Система нормативно-правового регулирования холдинговых компаний в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 17.11.2017

Статья просмотрена: 2079 раз

Библиографическое описание:

Ларина, Н. В. Система нормативно-правового регулирования холдинговых компаний в Российской Федерации / Н. В. Ларина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46394/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной статье рассмотрена проблема отсутствия системного нормативно-правового регулирования при формировании и функционировании холдинговых компаний на территории Российской Федерации. Проанализированы действующие нормативные акты, на предмет их соответствия в части надежного функционирования и развития современного корпоративного рынка. Автором предложен вариант построения системы нормативно-правового регулирования в стране и инструменты по координации взаимоотношений между основным и дочерним обществами.

Ключевые слова: холдинг, основное общество, дочернее общество, взаимозависимые лица, группа лиц, консолидированная группа налогоплательщиков

Степень разработанности темы. В настоящее время, в российском законодательстве отсутствует единообразное понимание понятия «холдинг» и соответственно единое систематизированное регулирование данной сферы предпринимательской деятельности. Основная часть диссертационных работ, посвященных холдинговым компаниям, рассматривает проблемы их внутреннего управления, влияния деятельности компаний на внутренний рынок и экономику, оставляя без внимания вопросы правового регулирования и контроля вышеуказанных организаций со стороны действующего законодательства и государства.

Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовались такие методы научного познания, как: диалектический, логический, исторический, функциональный и системный методы исследования.

Объект исследования. характеристика действующего законодательства, на предмет эффективности развития, регулирования и контроля деятельности холдинговых компаний

Предмет исследования. существующие нормы корпоративного, антимонопольного, налогового законодательства, регулирующие деятельность холдингов на территории Российской Федерации

Цель исследования. анализ проблем действующего законодательства, влияющих на эффективность развития холдингов на территории Российской Федерации,

Выводы. В действующем российском законодательстве, регулирующем формирование и деятельность холдинговых компаний, отсутствует системность, последовательность и единообразие правовых механизмов. Оно не содержит норм и механизмов, способствующих эффективному функционированию и развитию холдингов в стране.

На фоне рыночных отношений роста количества объединений в Федерации, становится необходимость наличия стране устойчивой нормативно-правового компаний данного .

ю правового обеспечения холдингов в Федерации является то, что только законодательные акты правовому регулированию и деятельности объединений. Действующие нормативные регламентируют отношения зависимости между самостоятельными участниками, регулирования правового основного и хозяйственных обществ ( законодательство), взаимозависимых (налоговое законодательство), лиц (антимонопольное ), консолидированной группы (законодательство о учете). При , эти документы , непоследовательны и имеют единого аппарата.

Кодифицированными законами, регулирующими отношения, являются (ст.67.) [1] и Налоговый (. 20, 40, ) [2,3] Кодексы Российской Федерации. же, упоминание холдингах содержится Федеральном законе « акционерных обществах» 26.12. г. № 208-, где вопрос участии в компаниях наряду другими объединениями — финансово-промышленными , ассоциациями (союзами) — к компетенции собрания акционеров (. 18 п. ст. 48). [4] Помимо этого, объединения упоминаются п. 3 . 64 ФЗ 26.10. г. № 127- «О несостоятельности ()», в соответствии которым, органы должника не принимать решения участии в коммерческих организаций , в частности, холдинговых компаниях. [5]

До настоящего , единственным документом, котором предпринята системного регулирования , является Временное о холдинговых , создаваемых при государственных предприятий акционерные общества ( — Положение), Указом Президента от 16 1992 г. 1392 "О по реализации политики при государственных предприятий". Изначально, подразумевалось, что данное Положение будет носить временный характер и со временем будет заменено другим, более масштабным и юридически проработанным документом. Однако, до сих пор этого не произошло, и тот факт, что существующее Положение имеет ограниченную зону влияния и распространяется только на холдинговые компании, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности в момент создания превышает 25 % [8], говорит о том, что действующее корпоративное законодательство в России имеет существенный пробел и не отвечает требованиям и тенденциям современного рынка, связанного с развитием в стране рыночной экономики и предпринимательства.

Правовое обеспечение осуществляется также отраслевыми нормативно- актами, такими : Указ Президента от 28 1997 г. 426 "Об положениях структурной в сферах монополий", Президента РФ 23 октября г. N "О мерах обеспечению концентрации рационализации оборонного в Российской ", ряд Президента РФ создании оборонных , Постановление Правительства от 11 2001 г. 526 "О электроэнергетики Российской ", Постановление РФ от мая 2001 . N 384 " программе структурной на железнодорожном ", Распоряжение комитета РФ управлению государственным от 30 1995 г. 749-р, Российского фонда имущества от мая 1995 . N 140 « приватизации холдинговых лесопромышленного комплекса. Вышеуказанные документы ведомственный характер, правило, не последовательный понятийный и, зачастую, только процедурных .

Законодательство об акционерных общества и обществах с ограниченной ответственностью содержит общие положения о дочерних и зависимых обществах (статья 6 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и статья 6 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), однако прямо не регулирует порядок создания и деятельность холдингов и групп компаний.

