Проблемы финансового стимулирования субъектов малого предпринимательства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 05.12.2017

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Потапова А. Н., Быкова А. Н. Проблемы финансового стимулирования субъектов малого предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 269-271. — URL https://moluch.ru/archive/182/46904/ (дата обращения: 24.10.2019).



Проблема функционирования малого предпринимательства в современной России является актуальной и требует комплексного исследования. Это обусловлено тем, что роль малого предпринимательства как во внешней, так и во внутренней экономической деятельности нашего государства достаточно велика, так как оно направлено на всеобъемлющее удовлетворение потребностей населения, в некоторой степени разрешает проблемы, связанные с безработицей в стране и поддержанием экспорта отечественной продукции.

Исследуя данную проблему, необходимо, в первую очередь, раскрыть понятие субъектов малого предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям [1, с.1].

Следует отметить, что на развитие малого предпринимательства оказывают влияние различные факторы: правовое регулирование, внутригосударственная политика, политическая обстановка на международной арене и многие другие.

Актуальность исследования проблем, связанных с формированием малого предпринимательства также продиктована тем, что в настоящее время предприниматели сталкиваются с различного рода ограничениями и санкциями, которые в значительной мере затрудняют их деятельность. Как пример можно рассмотреть санкции в связи с присоединением Крыма к России. Негативными последствиями таких санкций явились: большой рост розничных цен на продукты питания в России в 2014–2015 годах; значительное сокращения производства некоторых видов продовольствия в России; увеличение использования пальмового масла при производстве продуктов. Особо следует отметить резкое снижение экспорта выпускаемой продукции. Так, по данным, представленным таможенной службой в декабре 2015 года, внешнеторговый оборот России сократился по сравнению с 2014 годом на 33,2 %. Экспорт России сократился на 31,1 %, а импорт — на 36,7 %. При этом в январе-декабре 2016 года внешнеторговый оборот России составил 471,2 млрд. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2015 года снизился на 11,2 % [2, с. 7].

Учитывая вышеизложенное, отметим, что в современных условиях предприниматели крайне заинтересованы в стабильном и логичном правовом регулировании, а также в максимальной свободе при осуществлении своей предпринимательской деятельности как внутри государства, так и за его пределами. Государство, в свою очередь, стремится использовать различные механизмы поддержки предпринимателей.

В целом, экономические механизмы, направленные на развитие малого бизнеса можно разделить на две большие группы: централизованные и децентрализованные. Централизованные механизмы включают в себя государственные меры по созданию наиболее благоприятных условий развития малого бизнеса. К децентрализованным относятся различные формы саморегулирования малого бизнеса и его приспособления к меняющимся условиям рыночной среды. Некоторые из этих механизмов проявляются в сотрудничестве предприятий крупного и малого бизнеса [3, с. 2].

В современной России выделяют такие методы финансового стимулирования развития малого предпринимательства, которые условно можно разделить на:

1) методы, направленные на обеспечение благоприятной рыночной инфраструктуры (организация рынков технологий для малых предприятий, ярмарок); 2) методы правового консультирования (оказание консультативных услуг по вопросам создания и управления предприятием, налогообложением на предприятии); 3) методы реализации финансовой поддержки (государственные программы по льготному кредитованию малых предприятий, налоговые льготы и т. д.); 4) методы экспортного стимулирования малых предприятий.

Определяя вышеперечисленные методы, нельзя не отметить, что малые предприятия постоянно стремятся расширить круг своей деятельности. В этой связи для таких предприятий будет актуальна государственная поддержка, которая позволит в значительной мере увеличить объем выпускаемой продукции.

Государственная поддержка малого предпринимательства представляет собой не только выделение финансовых средств на достижение конкретных целей в малом предпринимательстве, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых случаях и более), чем финансы. Например, одним из наиболее востребованных видов помощи выступает субсидирование. Оно производится по различным направлениям и на разные цели. С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на поддержку таких субъектов, которые еще планируют создать собственный бизнес (субсидии на открытие бизнеса), а с другой рассчитана на субъектов, которые строят планы на дальнейшие развитие и модернизацию существующего производства. При этом каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

Раскрывая методы финансового стимулирования малого предпринимательства, необходимо отметить, что, по мнению многих правоведов, в частности Д. К. Галеевой, наибольшее внимание уделяется именно методам финансового стимулирования такого класса малых предприятий, как экспортные [4, с. 3]. Это связано с тем, что даже крупнейшие российские экспортеры зачастую сталкиваются с серьезными проблемами международной торговли, а малым экспортерам в данных вопросах приходится сталкиваться с еще большими трудностями.

Об уровне финансовой поддержки малого предпринимательства в России свидетельствуют статистические данные кредитных организаций. Так, по данным, предоставленным АО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», которое исследовало общие тенденции рынка финансовых услуг для малого и среднего предпринимательства за l полугодие 2016 года, можно выделить следующие особенности развития малого и среднего бизнеса в России.

