В статье описан метод «Шесть думательных шляп». Описаны технология и особенности его применения в обучении младших школьников при достижении ими личностных результатов.
Ключевые слова: младшие школьники, личностные результаты, личностные универсальные учебные действия, современные образовательные технологии
В настоящее время перед учителем стоит проблема — развитие личности каждого учащегося. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте описан портрет выпускника основной школы. Это
‒ любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
‒ активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
‒ умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
‒ социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
‒ уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
‒ осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
‒ ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [1].
Таким образом, на первый план выходят личностные результаты образования. Достижению личностных результатов способствует формированию личностных универсальных учебных действий, «включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [1].
К сожалению, содержание учебных программ зачастую не позволяют использовать на уроках формы и методы обучения, направленные на достижение личностных результатов образования. Но в примерной образовательной программе начального общего образования одной из целевых установок указано достижение младшими школьниками личностных результатов.
На их достижение могут работать различные современные методы и формы обучения. Наиболее интересным и эффективным может стать метод «Шесть думательных шляп».
Данный метод является универсальным методом обучения, так как включает в себя сразу несколько образовательных технологий: диалоговые, проблемные, информационные. Кроме того, в диалоговых технологиях наиболее часто задействуется дискуссия, которая, в свою очередь, может повлиять на изменение мировосприятия и становление мировоззрения младшего школьника.
Основоположником метода «Шести думательных шляп» является британский психолог Эдвард де Боно. Он разделил собеседников на шесть групп, подобрав им атрибут — шляпы определенного цвета. Участники каждой группы характеризуются определенным типом мышления.
1 группа — «Белая шляпа». Отвечает за сбор и озвучивание достоверной информации по заданной проблеме.
2 группа — «Красная шляпа». Участники выражают эмоции и чувства по поводу озвученной информации или проблеме в целом.
3 группа — «Черная шляпа». Символ критики. Участники высказывают критические замечания на выдвигаемые гипотезы.
4 группа — «Зеленая шляпа». Предлагают различные идеи по поводу выхода из сложившейся ситуации или разрешения проблемы.
5 группа — «Желтая шляпа» — это позитивные стороны рассматриваемого вопроса.
6 группа — «Синяя шляпа». Организаторы, наблюдатели процесса дискуссии или диспута [2].
Э. де Боно выбрал атрибутом именно шляпу, так как она подчеркивает новую социальную роль участника беседы.
В возрасте 7–11 лет ребенок начинает активно познавать мир и формировать свою точку зрения на те события и явления, которые в нем происходят. Зачастую это происходит под влиянием общения со значимыми для него людьми (как учителя и родителей, так и сверстников).
Мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением [3].
У младшего школьника достаточно развито мышление, поэтому он может рассуждать и приводить аргументы в защиту или опровержение какой-либо гипотезы. К данному возрасту у учащегося уже имеется довольно объемный багаж социальных знаний, для обсуждения ему можно предлагать различные проблемы. Все это будет способствовать обогащению его социальных знаний и становлению собственной точки зрения на окружающую действительность.
Целесообразно при применении метода «Шесть думательных шляп» в обучении младших школьников использовать такую форму как беседа или дискуссия.
Технология проведения беседы с использованием данного метода может быть следующей.
В начале ставиться проблема и тема дискуссии или диспута. Следует выбирать социально-значимую для данного возраста проблему («Как правильно дружить?», «Нужно ли помогать родителям?», «Общение в социальных сетях Интернет»). Затем учащиеся делятся на группы в зависимости от их наклонностей и типа мышления. Учащиеся под руководством учителя участвуют в дискуссии, делают вывод.
Технология становления внутренней позиции школьника в процессе беседы может быть следующей:
При организации такого общения рефлексией будет являться внутреннее обдумывание и повторное переживание беседы индивидуально каждым ее участником.
В процессе дискуссии с использованием данного метода у учащихся формируются личностные универсальные учебные действия. Во-первых, формируется его внутренняя позиция, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности. Во-вторых, формируется позитивная учебная мотивация. В-третьих, происходит становление морально-этических установок учащегося, их осознание и принятие, потребность в выполнении этих норм.
Удобно использовать метод «Шесть думательных шляп» на уроках окружающего мира, литературного чтения и во внеурочной деятельности общекультурного направления.
На уроках, в рамках преподаваемых дисциплин, учитель начальной школы ограничен в выборе тем для обсуждений. Но компенсировать это может организация проблемно-ценностного общения во внеурочной деятельности. Оно может проводиться в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий [3, с.20].
Метод «Шесть думательных шляп» является достаточно интересным и доступным для использования в начальной школе и отвечает требованиям ФГОС, так как работает на формирование личностных УУД, а соответственно и на достижение личностных результатов НОО.
Литература:
- http://минобрнауки.рф/документы/922
- Боно де Э. Учите своего ребенка мыслить. — М., изд. Попурри, 2000.
- Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.
4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011.