Использование мнемотехники в развитии речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ревазян А. А. Использование мнемотехники в развитии речи // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 129-132. — URL https://moluch.ru/archive/181/46622/ (дата обращения: 15.11.2019).



Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов

с картинками, он усвоит их на лету

К. Д. Ушинский

Ни для кого не секрет, что в настоящее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- бедность речи, недостаточный словарный запас;

- употребление нелитературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;

- плохая дикция;

- дети не владеют приёмами и методами запоминания. Они с неохотой учат стихи, все чаще и чаще вызывает затруднение пересказывать прочитанные ими рассказы.

В наше время дети перенасыщены информацией. Проводят много времени у телевизоров и компьютеров. Поэтому особенно необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. С этой целью вполне обоснованно использование творческих инновационных методик и технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Мнемотехника – это система методов и приёмов эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации. С её использованием происходит развитие разных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Мнемотехнические упражнения помогают ребёнку развивать воображение, улучшать внимательность и усидчивость, развивать логическое мышление, для развития речи, воспринимать информацию в простой, интересной и ненавязчивой форме.

Особое место в работе занимает материал в форме таблиц и схем-моделей. Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. С более старшими детьми можно применять картинно-графический план к рассказыванию сказок. Особо эффективно использовать эти таблицы в старшем возрасте, так как эти дети хорошо владеют карандашом, замена образа сказки на определенный символ им интересна. Старшим дошкольникам легче изобразить в таблице символ (о), чем нарисовать медведя. В рисунках-схемах дети упрощают рисование героев, замещая их символами (хвост – у лисы, зубы – у волка, длинные уши – у зайца). Изображают также природные явления (снег, дождь, тучи).

C:\Users\User_VS\Desktop\IMG_20171030_145733 (1).jpg

Параллельно с этой работой необходимы игры – драматизации, кукольные настольные театры изучаемых сказок. Театральные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребят, совершенствуется звуковая сторона их речи. Начинаю работать с детьми по данному направлению уже с младшего возраста, активно включая в постановки родителей. В обучении пересказу я применяю метод мнемотехники на основе русских народных сказок, так как сказка – неизменный спутник детства, играет огромную роль в жизни ребенка. Малыши сопереживают героям, живут вместе с ними в мире сказок.

C:\Users\User_VS\Desktop\P1220423.JPG

Еще одна из методик при работе с детьми, которую я широко применяю «Расскажи стихи руками». Рассказывания стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, способствует развитию произвольного внимания, развитию крупной и мелкой моторики, воображения. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимает неуверенность, зажатость у ребенка.

Среди всех предложенных методик, мне особенно нравится пальчиковая гимнастика для развития речи. Эти упражнения подбираются с учетом возраста ребенка, и что очень важно, воспитателю обязательно нужно играть вместе с детьми. Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Рекомендуется играть с детьми, начиная с раннего возраста. Можно использовать пальчиковые игры. Например, изучаем тему «Времена года, Календарь». Берем веревку и завязываем на 12 узлов. Ребенок перебирает каждый узелок, называет месяц года (по порядку). Можно сделать из бусинок, пуговиц.

Или тема «Овощи». Делаем «сухой бассейн» с горохом и фасолью.

Горох: В ведро насыпаем горох

И пальцы туда запустили,

Устроим там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль: В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

И так можно фантазировать бесконечно... Как видите, это все можно легко и просто сделать из подручных средств и не требует особых усилий. Для меня важно центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности. Главными компонентами являются признание уникальности каждого воспитанника и его индивидуальной деятельности. Я стараюсь создавать совместную образовательную деятельность, которая направленна на индивидуальную самореализацию ребенка и развития его личностных качеств. Благодаря этому мои воспитанники становятся самостоятельными и активными, более внимательными к окружающему. Учатся добиваться поставленных целей как самостоятельно, так и во время взаимодействия со сверстниками.

Детишки будут с удовольствием участвовать в подобных «играх», радуя Вас положительными эмоциями и результатом!

C:\Users\User_VS\Desktop\DSC_0309.JPG

Литература:

  1. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников спомощью мнемотехники. СПб., 2000.
  3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008. № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, развитие речи.


Похожие статьи

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика...

Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

Театр в руке. Совместно с родителями мы изготовили различные виды театров: шагающий, теневой, пальчиковый, на ложках, би-ба-бо.

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Библиографическое описание: Ершова В. Н., Брехова Н. П. Развитие речи детей раннего

Для этого в группе был оформлен пальчиковый театр, в котором разместились герои

«Играем пальчиками и развиваем речь», «Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков» и т.д...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. По всей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

На современном этапе проблема развития речи детей не вызывает сомнения не только у педагогов, но и у родителей.

Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их правильно играть...

Пальчиковые игры как средство позитивного общения детей...

Для малышей изготовили пальчиковый театр, родители изготовили сенсорные книжки по сказкам. Что происходит, когда дети занимаются пальчиковой гимнастикой?

Наша работа с пальчиковыми играми по развитию речи и общения продолжиться.

Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик.

Дети до 5-ти лет. -Ярославль Академия развития, 2007.-С.41. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи...

Мастер-класс «Наши пальчики играли!..» | Статья в журнале...

И очень ошибаются.Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

– «Сложи картинки из геометрических фигурок». – Пальчиковый театр, теневой театр. Подведение итогов собрания.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Поэтому для достижения поставленной цели, а именно, развития речи детей, имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика)

Пальчиковый театр — это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой

Дудьев В. П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи...

Похожие статьи

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика...

Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

Театр в руке. Совместно с родителями мы изготовили различные виды театров: шагающий, теневой, пальчиковый, на ложках, би-ба-бо.

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Библиографическое описание: Ершова В. Н., Брехова Н. П. Развитие речи детей раннего

Для этого в группе был оформлен пальчиковый театр, в котором разместились герои

«Играем пальчиками и развиваем речь», «Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков» и т.д...

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. По всей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

На современном этапе проблема развития речи детей не вызывает сомнения не только у педагогов, но и у родителей.

Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их правильно играть...

Пальчиковые игры как средство позитивного общения детей...

Для малышей изготовили пальчиковый театр, родители изготовили сенсорные книжки по сказкам. Что происходит, когда дети занимаются пальчиковой гимнастикой?

Наша работа с пальчиковыми играми по развитию речи и общения продолжиться.

Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик.

Дети до 5-ти лет. -Ярославль Академия развития, 2007.-С.41. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи...

Мастер-класс «Наши пальчики играли!..» | Статья в журнале...

И очень ошибаются.Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

– «Сложи картинки из геометрических фигурок». – Пальчиковый театр, теневой театр. Подведение итогов собрания.

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Поэтому для достижения поставленной цели, а именно, развития речи детей, имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика)

Пальчиковый театр — это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой

Дудьев В. П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи...

Задать вопрос