Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Голубева С. В., Крылова Д. С. Использование метода «Шесть думательных шляп» Э. де Боно для формирования у младших школьников личностных результатов начального общего образования // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 178-180. — URL https://moluch.ru/archive/182/46752/ (дата обращения: 19.10.2019).



В статье описан метод «Шесть думательных шляп». Описаны технология и особенности его применения в обучении младших школьников при достижении ими личностных результатов.

Ключевые слова: младшие школьники, личностные результаты, личностные универсальные учебные действия, современные образовательные технологии

В настоящее время перед учителем стоит проблема — развитие личности каждого учащегося. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте описан портрет выпускника основной школы. Это

‒ любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

‒ активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

‒ умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

‒ социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

‒ уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

‒ осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

‒ ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [1].

Таким образом, на первый план выходят личностные результаты образования. Достижению личностных результатов способствует формированию личностных универсальных учебных действий, «включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [1].

К сожалению, содержание учебных программ зачастую не позволяют использовать на уроках формы и методы обучения, направленные на достижение личностных результатов образования. Но в примерной образовательной программе начального общего образования одной из целевых установок указано достижение младшими школьниками личностных результатов.

На их достижение могут работать различные современные методы и формы обучения. Наиболее интересным и эффективным может стать метод «Шесть думательных шляп».

Данный метод является универсальным методом обучения, так как включает в себя сразу несколько образовательных технологий: диалоговые, проблемные, информационные. Кроме того, в диалоговых технологиях наиболее часто задействуется дискуссия, которая, в свою очередь, может повлиять на изменение мировосприятия и становление мировоззрения младшего школьника.

Основоположником метода «Шести думательных шляп» является британский психолог Эдвард де Боно. Он разделил собеседников на шесть групп, подобрав им атрибут — шляпы определенного цвета. Участники каждой группы характеризуются определенным типом мышления.

1 группа — «Белая шляпа». Отвечает за сбор и озвучивание достоверной информации по заданной проблеме.

2 группа — «Красная шляпа». Участники выражают эмоции и чувства по поводу озвученной информации или проблеме в целом.

3 группа — «Черная шляпа». Символ критики. Участники высказывают критические замечания на выдвигаемые гипотезы.

4 группа — «Зеленая шляпа». Предлагают различные идеи по поводу выхода из сложившейся ситуации или разрешения проблемы.

5 группа — «Желтая шляпа» — это позитивные стороны рассматриваемого вопроса.

6 группа — «Синяя шляпа». Организаторы, наблюдатели процесса дискуссии или диспута [2].

Э. де Боно выбрал атрибутом именно шляпу, так как она подчеркивает новую социальную роль участника беседы.

В возрасте 7–11 лет ребенок начинает активно познавать мир и формировать свою точку зрения на те события и явления, которые в нем происходят. Зачастую это происходит под влиянием общения со значимыми для него людьми (как учителя и родителей, так и сверстников).

Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением [3].

У младшего школьника достаточно развито мышление, поэтому он может рассуждать и приводить аргументы в защиту или опровержение какой-либо гипотезы. К данному возрасту у учащегося уже имеется довольно объемный багаж социальных знаний, для обсуждения ему можно предлагать различные проблемы. Все это будет способствовать обогащению его социальных знаний и становлению собственной точки зрения на окружающую действительность.

Целесообразно при применении метода «Шесть думательных шляп» в обучении младших школьников использовать такую форму как беседа или дискуссия.

Технология проведения беседы с использованием данного метода может быть следующей.

В начале ставиться проблема и тема дискуссии или диспута. Следует выбирать социально-значимую для данного возраста проблему («Как правильно дружить?», «Нужно ли помогать родителям?», «Общение в социальных сетях Интернет»). Затем учащиеся делятся на группы в зависимости от их наклонностей и типа мышления. Учащиеся под руководством учителя участвуют в дискуссии, делают вывод.

Технология становления внутренней позиции школьника в процессе беседы может быть следующей:

При организации такого общения рефлексией будет являться внутреннее обдумывание и повторное переживание беседы индивидуально каждым ее участником.

В процессе дискуссии с использованием данного метода у учащихся формируются личностные универсальные учебные действия. Во-первых, формируется его внутренняя позиция, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности. Во-вторых, формируется позитивная учебная мотивация. В-третьих, происходит становление морально-этических установок учащегося, их осознание и принятие, потребность в выполнении этих норм.

Удобно использовать метод «Шесть думательных шляп» на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности общекультурного направления.

На уроках, в рамках преподаваемых дисциплин, учитель начальной школы ограничен в выборе тем для обсуждений. Но компенсировать это может организация проблемно-ценностного общения во внеурочной деятельности. Оно может проводиться в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий [3, с.20].

Метод «Шесть думательных шляп» является достаточно интересным и доступным для использования в начальной школе и отвечает требованиям ФГОС, так как работает на формирование личностных УУД, а соответственно и на достижение личностных результатов НОО.

Литература:

  1. http://минобрнауки.рф/документы/922
  2. Боно де Э. Учите своего ребенка мыслить. — М., изд. Попурри, 2000.
  3. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.

4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): шляпа, группа, достижение, учащийся, тип мышления, проблема, окружающий мир, начальное общее образование, начальная школа, младший школьник, личностный результат образования, дискуссия, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

Ключевые слова: личностные результаты начального общего образования, культурно-историческая экскурсия, духовно-нравственное воспитание, младший школьник. Одной из важнейших задач современного образования является...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Одним из таких вопросов является определение личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа, внеурочная...

Внеурочная деятельность младших школьников | Статья...

Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей. Внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Согласно концепции модернизации казахстанского среднего образования, которая определяет цели общего образования на современном этапе, важной задачей воспитания в начальной школе является формирование у младших школьников инициативности...

Интегрированные программы как средство достижения...

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования.

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Изучение происходит на уроках окружающего мира и во внеурочное время.

Таблица 1. Направление личностного развития младшего школьника. Деловые игры. Основы гражданской идентичности.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

На внеурочных занятиях «Окружающего мира» у учащихся могут быть сформированы коммуникативные УУД из трех групп

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Похожие статьи

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения...

Ключевые слова: личностные результаты начального общего образования, культурно-историческая экскурсия, духовно-нравственное воспитание, младший школьник. Одной из важнейших задач современного образования является...

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

Одним из таких вопросов является определение личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа, внеурочная...

Внеурочная деятельность младших школьников | Статья...

Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей. Внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Согласно концепции модернизации казахстанского среднего образования, которая определяет цели общего образования на современном этапе, важной задачей воспитания в начальной школе является формирование у младших школьников инициативности...

Интегрированные программы как средство достижения...

Культурно-историческая экскурсия как средство достижения младшими школьниками личностных результатов начального общего образования.

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях...

Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего...

Изучение происходит на уроках окружающего мира и во внеурочное время.

Таблица 1. Направление личностного развития младшего школьника. Деловые игры. Основы гражданской идентичности.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

На внеурочных занятиях «Окружающего мира» у учащихся могут быть сформированы коммуникативные УУД из трех групп

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий как мониторинг качества языкового образования младших школьников.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Задать вопрос