Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных ложках. Создание ансамбля «Ложкари» в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ларина, О. В. Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных ложках. Создание ансамбля «Ложкари» в детском саду / О. В. Ларина, Е. А. Строканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46595/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья описывает опыт работы по обучению детей дошкольного возраста игре на деревянных ложках. Раскрываются задачи, этапы работы и особенности создания ансамбля «Русские ложкари» в дошкольном учреждении.

Как у наших у ворот

Собрались все в хоровод.

Заиграли ложки

В звонкие ладошки

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос.Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, противостоянии бездуховности и потребительства, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Осуществляя музыкальное воспитание детей с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов.Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Ложки можно применять в самых разных видах деятельности детей: как в образовательной, так и в игровой, самостоятельной, театрализованной, прикладной и музыкальной.

Работая с дошкольниками, мы столкнулись с тем, что у большей половины детей в группе очень слабо развит ритмический слух. Это отражалось на качестве пения, танцев. Для развития ритмического слуха, детям было предложено простукивать музыкальные распевки на ложках. Это занятие вызвало у дошкольников огромный интерес. Так появились первые «ложкари». Столкнувшись с новым видом деятельности, возник интерес к опыту работы других педагогов в данном направлении. Первыми шагами по ознакомлению с «ложкарной» технологией стало методическое пособие по обучению детей игре на ложках, разработанное кандидатом педагогических наук Д.А. Рытовым.

В своей работе он рассказывал о том, что знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания, которые рождаются под воздействием многих факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и т.п.). У него формируется потребность к самостоятельному мышлению и анализу.

Обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Они универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также – ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей.

Интересен опыт музыкального руководителя Петуховой Т.А из п. Таёжный Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Тюменской области. Авторская программа дополнительного образования кружка «Ложкари» Петуховой Т.А. рассчитана на детей с музыкально-слуховыми способностями. Ориентируясь на контингент воспитанников нашего ДОУ, нам приходилось перерабатывать данный материал, т к. большая часть детей в группе не обладала хорошими музыкально-слуховыми способностями. Нами были изучены рекомендации Н.Г. Кононовой «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», раздел «Озвученные музыкальные игрушки – инструменты», где он рассказывает о том, как используются ложки в качестве ударных инструментов.

Первоначально в основу перспективного плана работы с ансамблем «Русские ложкари» были положены упражнения Петуховой Т.А. на развитие музыкально-слуховых способностей, разработки Д.А. Рытова, а также авторские разработки. Некоторые приёмы игры на ложках мы сами придумали с детьми и дали им свои названия.

Позже, практическое применение в нашей работе по обучению дошкольников игре на деревянных ложках получили программы И. Каплуновой «Ладушки» на развитие и формирование метроритмического чувства и Т.Э. Тютюнниковой «Весёлая шарманка». Игровая форма занятий оказалась очень привлекательной для детей, и показала высокие результаты. Изменилась структура занятия. Если в начале нашей деятельности занятие было разбито на три части:

1) попевка,

2) обучение игре на ложках,

3) подвижная игра,

то теперь, изучив технологию Тютюнниковой и других педагогов, мы стали экспериментировать на занятиях и пришли к выводу, что занятие должно состоять из четырёх-шести видов деятельности. Каждое занятие может начаться с любой части, будь-то: попевка, пальчиковая игра, слушание, музыкально-ритмическое движение, звучащие жесты, игра на ложках. Всё зависит от детей, с каким настроением они пришли на занятие, и какая цель поставлена на занятии. Но игровая деятельность должна присутствовать на каждом занятии. Эффективным является использование пальчиковых игр и звучащих жестов, что успокаивает и настраивает детей на рабочий лад.

В процессе своей работы мы учитывали психологические и индивидуальные способности каждого ребёнка, его физические возможности, состояние здоровья. Во время работы было выявлено, что дети могут играть не более 5-7 минут, а затем необходимо сменить вид деятельности, при этом занятие должно быть не более 15-20 минут. Работая над техникой игры, музыкальному руководителю пришлось научиться держать ложку в левой руке, т.к. зеркальное отображение детям более понятно. Играть на ложках стали не сразу.

На первом этапе на занятиях познакомились с русскими народными традициями, обычаями, бытом, народным фольклором, рассказали о ложках, воспитанники узнали: какие ложки бывают, из чего их делают, для чего они предназначены.

Обучение игре на ложках и народных музыкальных инструментах начали со второй младшей группы (подготовительный этап), используя несложные попевки. Упражнения для развития метроритмического слуха брали самые простые (Петушок, Жили у бабуси и т.д.), далее попевки усложнялись. Первоначальное обучение проводилось на занятии, а затем и во время индивидуальной работы с детьми. Сначала знакомили детей с попевкой, затем пропевали всей группой и индивидуально. С самого начала важно учить точно воспроизводить ритм. Для этого предлагали прохлопать ритмический рисунок попевки ладошками, а затем на народных инструментах (бубен, хлопушка т.д.). При этом необходимо учить согласовывать движения с движениями товарищей, чтобы не опережали и не отставали.

