Анализ влияния антропогенной нагрузки в Краснодарском крае мы произвели с позиций оценки влияния выбросов загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха, водных ресурсов, а также формирования бытовых отходов по краю и видам экономической деятельности.
В частности отметим, что качество атмосферного воздуха в Краснодарском крае определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников, расположенных на его территории, и передвижных источников, к которым, прежде всего, относится автомобильный транспорт. Основные тенденции в изменении объемов выбросов загрязняющих веществ в крае мы отразили в таблице 1 [4].
Таблица 1
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ стационарными источниками вЮжном федеральном округе, тыс т.
Показатель |
2013. |
2014 |
2015 |
2015 к 2013,% |
Южный федеральный округ — всего |
731,1 |
716,4 |
669,3 |
91,5 |
Республика Адыгея |
6,3 |
8,6 |
10,1 |
160,3 |
Республика Калмыкия |
3,7 |
6,7 |
4,5 |
121,6 |
Краснодарский край |
215,7 |
205,2 |
188,9 |
87,6 |
Астраханская область |
134,4 |
130,5 |
118,2 |
87,9 |
Волгоградская область |
170,9 |
172,8 |
153,5 |
89,8 |
Ростовская область |
200,2 |
192,6 |
194,1 |
97,0 |
Из данных таблицы 1 видно, что Краснодарский край по объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на начало 2015 г. находится на втором месте после Ростовской области, а по темпам прироста объемов выбросов загрязняющих веществ за анализируемый период находится на втором мете после Республики Адыгея. Данный объем выбросов в крае за анализируемый период сократился на 12,4 % и составил в отчетном периоде 188,9 тыс. т.
В абсолютном выражении вклад в загрязнение атмосферного воздуха Краснодарского края местными предприятиями, относящиеся к следующим видам экономической деятельности: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 89 тыс. т.; транспорт и связь — 26,7 тыс. т.; производство прочих неметаллических минеральных продуктов — 23,9 тыс. т.; производство пищевых продуктов, включая напитки — 14,8 тыс. т.; производство кокса, нефтепродуктов — 11 тыс. т.; производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 9,1 тыс. т.
Объём выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в 2015 г. — около 644 тыс. т., что составляет около 76 % от суммарного выброса по краю (в 2014 г. — около 530 тыс. т., 71 %, соответственно). Серьёзный вклад в загрязнение атмосферного воздуха высокотоксичными химическими соединениями вносит возгорание и горение отходов производства и потребления на существующих полигонах ТБО [3].
Сброс сточных вод в природные поверхностные водные объекты Краснодарского края на течение 2015 г. осуществляли 238 респондентов, имеющих выпуски сточных вод в природные водные объекты. В 2015 г. по сравнению с 2013 г. в Краснодарском крае объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты сократился на 6,6 % и составил 832,9 млн м3 на начало текущего года.
В 2015 г. в составе требующих очистки загрязненных вод объёмом 962,57 млн м3 в водные объекты Краснодарского края поступило 44645,03 т химических веществ (в 2014 г. — 53658 т), из них основные: сульфаты — 12009,6 т (в 2014 г. — 11228,8 т.), хлориды — 10078,7 т (в 2014 г. — 9687,5 т.), кальций — 1788,8 т (в 2014 г. — 1764,0 т.), магний — 584,1 т (в 2014 г. — 565,0 т.), фосфаты — 555,3 т (в 2014 г. — 621,7 т.), нитраты 13268 т (в 2014 г. — 14825,4 т.). Масса прочих 19 загрязняющих веществ, определяемых в составе сброшенных в поверхностные воды края сточных вод, составила около 14,3 % от общей массы загрязняющих примесей. Тем не менее, сброс некоторых из них может приводить к ухудшению качества воды природных водных объектов (нитриты, СПАВ, нефть и нефтепродукты, органические вещества по БПКп, медь, цинк, свинец и др.) [3].
Для Краснодарского края проблема обращения с отходами производства и потребления считается первостепенной (согласно классификации экологических проблем края по уровню опасности для здоровья населения и сохранности экосистем). Характеристика муниципальных образований в части наличия на их территории объектов размещения отходов по данным кадастра отходов Краснодарского края: по состоянию Реестр объектов размещения отходов производства и потребления Краснодарского края включает информацию о 841 объекте размещения отходов производства и потребления, а именно: 320 свалок твердых коммунальных отходов; 499 навозохранилищ и 29 пометохранилищ; 13 объектов размещения промышленных отходов.
Свалки твердых бытовых отходов: из учтенных 320 свалок твердых коммунальных отходов 214 — действующих, 106 — свалок закрыто.
Общая площадь учтенных ОРО составляет 966,59 га (0,012 % от общей площади края). Количество свалок ТБО в районах изменяется от 1 до 16. Наибольшие площади, занятые свалками ТБО, расположены на территориях Тимашевского (64,8 га), Ейского (58,0 га), Новопокровского (46,7 га), Кавказского (43,8 га), Тихорецкого (35,68 га), Павловского (34,2 га), Кущевского (33,75 га), и Выселковского районов (32,93 га). Наименьшие площади, занятые свалками ТБО расположены на территории Гулькевичского района (4,33 га), города Армавир (6,2 га), города Горячий Ключ (6,9 га) и Тбилисского района (8,37 га) [3].
Инфраструктура в области обращения с отходами производства и потребления на территории края практически не развита и не имеет в своем составе производств с современными технологиями переработки отходов. Оценка влияния деятельности в сфере обращения с отходами на окружающую среду муниципальных образований Краснодарского края показала, что: «очень высокая» экологическая нагрузка отмечается на территории города Краснодар, «высокая» экологическая нагрузка отмечается на территории пяти МО — город-курорт Анапа, город-курорт Сочи, город Новороссийск, Белореченский и Усть-Лабинский районы.