Согласно указанным нормам:

Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом;

Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества. [4,6]

Налоговое законодательство Российской Федерации также не оперирует понятиями «холдинг» или «группа компаний», но регулирует деятельность «взаимосвязанных лиц». Согласно статье 20 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются в том числе организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. 18 июля 2011 года в Налоговый кодекс был введен раздел, полностью посвященный взаимозависимым лицам.

Антимонопольным законодательством холдинг и группа компаний рассматривается как группа лиц. Статья 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет понятие группы лиц в том числе как хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства). При этом группа лиц рассматривается как самостоятельный и единый хозяйствующий субъект.

Говоря о нормативном регулировании холдингов, нельзя не упомянуть проект Федерального закона «О холдингах», который около трех лет обсуждался в государственной думе, был принят в декабре 1999 г., одобрен Советом Федерации в июле 2000 г., после чего отклонен Президентом РФ 20 июля 2001г. по той причине, что при его разработке четко не были определены экономическая и юридическая цели создания и регламентации холдингов, а его отдельные положения противоречат Гражданскому кодексу РФ и другим федеральным законам. Законопроект не учитывал вопросы взаимоотношений и контроля холдинговых компаний со стороны антимонопольных и налоговых органов, не содержал норм, регулирующих вопросы корпоративного управления и корпоративного контроля, имел слишком общий, рамочный характер. В последней редакции проекта было всего 12 статей.

Для построения нормативно-правового деятельности холдинговых , предлагается последовательная шагов по изменений в законодательство, разработка утверждение нормативных , регулирующих внутренние внешние отношения ( с государственными в части , антимонопольного законодательства др.) холдингов.

Так, предлагается в Гражданский кодекс прямую ссылку холдинг, как предпринимательского объединения, общие нормы, его правовое , а так утвердить перечень и условий участников холдинга гражданско-правовым публично-правовым друг друга. [9, c. 120]

Далее, необходимо единого системообразующего закона "О ", содержащего частноправовые публично-правовые правового регулирования, будут:

– определять цели, задачи и основные принципы организации холдингов;

– регулировать холдинговые объединения с различным составом участников (а не только образуемые хозяйственными обществами);

– определять особенности правового статуса основного и дочернего юридического лица, в том числе для целей антимонопольного, налогового и другого публично-правового регулирования;

– регулировать различные основания холдинговой зависимости — наряду с имущественной также договорную и организационную, приводя примерный перечень оснований установления договорной и организационной типов зависимости.

Последним шагом является разработка и утверждение других нормативных актов (Постановлений Правительства, Приказов и т. д.), которые позволят:

– установить особенности внутрихолдинговых отношений — между основным и дочерними юридическими лицами по вертикали, а также между самими дочерними организациями по горизонтали;

– урегулировать вопросы управления в холдинговом объединении, в том числе в части взаимодействия органов управления основного и дочерних юридических лиц;

– установят требования к осуществлению консолидированного учета и отчетности участников холдинга;

– устанавливать по инициативе участников холдингового объединения возможность унитарного принципа налогообложения, когда налогооблагаемой базой признается оборот предпринимательского объединения в целом;

– предусмотреть особенности совершения сделок с заинтересованностью между участниками холдинга. [10, c.182]

При разработке нормативно-правового регулирования отношений между основным и дочерним обществами, особое внимание следует уделить совершенствованию норм правового регулирования, для обеспечения защиты интересов основных и дочерних компаний. С этой целью, предлагается:

– установить презумпцию ответственности основного общества по долгам дочернего, возникающую по итогам исполнения указаний основного общества, независимо от того, закреплено ли данное право в уставе и (или) договоре;

– разработать механизм привлечения к имущественной ответственности основное общество по долгам дочернего, при наличии факта косвенного контроля или контроля через третьих лиц дочернего общества;

– утвердить типовую форму договора (соглашения), подтверждающую статус Дочернего общества, устанавливающая направления взаимодействия между сторонами и порядок урегулирования споров и типовой порядок дачи основным обществом указаний дочернему, содержащий требования к форме, оформлению, регистрации вышеуказанных указаний.

Оценивая действующее нормативно-правовое регулирование холдинговых компаний в России, хочется еще раз подчеркнуть, что оно не соответствует текущим потребностям корпоративного рынка. Со стороны государства, представляется необходимым как можно скорее упорядочить систему, выработать единую стратегию, политику и подход по формированию холдинговых объединений и оценке их деятельности в стране.

Наличие в нормативно-правовых актах императивных норм прямого действия и механизмов для их реализации, позволит существенно облегчить принятие решений при рассмотрении разногласий как внутри холдингов между ее участниками, так и между холдинговыми объединениями и органами государственной власти, при выполнении последними контрольно-надзорных и иных функций.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. (с изм. и доп. на 31 января 2016 г.) //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 41. Ст. 4845;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. (с изм. и доп. на 15 февраля 2016 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2007. № 22. Ст. 2564;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. (с изм. и доп. на 9 марта 2016 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2007. № 50;

4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ ≪Об акционерных обществах≫ (с изм. и доп. на 29 июня 2015 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Cт. 1; 2008. № 18. Ст. 1941;

5. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ ≪О несостоятельности (банкротстве)≫ (с изм. и доп. на 1 января 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. № 43. ст. 4190; СЗ РФ;

6. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ ≪Об обществах с ограниченной ответственностью≫ (с изм. и доп. на 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 1998. № 7. ст. 785; 2008. № 18;

7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ ≪О защите конкуренции≫ (с изм. и доп. на 10 января 2016 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434; 2008. № 18;

8. Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных» (с изм. на 26 марта 2003 г.);

9. Корпоративное право: учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М: КНОРУС, 2015.

