Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Судовые теплообменные аппараты

Технические науки
01.12.2017
2180
Поделиться
Библиографическое описание
Геворгян, Н. Г. Судовые теплообменные аппараты / Н. Г. Геворгян, К. Н. Михайлова, М. Д. Потёмкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46787/.


Развитие судовых энергетических установок, увеличение их мощности, долговечности и надёжности обуславливает создание простых, надёжных, эффективных в изготовлении и эксплуатации судовых теплообменных аппаратов, которые являются неотъемлемой частью энергетических установок.

Теплообменные аппараты (ТА) — устройства, в которых осуществляется процесс передачи теплоты от одного теплоносителя к другому. Вследствие чего, теплообменные аппараты получили широкое распространение в разных отраслях.

К характерным дефектам теплообменных аппаратов относят:

1) эрозионное изнашивание поверхностей и коррозионные разрушения;

2) образование накипи и отложений в трубах;

3) нарушения плотности в местах соединения трубок с трубными решётками;

Основные Эксплуатационные требования — это надёжность аппаратов в течение заданного срока и простота обслуживания в судовых условиях.

По принципу работы теплообменные аппараты подразделяются на поверхностные, где передача тепла происходит через твёрдую стенку, и смесительные, где теплоносители контактируют непосредственно. Поверхностные теплообменные аппараты подразделяются на рекуперативные и регенеративные. Рекуперативные теплообменные аппараты так же классифицируются:

1) по назначению: подогреватели и охладители, испарители и конденсаторы;

2) по числу ходов: одноходовые и многоходовые;

3) по роду рабочих сред: пар-жидкость, жидкость-жидкость, газ-жидкость, газ-газ;

4) по направлению потока рабочих сред: прямоточные, противоточные, перекрёстного тока;

5) по поверхности теплообмена: змеевиковые, пластинчатые, двухтрубные типа «труба в трубе», пластинчатые и др.

По назначению судовые подогреватели (испарители) и охладители (конденсаторы) жидкостей можно подразделить на:

1) Энергетические — применяют в системах подогрева топлива, для подогрева питательной воды в конденсатно-питательных системах и в системах охлаждения воды и масла главных двигателей;

2) Вспомогательные — используют в судовых системах и вспомогательных установках для охлаждения (подогрева) воды или вязких жидкостей;

3) Бытовые — применяют в системах отопления судовых помещений, кондиционирования воздуха и в санитарно-бытовых системах.

Так как смесительные теплообменные аппараты редко используются на судах, я не стал их рассматривать в данной статье.

Основными на судах являются рекуперативные теплообменные аппараты поверхностного типа, а именно кожухотрубные и пластинчатые.

Рекуперативный ТА — это теплообменный аппарат, в котором горячий и холодный теплоносители движутся в разных каналах, теплообмен между ними происходит через стенку.

Кожухотрубный теплообменный аппарат состоит из пучка труб, который размещён в собственной камере, и кожуха, который сварен из листа 4 мм и более. Принцип работы основан на том, что движение рабочих сред осуществляется по разным кожухам, а сам процесс теплообмена происходит в пространстве между ними.

К достоинствам нужно отнести: износостойкость, устойчивость к гидравлическим ударам (гидравлический удар — скачок давления в системе, заполненной жидкостью, вызванный быстрым изменением скорости потока этой жидкости), ремонтопригодность, долговечность, невысокую цену. К недостаткам стоит отнести большие массогабаритные характеристики, пониженный коэффициент теплопередачи по сравнению с пластинчатыми.

Основные параметры кожухотрубных теплообменных аппаратов (с плавающей головкой):

‒ Температура теплообменивающих сред варьируется от -70̊ С до +450̊ С

‒ Поверхность теплообмена — 10–1246 м2

‒ Давление в трубном пространстве — 1,6 МПа — 7,845 МПа

‒ Материал трубного пучка: углеродистая и нержавеющая стали, латунь, медь и др.

Рис. 1. Кожухотрубный теплообменный аппарат

В судовой технике также широко применяются разборные пластинчатые теплообменные аппараты. Они состоят из набора пластин на горизонтальных штангах, закреплённых в стойках. Пластины изготавливаются из коррозионно-стойких сплавов толщиной 0,4–1,0 мм методом холодной штамповки. Пластины группируются в пакеты, образуя ходы для сред. Направление движения потоков в аппарате может быть прямоточное, противоточное или комбинированное. При этом сами потоки движутся в изолированных одна от другой системах щелевидных каналов. Ширина каналов и их герметичность обеспечивается за счёт резиновых уплотнительных прокладок.

К достоинствам следует отнести: малые массогабаритные характеристики, не требуется специальный фундамент для установки, не чувствителен к вибрации, лучшая теплопередача, возможно изменение площади поверхности теплообмена. Недостатком пластинчатого теплообменного аппарата является гидравлические потери, по причине чего скорость воды в каналах не должна превышать 0,4 м/с, а так же дороговизна производства.

Основные параметры пластинчатых теплообменных аппаратов:

‒ Материал пластин: титан, тонколистовые стали (AISI304, AISI316), 254SMO, Hastelloy и др.

‒ Поверхность теплообмена одного аппарата может колебаться от 0,1м2 до 2100м2 в зависимости от назначения

‒ Температура в пластинах не превышает 180̊ С

‒ Давление в пластинах не превышает 2,45 МПа

Рассмотрим пример теплообменного аппарата.

На двухконтурных ядерных энергетических установках в паропроизводящей установке используется кожухотрубный теплообменный аппарат — парогенератор. Парогенератор — устройство для получения пара определённых параметров. Так как в данных теплообменных аппаратах важна надёжность в качестве материала для трубной системы (в которой происходит парообразование) используется, в основном, сплав на основе титана, а именно 15Х2МФА. В ней содержится 0,12 % C, 2,8 %Cr, 0,8 % Mo и 0,2 % V. Сплавы на основе титана не склонны к межкристаллитной коррозии, общей коррозии подвержены даже меньше, чем нержавеющие стали.

На основании вышеизложенных аргументов можно сделать вывод, что кожухотрубные теплообменные аппараты надёжнее и экономически выгоднее, чем пластинчатые, но по некоторым техническим характеристикам уступают пластинчатым теплообменным аппаратам.

Литература:

  1. Копачинский П. А., Тараскин В. П., Судовые охладители и подогреватели жидкостей — Ленинград: Судостроение, 1968. — 244с
  2. URL: http://sudoremont.blogspot.ru/2014/04/teplo-aparat.html (01.12.2017)
  3. URL: https://studopedia.ru/6_45087_tema--teploobmennie-apparati-sudovih-ustanovok.html (01.12.2017)
  4. URL: http://www.vesnafm.ru/ms/169-sistema-podogreva-gruza.html (29.10.2017)
  5. URL: http://seaships.ru/vapourgenerator.htm (30.10.2017)
  6. URL: http://par-turbina.ucoz.net/ (31.10.2017)
  7. URL: http://isu.smtu.ru/files/disser/47_disser_file.pdf (07.11.2017)
  8. ГОСТ 14246–79
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 24-26):
Часть 1 (стр. 1-107)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 24-26стр. 107

Молодой учёный