Антропогенная нагрузка и формы государственного регулирования природоохранной деятельности в Краснодарском крае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 556 раз

Библиографическое описание:

Андреев, С. Ю. Антропогенная нагрузка и формы государственного регулирования природоохранной деятельности в Краснодарском крае / С. Ю. Андреев, Ю. А. Гонтарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46882/ (дата обращения: 21.12.2024).



Анализ влияния антропогенной нагрузки в Краснодарском крае мы произвели с позиций оценки влияния выбросов загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха, водных ресурсов, а также формирования бытовых отходов по краю и видам экономической деятельности.

В частности отметим, что качество атмосферного воздуха в Краснодарском крае определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников, расположенных на его территории, и передвижных источников, к которым, прежде всего, относится автомобильный транспорт. Основные тенденции в изменении объемов выбросов загрязняющих веществ в крае мы отразили в таблице 1 [4].

Таблица 1

Выбросы загрязняющих атмосферу веществ стационарными источниками вЮжном федеральном округе, тыс т.

Показатель

2013.

2014

2015

2015 к 2013,%

Южный федеральный округ — всего

731,1

716,4

669,3

91,5

Республика Адыгея

6,3

8,6

10,1

160,3

Республика Калмыкия

3,7

6,7

4,5

121,6

Краснодарский край

215,7

205,2

188,9

87,6

Астраханская область

134,4

130,5

118,2

87,9

Волгоградская область

170,9

172,8

153,5

89,8

Ростовская область

200,2

192,6

194,1

97,0

Из данных таблицы 1 видно, что Краснодарский край по объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на начало 2015 г. находится на втором месте после Ростовской области, а по темпам прироста объемов выбросов загрязняющих веществ за анализируемый период находится на втором мете после Республики Адыгея. Данный объем выбросов в крае за анализируемый период сократился на 12,4 % и составил в отчетном периоде 188,9 тыс. т.

В абсолютном выражении вклад в загрязнение атмосферного воздуха Краснодарского края местными предприятиями, относящиеся к следующим видам экономической деятельности: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 89 тыс. т.; транспорт и связь — 26,7 тыс. т.; производство прочих неметаллических минеральных продуктов — 23,9 тыс. т.; производство пищевых продуктов, включая напитки — 14,8 тыс. т.; производство кокса, нефтепродуктов — 11 тыс. т.; производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 9,1 тыс. т.

Объём выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в 2015 г. — около 644 тыс. т., что составляет около 76 % от суммарного выброса по краю (в 2014 г. — около 530 тыс. т., 71 %, соответственно). Серьёзный вклад в загрязнение атмосферного воздуха высокотоксичными химическими соединениями вносит возгорание и горение отходов производства и потребления на существующих полигонах ТБО [3].

Сброс сточных вод в природные поверхностные водные объекты Краснодарского края на течение 2015 г. осуществляли 238 респондентов, имеющих выпуски сточных вод в природные водные объекты. В 2015 г. по сравнению с 2013 г. в Краснодарском крае объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты сократился на 6,6 % и составил 832,9 млн м3 на начало текущего года.

В 2015 г. в составе требующих очистки загрязненных вод объёмом 962,57 млн м3 в водные объекты Краснодарского края поступило 44645,03 т химических веществ (в 2014 г. — 53658 т), из них основные: сульфаты — 12009,6 т (в 2014 г. — 11228,8 т.), хлориды — 10078,7 т (в 2014 г. — 9687,5 т.), кальций — 1788,8 т (в 2014 г. — 1764,0 т.), магний — 584,1 т (в 2014 г. — 565,0 т.), фосфаты — 555,3 т (в 2014 г. — 621,7 т.), нитраты 13268 т (в 2014 г. — 14825,4 т.). Масса прочих 19 загрязняющих веществ, определяемых в составе сброшенных в поверхностные воды края сточных вод, составила около 14,3 % от общей массы загрязняющих примесей. Тем не менее, сброс некоторых из них может приводить к ухудшению качества воды природных водных объектов (нитриты, СПАВ, нефть и нефтепродукты, органические вещества по БПКп, медь, цинк, свинец и др.) [3].

Для Краснодарского края проблема обращения с отходами производства и потребления считается первостепенной (согласно классификации экологических проблем края по уровню опасности для здоровья населения и сохранности экосистем). Характеристика муниципальных образований в части наличия на их территории объектов размещения отходов по данным кадастра отходов Краснодарского края: по состоянию Реестр объектов размещения отходов производства и потребления Краснодарского края включает информацию о 841 объекте размещения отходов производства и потребления, а именно: 320 свалок твердых коммунальных отходов; 499 навозохранилищ и 29 пометохранилищ; 13 объектов размещения промышленных отходов.