В группе ложкарей половина детей обладала низким метроритмическим слухом, и чтобы они могли правильно отстукивать ритм, мы использовали прием полукруга. В котором, левая часть состояла из детей со слаборазвитым ритмическим слухом, середина со средним уровнем, а правая часть – с высокоразвитым ритмическим слухом. Так дети со слаборазвитым ритмическим слухом, стоящие в левой части полукруга могли видеть, как стучат дети правого полукруга и стараться простукивать и повторять за ними. Через 3 месяца заметили, что дети левого полукруга стали более уверены в себе и отстукивали ритм правильно. Важно отметить, что нельзя от детей требовать моментального результата, это очень сложный вид игры.

Освоив основные приемы игры на ложках, объясняем детям, что ансамбль смотрится и звучит красиво только тогда, когда все дети играют «как один» одновременно. Для этого надо обязательно слушать и видеть рядом сидящего. Для исполнения мелодий использовали игру не только на двух, но и на трех ложках. Постепенно, чтобы придать ансамблю «Русских ложкарей» колорит внесли в ансамбль другие народные инструменты. Сейчас в нашем ансамбле звучат: ложки, трещотки, шумелки, погремушки, рубель, колотушки, колокольчики, бубен, свистульки, бубенцы и др.

Ансамбль «Русские ложкари» принимает участие во всех досугах и развлечениях: «Осенины», «День матери», «8 марта», «Выпускной» и др. На концертах в ДЮЦ «Русинка», ДК «Октябрь», в городских акциях и в открытиях областных выставок.

Участники ансамбля «Русские ложкари» МДОУ д/с № 63 «Звёздочка» г. Волжского являются многократными победителями международных и городских конкурсов.

Благодаря восприятию музыки и игре на русских народных инструментах, ребенок обогащается, как личность. Наша задача – сохранить в детской душе родное, народное, национальное духовное богатство, не дать ему кануть в небытие.

Литература:

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. - Санкт-Петербург, 2010.- 63с.
  2. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм – Санкт-Петербург, 2005.
  3. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей, 2001 г.
  4. Тютюнникова. «Бим! Бам! Бом!», – Санкт-Петербург, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ложок, ребенок, занятие, игра, вид деятельности, инструмент, дошкольный возраст, метроритмический слух, музыкальный руководитель, ритмический слух.


Похожие статьи

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

В игре дети быстрее усваивают требования по выполнению певческих и музыкально-ритмических движений, и даже слушанию музыки.

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

В процессе игры на музыкальных инструментах у детей развивается художественный вкус, они

Основу методики элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма).

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

ложок, ребенок, инструмент, игра, музыкальный инструмент, дошкольный возраст, навык игры, музыкальное воспитание детей, занятие, русское народное творчество.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова.

Поэтому в процессе занятий ритмикой у детей дошкольного возраста успешно развивается не только

 воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Следующим этапом нашей работы стало проведение формирующего эксперимента, целью которого было развитие творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух. музыкальная игра, музыкально-ритмические...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских...

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

Виды исполнительской музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения — пляски, игры, хороводы) обычно уже достаточно сформированы у детей этого возраста.

Похожие статьи

Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных...

В игре дети быстрее усваивают требования по выполнению певческих и музыкально-ритмических движений, и даже слушанию музыки.

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения.

Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях...

В процессе игры на музыкальных инструментах у детей развивается художественный вкус, они

Основу методики элементарного музицирования с детьми дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма).

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

ложок, ребенок, инструмент, игра, музыкальный инструмент, дошкольный возраст, навык игры, музыкальное воспитание детей, занятие, русское народное творчество.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое...

В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова.

Поэтому в процессе занятий ритмикой у детей дошкольного возраста успешно развивается не только

 воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм

Организация музыкально-ритмической деятельности для...

Следующим этапом нашей работы стало проведение формирующего эксперимента, целью которого было развитие творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

ребенок, музыкальный руководитель, музыкальное произведение, музыкальная игра, музыка, движение, занятие, задание, музыкальный материал, внутренний слух. музыкальная игра, музыкально-ритмические...

Развитие музыкальных способностей детей старшего...

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности: это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских...

Методические рекомендации по развитию чувства темпо-ритма...

Виды исполнительской музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения — пляски, игры, хороводы) обычно уже достаточно сформированы у детей этого возраста.

Задать вопрос