В первую очередь, следует указать, что на рынке банковских услуг происходит адаптация малого и среднего бизнеса к новым условиям, предлагаемым кредитными организациями. Большинство участников опроса отметили значительный рост спроса со стороны малого и среднего предпринимательства, а также предпосылки к улучшению ситуации с платежной дисциплиной заемщиков. При этом отдельные банки пошли на смягчение условий отбора заемщиков. В результате, за I полугодие 2016 года значение Индекса по банковскому сектору существенно выросло по отношению к предыдущему периоду на 18,1 %. Половина опрошенных кредитных организаций оставили условия отбора заемщиков без изменений, а приблизительно 1/3 в незначительной степени их ужесточили. Тем не менее, в 2016 году отдельные банки (среди участников опроса таких набралось 15 %) пошли на некоторое смягчение условий отбора малого и среднего предпринимательства. Около половины участников опроса определили, что число заявок на кредит от малого и среднего предпринимательства, поступивших в их кредитную организацию, возросло (в среднем на 23 %). Приблизительно равное число респондентов (по 26,3 %) указали, что столкнулись со снижением спроса со стороны малого и среднего предпринимательства (в среднем на 30 %), или вовсе не обнаружили каких-либо значимых изменений по сравнению со II полугодием 2015 года. Доля отклоненных заявок при этом выросла до 33 % (против 27,7 % во II полугодии 2015 года). Наиболее частой причиной отказа по-прежнему остается неудовлетворительное финансовое состояние заемщика.

Представители кредитных организаций также отмечают высокую значимость государственной поддержки рынка кредитования малого и среднего предпринимательства, в том числе Национальной гарантийной системы и Программы МСП Банка [5, с. 6].

Исследуя приведенные выше данные, с учетом специфики развития российского рынка, необходимо уделять значительное внимание кредитованию, ведущей целью которого является обеспечение функционирования малых предприятий. Такие кредиты должны характеризоваться более длительными сроками и более низкими ставками в силу большего периода окупаемости вложений.

Таким образом, для создания действующего инструмента кредитной поддержки малых предприятий-экспортеров представляется необходимым создание в России рынка банковского финансирования экспортных проектов, а также обеспечение поддержки отечественного экспорта продукции.

На наш взгляд, концепция поддержки малого предпринимательства в международной деятельности должна базироваться на разграничении методов продвижения малого бизнесас учетом их регионального расположения. Иными словами, необходимо учитывать сложившиеся в отдельных регионах специфические условия функционирования малого предпринимательства.

В современной России функционирует достаточно большое количество коммерческих и государственных структур, которые осуществляют поддержку предприятий-экспортеров в нашей стране, однако на данный момент нельзя говорить об однозначности их эффективности. В этой связи представляется необходимым создание четко урегулированной и централизованной инфраструктуры, которая отвечала бы указанным выше требованиям.

Литература:

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в России. Федеральный закон от 24.07.07 № 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. 25.07.07. № 31. Ст. 4006.
  2. Брялина Г. И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России // Инженерный вестник Дона. 2015. № 15. С. 94–96.
  3. Галеева Д. К. Финансовое стимулирование развития российских малых предприятий, производящих продукцию на экспорт // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 60. С. 37–41.
  4. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 211 с.
  5. Набатников Н. М. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 214 с.
  6. Индекс «Финансовый перекресток» итоги I полугодия 2016 года // МСП: АО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» URL: http://www.mspbank.ru (дата обращения: 12.11.2017)
  7. Таможенная статистика внешней торговли: Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2016 года // Федеральная таможенная служба URL: http://customs.ru/ (дата обращения: 10.11.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Россия, государственная поддержка, малый бизнес, среднее, предпринимательство, современная Россия, Российская Федерация, значительная мера, финансовая поддержка.


Похожие статьи

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования. Сектор малого и среднего бизнеса представляет собой комплекс независимых средних и малых предприятий...

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса...

среднее, государственная поддержка, предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка малого, бизнес, малое предпринимательство, сфера малого, Россия, Приморский край.

Малый бизнес в современной России | Статья в сборнике...

Малое предприятие. Российская Федерация.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.

Об эффективности мер государственной поддержки малого...

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.

Развитие системы государственной поддержки малого...

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Российская Федерация, государственная поддержка, малое предпринимательство, государственная...

Проблемы государственной поддержки бизнеса

малое предпринимательство, Российская Федерация, развитие малого, среднее, Россия, предпринимательство, плановый период, налоговая политика, Гражданский Кодекс, государственная поддержка.

Похожие статьи

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

малое предпринимательство, Российская Федерация, малый бизнес, государственная поддержка, сторона государства, финансовая поддержка, вид бизнеса, вид деятельности, сфера поддержки, поддержка.

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования. Сектор малого и среднего бизнеса представляет собой комплекс независимых средних и малых предприятий...

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса...

среднее, государственная поддержка, предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка малого, бизнес, малое предпринимательство, сфера малого, Россия, Приморский край.

Малый бизнес в современной России | Статья в сборнике...

Малое предприятие. Российская Федерация.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.

Об эффективности мер государственной поддержки малого...

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.

Развитие системы государственной поддержки малого...

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Российская Федерация, государственная поддержка, малое предпринимательство, государственная...

Проблемы государственной поддержки бизнеса

малое предпринимательство, Российская Федерация, развитие малого, среднее, Россия, предпринимательство, плановый период, налоговая политика, Гражданский Кодекс, государственная поддержка.

Задать вопрос