Свалки твердых бытовых отходов: из учтенных 320 свалок твердых коммунальных отходов 214 — действующих, 106 — свалок закрыто.

Общая площадь учтенных ОРО составляет 966,59 га (0,012 % от общей площади края). Количество свалок ТБО в районах изменяется от 1 до 16. Наибольшие площади, занятые свалками ТБО, расположены на территориях Тимашевского (64,8 га), Ейского (58,0 га), Новопокровского (46,7 га), Кавказского (43,8 га), Тихорецкого (35,68 га), Павловского (34,2 га), Кущевского (33,75 га), и Выселковского районов (32,93 га). Наименьшие площади, занятые свалками ТБО расположены на территории Гулькевичского района (4,33 га), города Армавир (6,2 га), города Горячий Ключ (6,9 га) и Тбилисского района (8,37 га) [3].

Инфраструктура в области обращения с отходами производства и потребления на территории края практически не развита и не имеет в своем составе производств с современными технологиями переработки отходов. Оценка влияния деятельности в сфере обращения с отходами на окружающую среду муниципальных образований Краснодарского края показала, что: «очень высокая» экологическая нагрузка отмечается на территории города Краснодар, «высокая» экологическая нагрузка отмечается на территории пяти МО — город-курорт Анапа, город-курорт Сочи, город Новороссийск, Белореченский и Усть-Лабинский районы.

Прогнозные величины объемов образования промышленных отходов на период 2012–2020 гг. характеризуются увеличением значений со снижением темпов образования с 2017 г., обуславливаемым внедрением ресурсосберегающих и безотходных технологий. Прогнозируется также непрерывный рост объемов образования твердых бытовых отходов от населения края. В целях улучшения санитарного состояния поселений, улучшения экологической ситуации, снижения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления при непосредственном участии Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю была разработана краевая целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009–2013 гг».. Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края № 1649-КЗ от 29 декабря 2008 г. «Об утверждении краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009–2013 гг».. Однако, не смотря на принятый закон и краевую целевую программу, многие намеченные цели не были реализованы [3].

В рамках программы предусматривалось проведение мероприятий по оформлению необходимой проектно-сметной и разрешительной документации, прохождение экспертиз, приведение полигонов (свалок) ТБО на территории края в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также сокращение количества размещаемых ТБО, строительство мусоросортировочных линий и комплексов. Динамику инвестиций на развитие природоохранной деятельности отразили в таблице 2 [4].

Таблица 2

Инвестиции восновной капитал, направленные на охрану окружающей среды ирациональное использование природных ресурсов Краснодарского края, млн руб.

Показатель

2013г.

2014г.

2015г.

2015г. к 2013г.,%

Инвестиции в основной капитал — всего

611,7

500,4

2854,4

466,6

из них на:

— охрану и рациональное использование водных ресурсов

225,9

103,5

1579,1

699,0

- охрану атмосферного воздуха

48,7

108,8

87,2

179,1

- охрану и рациональное использование земель

174,0

271,0

1157,6

665,3

в том числе на рекультивацию земель

37,5

1,6

105,2

280,5

- охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления

27,7

-

-

-

- другие мероприятия

135,4

17,1

30,5

22,5

Из данных таблицы 2 видно, что в 2015 г. по сравнению с 2013 г. объем инвестиций направленных в основной капитал в сфере охраны окружающей среды Краснодарского края возрос в 4,6 раза, при этом инвестиции на охрану водных ресурсов возросли в 7 раза, на охрану атмосферного воздуха — на 79,1 %, на охрану земель — возросли в 6,6 раза, в том числе на рекультивацию земель — в 2,8 раза.

В 2015 г. наибольшая величина инвестиций, привлеченных для охраны окружающей среды приходилась на Туапсинский район (всего 1414,4 млн руб., из них на охрану водных ресурсов — 929 млн руб., рациональное использование земель — 485 млн руб.), на втором месте по объемам инвестиций находится МО г. Краснодар (687 млн руб., из них на охрану водных ресурсов приходится 339,4 млн руб., рациональное использование земель — 324,8 млн руб.). В тоже время отметим, что по настоящее время нет достоверной отчетности в Краснодарском крае о величине инвестиций на охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления, что также свидетельствует об отсутствии должного внимания муниципальных и региональных органов власти в вопросах утилизации твердых бытовых отходов [3].

