Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста / Н. А. Белолипецкая, Н. А. Божескова, О. В. Галкина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46660/ (дата обращения: 25.04.2024).



Человек, конечно, хозяин природы,

но не всмысле ее эксплуататора,

а как ее понимающий и несущий

нравственную ответственность за

сохранение и совершенствование

в ней (а, следовательно, и в себе)

всего живого и прекрасного

А. С. Арсеньев

2017 год в России был объявлен годом Экологии.

Экологическое образование и воспитание детей актуально в настоящее время, ведь только экологическая культура общества может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Важность поднимаемой проблемы заключается в том, что природу нельзя воспринимать как кладовую, из которой можно только черпать в неограниченном количестве необходимое. Бездумное потребительство оборачивается деградацией и природы, и человеческой личности.

С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе. Пример собственного поведения родителей – мощный способ воздействия на ребенка. Воспитывать бережное отношение к природе необходимо с раннего детства. И детский сад должен стать транслятором природоохранной деятельности для детей и их родителей. Привлекая родителей к совместной работе, детский сад тем самым повышает компетентность родителей в вопросах экологического воспитания, а также напоминает о существовании неоспоримого факта, что поведение взрослых членов семьи – это пример для ребенка.

Поэтому мы стремимся вовлечь родителей в процесс формирования экологического мировоззрения, используя нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы доверия и взаимопомощи. Очень важен принцип взаимодействия и взаимопонимания между детским садом и семьей.

Мы активно сотрудничаем с семьями, используя нетрадиционные формы работы.

В начале года педагоги вместе с детьми провели родительское собрание, на котором демонстрировались фрагменты детских рассуждений об экологических проблемах страны, мира и нашего города. И предложили родителям поддержать нас и оказать посильную помощь в реализации наших идей.

Родители с энтузиазмом откликнулись и наш детский сад стал площадкой для создания проектов и акций по формированию гуманного, бережного отношения к природе. Вместе с детьми взрослые демонстрировали свое мастерство в создании поделок из природных материалов, рисунков – иллюстраций к экологическим сказкам, макетов природно-климатических зон, агитплакатов.

В результате совместного творчества у нас появился экологический мини-музей.

Кроме того, родители стали соавторами сборника экологических сказок «Дашенькины сказки», пополнили детскую библиотеку книгами о природе и энциклопедиями. Были выпущены газеты «Интересное рядом», которые содержали интересные факты о жизни растений и животных, явлениях природы, описание опытов с объектами живой и неживой природы.

Педагоги провели мастер-классы по изготовлению кормушек «мороженого для птиц», экологических елочных игрушек с участием родителей.

Не остались в стороне и бабушки, они рассказали детям о том, как можно сократить количество бытовых отходов, продемонстрировали детям тканевые сумки, плетеные «авоськи», с которыми раньше ходили в магазин за покупками.

Особым успехом у детей и родителей пользуются наши акции – агитации. Вместе с родителями мы изготавливаем плакаты и буклеты в которых призываем население к решению важных экологических проблем.

Мы провели такие акции, как «Уютный дом каждому!», «Посади дерево!», «Чистый город», «Покормите птиц зимой!», «Поможем братьям нашим меньшим!», «Бумажный бум!» в результате которых, на территории детского сада появились скворечники, высажены молодые деревья, открылась птичья столовая, был организован сбор корма для животных станции юннатов, на средства, полученные за сдачу макулатуры, приобретен посадочный материал для клумб.

Подобные акции помогают детям почувствовать себя непосредственными участниками экологических инициатив и обогатить образовательную деятельность интересными практикоориетированными формами.

С большим удовольствием мы приняли участие в городских экологических мероприятиях, посвященных таким проблемам как: вырубка хвойных лесов, переработка и утилизация бытовых отходов, ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды, помощь животным.

Участие в данных мероприятиях принесло свои плоды. Коллектив детского сада вошел в число победителей городского экологического проекта «Вернисаж новогодней елки», городского экологического творчества «Эко-Инфо» в номинации «Экологическая грамота», воспитанница детского сада стала лауреатом городского фестиваля «Экологическая ассамблея» в номинации «Школа ресурсосбережения», два совместных проекта педагогов, родителей и воспитанников заняли первое место в разных номинациях в открытом городском конкурсе эколого-социальных проектов «Мы в ответе за жизнь на планете». Кроме того, при активном участии детей, родителей и педагогов созданы видеоролики «Отходы в доходы», «С чего начинается Родина?» в которых поднимались вопросы созидательного отношения к окружающему миру.

Сотрудничество с семьями воспитанников помогает не только обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую эмоциональную окраску.

Литература:

  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», издательство «Детство-Пресс» 2-е изд., 2006. – 490 с.
  2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
  3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
  5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. —432 с.
  6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста.Детство-Пресс, 2016. – 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, бережное отношение, нетрадиционная форма работы, природа, семья воспитанников.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

- взаимосвязь разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на родителей и детей

Участия в праздничных мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми; Работы семейного клуба “Домовёнок”

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение...

Формы партнерства детского сада и семьи как одно из условий...

детский сад, ребенок, родитель, утренняя гимнастика, здоровый образ жизни, семья, физическая культура, дошкольное образование, утренняя зарядка, бережное отношение.

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия...

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, ребенок, форма работы, школа, педагог, обмен опытом, воспитательная работа, воспитание ребенка, воспитание детей.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй /Т. С. Лобанок- 2-е изд.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2003.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, активное участие, семья, выставка поделок...

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

– Как привлечь семьи к участию в жизни группы, детского сада?

Одной из таких форм в МДОУ д/с № 18 стала организация творческой мастерской с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Взаимодействие ДОУ с родителями | Статья в журнале...

А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, семья, педагог, ребенок, форма взаимодействия, задача, отношение.

Система сотрудничества педагогического коллектива...

родитель, детский сад, ребенок, природа, экологическое образование, педагог, форма работы, экологическая культура, экологическое воспитание, семья.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

- взаимосвязь разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на родителей и детей

Участия в праздничных мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми; Работы семейного клуба “Домовёнок”

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение...

Формы партнерства детского сада и семьи как одно из условий...

детский сад, ребенок, родитель, утренняя гимнастика, здоровый образ жизни, семья, физическая культура, дошкольное образование, утренняя зарядка, бережное отношение.

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия...

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, ребенок, форма работы, школа, педагог, обмен опытом, воспитательная работа, воспитание ребенка, воспитание детей.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй /Т. С. Лобанок- 2-е изд.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2003.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, активное участие, семья, выставка поделок...

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

– Как привлечь семьи к участию в жизни группы, детского сада?

Одной из таких форм в МДОУ д/с № 18 стала организация творческой мастерской с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Взаимодействие ДОУ с родителями | Статья в журнале...

А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, семья, педагог, ребенок, форма взаимодействия, задача, отношение.

Система сотрудничества педагогического коллектива...

родитель, детский сад, ребенок, природа, экологическое образование, педагог, форма работы, экологическая культура, экологическое воспитание, семья.

Задать вопрос