрии и др. Есть конституции, в которых прямо не упоминается понятие правовое государство, но закрепляются все ценности правового государства (Конституции Франции, Германии, Италии).
Таким образом, основными конституционными гарантиями исполнения решений Европейского суда по правам человека являются: закрепление Конституцией государства перечня прав и свобод человека и гражданина, признание их высшей ценностью, закрепление в Конституции права на судебную защиту, как внутригосударственную, так и международную, соотношение внутригосударственного и международного права, закрепление государства как правового. Из приведенного выше анализа видно, что все государства — участники Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека закрепляют в своих Конституциях перечисленные гарантии.
Литература:
- Конституция Российской Федерации 1993 г.// http://www.constitution.ru/;
- Конституции Белоруссии 1996 г.// http://worldconstitutions.ru/;
- Конституция Франции 1958 г. // http://worldconstitutions.ru/;
- Конституция Германии 1949 г.// http://worldconstitutions.ru/;
- Конституция Испании//http://worldconstitutions.ru/;
- ЛитМир Электронная Библиотека //Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка С.121// https://www.litmir.me/br/?b=123940&p=121;
- Араб Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. № 8 (мехер);
- Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. М., 2007;
- Левин Д. Б. Наука международного права в России в конце XIX и начале XX в. М., 1982;
- Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. М., 2002;