Прогнозные величины объемов образования промышленных отходов на период 2012–2020 гг. характеризуются увеличением значений со снижением темпов образования с 2017 г., обуславливаемым внедрением ресурсосберегающих и безотходных технологий. Прогнозируется также непрерывный рост объемов образования твердых бытовых отходов от населения края. В целях улучшения санитарного состояния поселений, улучшения экологической ситуации, снижения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления при непосредственном участии Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю была разработана краевая целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009–2013 гг».. Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края № 1649-КЗ от 29 декабря 2008 г. «Об утверждении краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009–2013 гг».. Однако, не смотря на принятый закон и краевую целевую программу, многие намеченные цели не были реализованы [3].
В рамках программы предусматривалось проведение мероприятий по оформлению необходимой проектно-сметной и разрешительной документации, прохождение экспертиз, приведение полигонов (свалок) ТБО на территории края в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также сокращение количества размещаемых ТБО, строительство мусоросортировочных линий и комплексов. Динамику инвестиций на развитие природоохранной деятельности отразили в таблице 2 [4].
Таблица 2
Инвестиции восновной капитал, направленные на охрану окружающей среды ирациональное использование природных ресурсов Краснодарского края, млн руб.
Показатель |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2015г. к 2013г.,% |
Инвестиции в основной капитал — всего |
611,7 |
500,4 |
2854,4 |
466,6 |
из них на: — охрану и рациональное использование водных ресурсов |
225,9 |
103,5 |
1579,1 |
699,0 |
- охрану атмосферного воздуха |
48,7 |
108,8 |
87,2 |
179,1 |
- охрану и рациональное использование земель |
174,0 |
271,0 |
1157,6 |
665,3 |
в том числе на рекультивацию земель |
37,5 |
1,6 |
105,2 |
280,5 |
- охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления |
27,7 |
- |
- |
- |
- другие мероприятия |
135,4 |
17,1 |
30,5 |
22,5 |
Из данных таблицы 2 видно, что в 2015 г. по сравнению с 2013 г. объем инвестиций направленных в основной капитал в сфере охраны окружающей среды Краснодарского края возрос в 4,6 раза, при этом инвестиции на охрану водных ресурсов возросли в 7 раза, на охрану атмосферного воздуха — на 79,1 %, на охрану земель — возросли в 6,6 раза, в том числе на рекультивацию земель — в 2,8 раза.
В 2015 г. наибольшая величина инвестиций, привлеченных для охраны окружающей среды приходилась на Туапсинский район (всего 1414,4 млн руб., из них на охрану водных ресурсов — 929 млн руб., рациональное использование земель — 485 млн руб.), на втором месте по объемам инвестиций находится МО г. Краснодар (687 млн руб., из них на охрану водных ресурсов приходится 339,4 млн руб., рациональное использование земель — 324,8 млн руб.). В тоже время отметим, что по настоящее время нет достоверной отчетности в Краснодарском крае о величине инвестиций на охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления, что также свидетельствует об отсутствии должного внимания муниципальных и региональных органов власти в вопросах утилизации твердых бытовых отходов [3].
В 2015 г. по сравнению с 2013 г. текущие затраты экономических субъектов Краснодарского края на охрану окружающей среды в целом возросли на 89,6 %, из них в сельском и лесном хозяйстве — на 6,8 %, а в добыче полезных ископаемых — сократились на 77,5 %. Также отметим, что среди текущих затрат экономических субъектов Краснодарского края на охрану окружающей среды доминируют затраты в обрабатывающем производстве, которые в текущем году составили 1663,3 млн руб. (рост за исследуемый период составил 96,2 %) [3].
За анализируемый период общая сумма текущих затрат в регионе на охрану окружающей среды составила 9094,7 млн руб., из которых большая доля приходится на обращение с отходами (5657,6 млн руб.), сбор и очистку сточных вод (2066 млн руб.), охрану атмосферного воздуха (832,6 млн руб.), защиту и реабилитацию земель (210,1 млн руб.). Важно отметить, что Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2012 г. № 3258-П утверждена Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края до 2020 г. Одним из элементов данной концепции и правового регулирования вопросов должного обращения с бытовыми отходами является система санкций (штрафов) за нарушение природного законодательства [2].
Среди основных причин, порождающих экологические проблемы в области обращения твердых бытовых отходов на территории края можно выделить такие, как:
– эксплуатация полигонов, не соответствующих требованиям природоохранного законодательства в части обращения с твердыми бытовыми отходами;
– отсутствие системы вовлечения бытовых отходов в хозяйственный оборот;
– отсутствие краевой системы обращения с твердыми бытовыми отходами, и, как следствие, единого направления действий в данной области на территориях муниципальных образований и Краснодарского края в целом [1].
Обобщая существующие проблемы в природоохранной деятельности Краснодарского края можно сказать о наличии ряда не решенных проблем в вопросах формирования действенной системы государственной поддержки социально и экологически важной сферы деятельности, связанной с переработкой и утилизацией бытовых отходов, что обуславливает актуальность темы исследования.
Литература:
- Инструменты и механизмы государственного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края / Дикий Е. А., Андреев С. Ю. // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 243–246 (0,3 п.л.)
- Перерва А. Проблемы в мусороперерабатывающей отрасли Кубани // Краснодарский Бизнес журнал [электронный ресурс] http://smi.kuban.info/ekologia/918
- Показатели развития Краснодарского края// Крайстат [электронный ресурс] http://admkrai.krasnodar.ru/
- Состояние окружающей среды в Краснодарском крае: Стат. сб. / Краснодарстат — Краснодар, 2016. — 62 с.