10. Холдинги: Правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний / И.С. Шиткина. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — 552 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Дочернее общество, компания, общество, основное общество, правовое регулирование, группа лиц, действующее законодательство, лицо, налоговое законодательство.


Ключевые слова

холдинг, взаимозависимые лица, основное общество, дочернее общество, группа лиц, консолидированная группа налогоплательщиков

Похожие статьи

Федеральное законодательство, регулирующее деятельность...

Общество с ограниченной ответственностью — это организация, созданная при согласии юридических лиц и граждан путем объединения их долей для осуществления хозяйственной деятельности.

Привлечение аффилированных лиц к ответственности...

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная вуаль, юридическое лицо, дочернее общество, доктрина срывания, основное общество, ограниченная

Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт.

Проблема недостатка правового регулирования холдинговых...

Основные термины (генерируются автоматически): холдинговая компания, холдинг, банковская деятельность, лицо, компания, налоговое законодательство, головная организация, антимонопольное законодательство, гражданский оборот, организационно-правовая форма.

Способы закрепления отношений между материнской и дочерней...

Законодательство защищает дочернее общество лишь от «агрессии» основного общества (поскольку законом установлено, что солидарная ответственность основного общества по долгам зависимого наступает лишь в том случае...

Дарение коммерческих организаций | Статья в журнале...

В законодательстве Российской Федерации экономико-правовое явление холдинговых компаний появилось, в ныне

Часть 1 ст. 105 ГК РФ предусматривает, что хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или...

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

Понятие «аффилированные лица» в системе законодательства Российской Федерации и проблемы его применения. Особенности формирования признаков общественной опасности и противоправности уголовно-правового бездействия.

Проблемные аспекты современного законодательства РФ об...

Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, ГК РФ, лицо, дочернее общество, ограниченная ответственность, основное общество, Россия, монополистическая деятельность, дочернее юридическое лицо, аффилированное лицо.

Правовое положение акционерных обществ | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): общество, акционерное общество, ГК РФ, публичное общество, публичное акционерное общество, правовой статус, корпоративное управление, гражданское законодательство, Российская Федерация, публичное размещение.

Тенденции развития правового регулирования деятельности...

Эти пробелы в законодательстве — далеко не единственные; восполнение их тем более важно, что правовое регулирование данной сферы демонстрирует

Государственный налоговый контроль деятельности иностранных коммерческих организаций в Российской Федерации.

Похожие статьи

Федеральное законодательство, регулирующее деятельность...

Общество с ограниченной ответственностью — это организация, созданная при согласии юридических лиц и граждан путем объединения их долей для осуществления хозяйственной деятельности.

Привлечение аффилированных лиц к ответственности...

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная вуаль, юридическое лицо, дочернее общество, доктрина срывания, основное общество, ограниченная

Правовое регулирование корпоративной социальной ответственности: заграничный и Российский опыт.

Проблема недостатка правового регулирования холдинговых...

Основные термины (генерируются автоматически): холдинговая компания, холдинг, банковская деятельность, лицо, компания, налоговое законодательство, головная организация, антимонопольное законодательство, гражданский оборот, организационно-правовая форма.

Способы закрепления отношений между материнской и дочерней...

Законодательство защищает дочернее общество лишь от «агрессии» основного общества (поскольку законом установлено, что солидарная ответственность основного общества по долгам зависимого наступает лишь в том случае...

Дарение коммерческих организаций | Статья в журнале...

В законодательстве Российской Федерации экономико-правовое явление холдинговых компаний появилось, в ныне

Часть 1 ст. 105 ГК РФ предусматривает, что хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или...

Юридические лица, понятие и особенности их признаков

Понятие «аффилированные лица» в системе законодательства Российской Федерации и проблемы его применения. Особенности формирования признаков общественной опасности и противоправности уголовно-правового бездействия.

Проблемные аспекты современного законодательства РФ об...

Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, ГК РФ, лицо, дочернее общество, ограниченная ответственность, основное общество, Россия, монополистическая деятельность, дочернее юридическое лицо, аффилированное лицо.

Правовое положение акционерных обществ | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): общество, акционерное общество, ГК РФ, публичное общество, публичное акционерное общество, правовой статус, корпоративное управление, гражданское законодательство, Российская Федерация, публичное размещение.

Тенденции развития правового регулирования деятельности...

Эти пробелы в законодательстве — далеко не единственные; восполнение их тем более важно, что правовое регулирование данной сферы демонстрирует

Государственный налоговый контроль деятельности иностранных коммерческих организаций в Российской Федерации.

Задать вопрос