Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 16.11.2017

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Беспаленко Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 178-181. — URL https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 21.04.2019).



Актуальность исследования обуславливается необходимостью регулирования коммуникативного поведения между людьми, которое возможно при наличии знаний в области прагмалингвистики. Статья посвящена прагмалингвистическому подходу к диагностированию личностных качеств человека по его речиипредставляет результаты прагмалингвистического исследования особенностей речевого поведения. Доказано, что интерпретировать любое высказывание, диалогическую или монологическую речь можно только в контексте, учитывая характер конкретной ситуации. Отмечено, что прагмалингвистика позволяет диагностировать личностные качества человека, исследуя коммуникативные компетенции, которые обеспечивают коммуникативную деятельность.

Ключевые слова: прагмалингвистика, лингвистическое диагностирование, речевое поведение, речевое воздействие, речевые акты

Введение. Прагматическое направление современной лингвистки дает достоверный ответ на запрос общества о прогнозировании речевого поведения человека в бытовой коммуникативной ситуации. Прагмалингвистика в научных исследованиях И. П. Сусова является «областью лингвистических научных исследований, имеющих своим объектом отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве…» [4, с. 269].

Основы прагмалингвистики заложил британский философ языка Джон Лэнгшо Остин, который доказал, что основной единицей исследования в теории речевых актов является сам речевой акт [5;6].

Для прагмалингвистики основными задачами являются объяснение и описание поведения человека, механизмы которого (интонация, логические ударения, эмоции, мимика и др.) оказывают речевое воздействие на своего собеседника. На первое место в исследованиях прагмалингвисики выдвигается человек как субъект речевой деятельности [3]. В процессе речевого общения говорящий выступает не как личность с социальными и психологическими особенностями, а как личность, проявляющаяся в одной или нескольких своих социальных ролях и психологических особенностях. Эти особенности также зависят от конкретных условий, в которых происходит общение. Речевое поведение говорящего можно рассматривать в трех аспектах: влияние внешних условий общения; влияние социального и социально-психологического характера; внутриязыковые закономерности разделения общества.

Исследование, результаты которого обобщены в статье, выполнено в рамках прагмалингвистического подхода к диагностированию личностных качеств человека.

Актуальность изучения прагмалингвистики как средства диагностирования личностных качеств человека обусловлена следующими причинами:

1) возрастающей ролью профессиональной сферы общения в современном обществе;

2) значительной ролью прагмалингвистики в диагностировании личностных качеств человека при исследовании коммуникативных компетенций;

3) необходимостью регулирования коммуникативного поведения между людьми.

Цель исследования состоит в анализе прагмалингвистического подхода к диагностированию личностных качеств человека по его речи.

Объектом исследования являются личностные качества человека.

Предмет исследования — прагмалингвистика как средство диагностирования. В исследовании приняли участие студенты четвертых курсов Воронежского государственного педагогического университета, обучающиеся по специальности «Педагогика и психология».

Задачи, решаемые в рамках исследования:

‒ провести эксперимент с использованием метода модифицированного контент-анализа [1];

‒ диагностировать стереотипные и личностные качества студентов при помощи метафор.

Теоретическая значимость исследования в попытке внести вклад в теорию диагностирования личностных качеств человека при изучении речевого поведения, а также в разработку методики изучения личностных качеств человека с использованием метафор и контент-анализа.

Практическая значимость обусловлена тем, что результаты эксперимента могут быть использованы при обучении студентов специальности реклама и связи с общественностью. Так как воздействие речи от говорящего к получателю не обуславливается только смыслом слов. Скрытая прагмалингвистика дает возможность влиять на подсознание, подавая «скрытые команды». Также речевое поведение в целом служит индикатором общей эрудиции человека, мировоззренческой направленности, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.