В 2015 г. по сравнению с 2013 г. текущие затраты экономических субъектов Краснодарского края на охрану окружающей среды в целом возросли на 89,6 %, из них в сельском и лесном хозяйстве — на 6,8 %, а в добыче полезных ископаемых — сократились на 77,5 %. Также отметим, что среди текущих затрат экономических субъектов Краснодарского края на охрану окружающей среды доминируют затраты в обрабатывающем производстве, которые в текущем году составили 1663,3 млн руб. (рост за исследуемый период составил 96,2 %) [3].

За анализируемый период общая сумма текущих затрат в регионе на охрану окружающей среды составила 9094,7 млн руб., из которых большая доля приходится на обращение с отходами (5657,6 млн руб.), сбор и очистку сточных вод (2066 млн руб.), охрану атмосферного воздуха (832,6 млн руб.), защиту и реабилитацию земель (210,1 млн руб.). Важно отметить, что Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2012 г. № 3258-П утверждена Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края до 2020 г. Одним из элементов данной концепции и правового регулирования вопросов должного обращения с бытовыми отходами является система санкций (штрафов) за нарушение природного законодательства [2].

Среди основных причин, порождающих экологические проблемы в области обращения твердых бытовых отходов на территории края можно выделить такие, как:

– эксплуатация полигонов, не соответствующих требованиям природоохранного законодательства в части обращения с твердыми бытовыми отходами;

– отсутствие системы вовлечения бытовых отходов в хозяйственный оборот;

– отсутствие краевой системы обращения с твердыми бытовыми отходами, и, как следствие, единого направления действий в данной области на территориях муниципальных образований и Краснодарского края в целом [1].

Обобщая существующие проблемы в природоохранной деятельности Краснодарского края можно сказать о наличии ряда не решенных проблем в вопросах формирования действенной системы государственной поддержки социально и экологически важной сферы деятельности, связанной с переработкой и утилизацией бытовых отходов, что обуславливает актуальность темы исследования.

Литература:

  1. Инструменты и механизмы государственного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края / Дикий Е. А., Андреев С. Ю. // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 243–246 (0,3 п.л.)
  2. Перерва А. Проблемы в мусороперерабатывающей отрасли Кубани // Краснодарский Бизнес журнал [электронный ресурс] http://smi.kuban.info/ekologia/918
  3. Показатели развития Краснодарского края// Крайстат [электронный ресурс] http://admkrai.krasnodar.ru/
  4. Состояние окружающей среды в Краснодарском крае: Стат. сб. / Краснодарстат — Краснодар, 2016. — 62 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, окружающая среда, атмосферный воздух, отход, охрана, отход производства, анализируемый период, краевая целевая программа, рациональное использование земель, территория края.


Похожие статьи

Антропогенная нагрузка на лесные ландшафты Чеченской Республики

Проблема эффективности управления и анализ состояния туристско-рекреационных зон Рязанской области

Инструменты и механизмы государственного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края

Экономико-географические особенности использования лесных ресурсов Чеченской Республики

Особенности процесса регулирования занятости и безработицы в Белгородской области

Нормативно-правовое регулирование антропогенной нагрузки на окружающую среду в Карачаево-Черкесии

Актуальные аспекты прокурорского надзора в сфере соблюдения экологического законодательства и противодействия экологическим преступлениям

Водоохранные и почвозащитные функции лесных экосистем Чеченской Республики

Организационно-правовые аспекты аллергологической помощи населению Оренбургской области

Особенности возникновения и развития карста в горных ландшафтах Чеченской Республики

Похожие статьи

Антропогенная нагрузка на лесные ландшафты Чеченской Республики

Проблема эффективности управления и анализ состояния туристско-рекреационных зон Рязанской области

Инструменты и механизмы государственного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края

Экономико-географические особенности использования лесных ресурсов Чеченской Республики

Особенности процесса регулирования занятости и безработицы в Белгородской области

Нормативно-правовое регулирование антропогенной нагрузки на окружающую среду в Карачаево-Черкесии

Актуальные аспекты прокурорского надзора в сфере соблюдения экологического законодательства и противодействия экологическим преступлениям

Водоохранные и почвозащитные функции лесных экосистем Чеченской Республики

Организационно-правовые аспекты аллергологической помощи населению Оренбургской области

Особенности возникновения и развития карста в горных ландшафтах Чеченской Республики

Задать вопрос