В научных исследованиях Матвеевой Г. Г. по скрытой прагмалингвистике говорится об особенностях употребления говорящими некоторых грамматических форм. Их необходимо изучать в рамках актуализации речевых стратегий скрытого воздействия отправителя текста на его получателя. Матвеева Г. Г. подразделяет скрытые речевые стратегии на группы: эмотивно-ориентированные и конативно-ориентированные [2, с. 96–262].

В связи с этим на первом этапе проведения контент-анализа определялась совокупность изучаемых источников с помощью набора заданных критериев, отвечало каждое рекламное сообщение: тип источника (рекламные материалы);

стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель); сопоставимый размер рекламных сообщений; частота появления рекламных сообщений; способ распространения рекламы; место распространения рекламы; время появления рекламы. На втором этапе происходило формирование выборочной совокупности рекламных сообщений. На третьем этапе выявлялись единицы анализа. Ими были слова и темы рекламы. На четвертом этапе выделялись единицы счета. Пятый этап включал процедуру подсчета, т. е. классификацию по выделенным группировкам. На шестом этапе интерпретировались полученные результаты.

Было обнаружено, что речевое поведение конкретного человека в текстах различных рекламных сообщений, а именно реклама была взята в качестве изучения, наряду с общими имеет и различные черты. Достаточно близкие показатели планов «убедительного или неубедительного утверждения скрытой рекламной речевой стратегии». Показатели «уверенного или неуверенного речевого поведения в рекламном сообщении» расходятся в наибольшей степени. Отличительные признаки характеризуются различием показателей всех планов перечисленных стратегий в рекламе на телевидении, по сравнению с выступлением перед своими сокурсниками с созданием собственной рекламы. Это связано с разными целями и задачами, которые ставит перед собой сообщающий, и с различными получателями данной рекламы.

Реализуя открытые намерения привлечь рекламой, каждый студент одновременно актуализировал свои речевые привычки и стиль речи, то есть особенный набор речевых навыков. Эти навыки проявляются на неосознаваемом уровне в привычном выборе лексических и грамматических сигналов. А так как речевая деятельность в виде создания рекламы — это осознаваемый выбор языковых и речевых единиц, определяемый целями и мотивами говорящего, а речевое поведение — его автоматизированный выбор речевых сигналов, то выводы о личностных качествах сделаны на основе исследования речевого поведения, т. е. во время презентации своей рекламы. В связи с этим был сделан вывод о том, что:

‒ все личности, вступающие в коммуникативные отношения, оказывают на получателя скрытое воздействие;

‒ все личности, использующие вербальную и невербальную речь, актуализируют в речевом поведении свою социальную специфику;

‒ все личности при актуализации речевого поведения проявляют сходные личностные качества, которые показывают их принадлежность к определенной профессиональной категории;

‒ все личности, получающие образование по одной и той же специальности имеют одинаковый набор личностных характеристик, хотя различаются типами темперамента, мировоззренческой направленностью, степенью осознанности своего места в обществе.

Для подтверждения гипотезы о том, что прагмалингвистика позволяет диагностировать личностные качества человека, исследуя коммуникативные компетенции, была использована методика «Метафора мой учебы». Методологической основой для данного исследования послужили труды Н. Д. Арютюновой [7].

Студентам предлагалось написать начало предложения: «Учеба — это…». Нужно было закончить это предложение метафорой, связанной с музыкой. Например: «Моя учеба — это симфония, которая продолжительна, и в ней сочетаются то ускоренный, то медленный темп, то высокие, то низкие ноты, но в конечном итоге, это дает целостное наслаждение звучанием музыки».

Затем предлагалось закончить второе предложение метафорой из области физики или математики. Например: «Моя учеба — это закон больших чисел, поэтому всегда понятно, что вероятность вечной учебы очень маленькая».

Третье предложение нужно было закончить метафорой какого-либо времени года, месяца, природного явления. Например: «Моя учеба — это осенняя слякоть, сырая погода, погруженная в темные тучи, и нет никакой гарантии, что завтра выглянет солнышко».

Далее во всех трех предложениях необходимо было выделить ключевые слова или словосочетания. После этого придумать метафорическое определение своей учебы, в котором использовались бы все три слова или словосочетания. И в последнем созданном предложении нужно было выделить ключевое слово или словосочетание. Оно явилось названием сказки или рассказа, которое должны были придумать студенты. Время работы 20 минут.

Метафора рассматривается как ключ к пониманию основ мышления и процессов создания картины мира. Мышление человека тесно связано с речью. Действие метафорического творчества лежит в основе многих семантических процессов: развития эмоционально-экспрессивной лексики, развития синонимических средств, появления новых значений и их образности. Без метафоры не существовало бы лексики внутренней жизни человека. Метафора чувств отражает актуальное эмоциональное состояние и внутренний мир личности. Также она является технологичным средством диагностики психологического состояния человека, уровня притязаний, аффилиацию и др.

Анализируя работы, был сделан вывод о том, что в каждой речевой личности повторяются типовые черты, выступающие как конкретно общие, что свойственно речевому поведению, и индивидуальное, которое характеризует речевую личность. Речевое поведение каждого студента проявляется в типичной для него речевой ситуации речевого акта. Единицей речевого поведения является речевой поступок — неосознаваемое привычное действие выбора речевого сигнала отправителем текста.

Количественная обработка сигналов речи позволила определить скрытую интенцию самовыражения авторов в конкретной речевой ситуации. Актуализация студентами личного плана и своих мыслей свидетельствует об их активной или не активной жизненной позиции, тенденции к творчеству, лидерских качествах. Многие студенты выбирали чаще всего речевые сигналы социального плана, что типично для личностей, стремящихся к сотрудничеству, креативных, общительных, открытых. Употребление в письменной речи слов и выражений с явно выраженной эмоциональной лабильностью дает основание полагать о пессимизме, неуверенности, низкой самооценке.

Таким образом, речь является средством, при помощи которого человек создает и регулирует свои отношения с окружающим миром. Владение человека языком для осуществления коммуникативного действия и достижения в результате этой коммуникации необходимого воздействия относится к предмету изучения прагмалингвистики. Результаты исследования речевого поведения студентов четвертого курса, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью» подтверждают обоснованность выбора методики, основанной на анализе речевых стратегий скрытого воздействия отправителя текста на получателя с целью диагностирования личностных и будущих профессиональных качеств. Сравнивая результаты метода метафор удалось выявить типологически значимые качества личности студентов. Большинство исследуемых отличались устойчивостью переключаемости интересов, стремлением к творчеству, уверенностью в себе, многогранностью интересов, осознанностью своего места в обществе. Результаты проведенного прагмалингвистического исследования подтверждают, что, актуализируя свое речевое поведение, отправитель текста — студент выбирает определенные речевые сигналы, зависящие от его индивидуальности, набора личностных характеристик.

Литература:

  1. Матвеева Г. Г. Особенности контент-анализа при обработке данных объективного прагма-лингвистического эксперимента в рамках скрытой прагмалингвистики / Г. Г. Матвеева // Язык. Дискурс. Текст: в 2 ч. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ 2004. -Ч. 2. — С. 125–129.
  2. Матвеева Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: дис. д-ра филол. наук / Матвеева Галина Григорьевна. — СПб., 1993. — 322 с.
  3. Степанов Ю. С. В поисках прагматики // Изв. АН СССР. Сер. ЛиЯ, 1981. № 4.
  4. Сусов И. П. История языкознания Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация: Золотая серия. М.: АСТ, Восток -Запад, 2007.-382с.
  5. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический аспект / Н. И. Формановская. — М.: Русский язык, 2000.-216с.
  6. Сборник статей. — Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой. — М.: Прогресс, 1990. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): речевое поведение, личностное качество человека, Моя учеба, Реклама, речевая ситуация, речевая личность, речевая деятельность, рекламное сообщение, мировоззренческая направленность, коммуникативное поведение.


Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

в) коммуникативно-ориентированные (включая ролевые) речевые игры, развивающие у обучаемых навыки диалогической и монологической речи и формирующие знания о различных аспектах культуры поведения человека в ситуациях бытового общения

Формирование речевой культуры как средство личностного...

речевая культура, Бородинское сражение, историческая справка, игровая методика, речевая ситуация, речевая деятельность, осенний лес, личностное развитие, исследовательская деятельность, русская армия.

Формирование мотивации обучающихся к речевой деятельности...

В качестве мотива речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная потребность в общении с другими людьми, что-то узнать, сообщить, выразить свои чувства, эмоции.

Современные теоретические представления о коммуникативных...

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, речевая деятельность, способность, языковая компетенция, умение, компетенция, коммуникативный акт, язык, ситуация общения.

Средства, методы и приемы обучения речевому этикету

Статья посвящена средствам, методам и приемам обучения речевому этикету на английском языке. Рассмотрены принципы обучения устной речи при обучении иностранным языкам. Ключевые слова: общение, речевой этикет, коммуникативные ситуации...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

С точки зрения психологии И. А. Зимняя рассматривает коммуникативную компетенцию как «определенной цели-результата обучения языку», как «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение...

Фонетические средства как часть социокультурного портрета...

Кроме того, языковая личность понимается как комплекс причин, которые влияют на речевое поведение человека, потому что человек использует язык для обмена идеями и мнениями с другими людьми.

Значение теории речевой деятельности | Статья в журнале...

Трудно переоценить значение теории речевой деятельности в методической работе. Основные положения теории речевой деятельности можно кратко сформулировать следующим образом: Речь — особый вид психической деятельности человека...

Личностно-детерминированная стратегия речевого поведения...

речевое поведение, структура личности, психологическая защита, патология личности, коммуникативно-речевая деятельность, головной мозг.

Похожие статьи

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

в) коммуникативно-ориентированные (включая ролевые) речевые игры, развивающие у обучаемых навыки диалогической и монологической речи и формирующие знания о различных аспектах культуры поведения человека в ситуациях бытового общения

Формирование речевой культуры как средство личностного...

речевая культура, Бородинское сражение, историческая справка, игровая методика, речевая ситуация, речевая деятельность, осенний лес, личностное развитие, исследовательская деятельность, русская армия.

Формирование мотивации обучающихся к речевой деятельности...

В качестве мотива речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная потребность в общении с другими людьми, что-то узнать, сообщить, выразить свои чувства, эмоции.

Современные теоретические представления о коммуникативных...

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, речевая деятельность, способность, языковая компетенция, умение, компетенция, коммуникативный акт, язык, ситуация общения.

Средства, методы и приемы обучения речевому этикету

Статья посвящена средствам, методам и приемам обучения речевому этикету на английском языке. Рассмотрены принципы обучения устной речи при обучении иностранным языкам. Ключевые слова: общение, речевой этикет, коммуникативные ситуации...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

С точки зрения психологии И. А. Зимняя рассматривает коммуникативную компетенцию как «определенной цели-результата обучения языку», как «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение...

Фонетические средства как часть социокультурного портрета...

Кроме того, языковая личность понимается как комплекс причин, которые влияют на речевое поведение человека, потому что человек использует язык для обмена идеями и мнениями с другими людьми.

Значение теории речевой деятельности | Статья в журнале...

Трудно переоценить значение теории речевой деятельности в методической работе. Основные положения теории речевой деятельности можно кратко сформулировать следующим образом: Речь — особый вид психической деятельности человека...

Личностно-детерминированная стратегия речевого поведения...

речевое поведение, структура личности, психологическая защита, патология личности, коммуникативно-речевая деятельность, головной мозг.

Задать вопрос