Авторы: Головачева Ольга Сергеевна, Белашов Иван Иванович

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (18) июль 2010 г.

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Головачева О. С., Белашов И. И. Мультикультурное общество в поликультурном регионе Северного Кавказа // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 196-199.

Проблема культурного разнообразия на Северном Кавказе известна довольно давно, начиная с освоения этих территорий. Миграция играет важную роль в народонаселении в этом регионе. Данный регион уникален по своим социально-культурным  и этническим характеристикам, поскольку это своеобразный миграционный «перекресток», где издавна соприкасались различные народы и культуры. Интенсивные межэтнические взаимодействие здесь практически никогда не прекращались, они продолжаются до сих пор. На сегодняшний день вопрос этнического разнообразия заслуживает глубокого и тщательного рассмотрения. Этнический плюрализм нередко порождает  противоречия в общественной жизни, влияющие на  все стороны развития общества [1. с.120] и для нас основными и приоритетными задачами является выбор правильных решений для урегулирования и сглаживание разного рода противоречий в поликультурных регионах Российской Федерации и в частности на Северном Кавказе.

            Культурный плюрализм на Северном Кавказе – это один из самых спорных и противоречивых вопросов, к которому нужно подходить с особой внимательностью. Актуальность исследования непосредственно связано с событиями сегодняшних дней, и результаты которых имеют большое значение в будущем. Распад такого огромного государства, как Советский Союз, вместе с его тоталитарной системой политического устройства привело к кардинальному  изменению этнического состава, что незамедлительно отразилось и на Северном Кавказе [2. с.246].

Крайне слабой стороной государственной политики России на Кавказе как в XIX веке, так и в настоящее время было и остается игнорирование этноспецифики Кавказа. А это неоднократно приводило и продолжает приводить к трагическим последствиям как для региона, так и для всей России. Более того, учитывая геополитическое положение Кавказа, происходящие здесь этнополитические процессы не могут не беспокоить мировую общественность [3. с.78].

Ни Кавказ в целом, ни Северный Кавказ не являются и никогда не были едиными регионами. Не существовало и не существует единой кавказской цивилизации. Здесь проживали и проживают народы различных этнокультурных типов, имеющих различные исторические и этнические корни.

Одной из острейших проблем для России является бесконтрольность миграции населения  в процессе формирования гражданского общества, а также  наличие в стране огромного количества незаконных мигрантов. Все это не только создает ощутимую нагрузку на государственный бюджет, но и отражается на настроениях в обществе, а так же оказывает негативное воздействие на внутреннюю ситуацию как в Российской Федерации в целом, так и в Северо-Кавказском регионе. Поэтому миграция, как фактор социально-экономического и политического развития общества, должна быть объектом пристального внимания не только историков и социологов, но и органов законодательной и исполнительной власти [4. с.39-45].

            Одним из важнейших социальных процессов на Северном Кавказе является изменение этнического состава населения, которое во многом является следствием миграционных процессов.

            Острота проблемы в том, что сегодня на Северном Кавказе происходит резкая смена этнического состава населения. И это неизбежно вызывает всплеск ксенофобии и расизма.      

            Приток мигрантов способствует росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, усилению националистических и сепаратистских настроений, криминализации обстановки в регионах [5. с.18].

            При переселении на новое место жительства мигранты сталкиваются, как правило, не только с новыми географическими условиями, но и с новым этнокультурным пространством. Поэтому адаптация вновь прибывших – это борьба двух тенденций: интеграция в новую среду и сохранение этнической идентичности, которая достигается с помощью различных этногрупповых институтов. Следствием баланса данных тенденций, как правило, является стабильность социального климата, на территории вселения, психологическая комфортность вновь прибывших. Нарушение же баланса приводит либо к образованию закрытых сообществ этнических переселенцев и настороженного отношения к ним местных жителей, либо к аккультурации и ассимиляции первых [6.c.91].

В сложившейся ситуации в поликультурном обществе на Северном Кавказе, может быть применена концепция мультикультурализма, но перед тем как говорить о мультикультурализме на Северном Кавказе необходимо в первую очередь разобраться с понятием «мультикультурализм».

Термины «мультикультурное общество» и «мультикультурализм» возникли в Канаде в 1960-х годах, но обозначаемый ими феномен известен с глубокой древности. Термин «мультикультурализм» («мультикультурный») употребляется в трех различных контекстах: в политическом, относящемся к политике и политическим институтам; эмпирическом, описывающем различные общества; и, наконец, в политической и социальной теории и философии. При этом, данная терминология находится в обиходе, как сторонников, так и противников рассматриваемого явления [7.P.4].

 «Мультикультурализм», выражаясь словами американского мыслителя Ричарда Бернстайна, «определенно – понятие неопределенное». Различные исследователи  используют понятие  в различных значениях и придают ему соответствующие особые коннотации. Видный американский этнополитолог, пионер в изучении мультикультурализма в его североамериканском варианте, Натан Глэйзер определил «мультикультурализм» как «комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре» [8. с. 8-9]. Это наиболее широкая трактовка мультикультурализма. С ней в целом солидарен и Р. Бернстайн [8. с.8].

В рамках  политической науки  Борисов А.А. в своей статье: «Американский опыт и Россия»  дает следующее определение, Мультикультурализм – это, прежде всего, идеология, ратующая за примат «культурного разнообразия», над культурной гомогенностью той или иной страны, когда идеалы нации-государства подвергаются сомнению, и соответствующая ей практика [8. с.9].

Исторически сложились четыре основных типа мультикультурных обществ, у каждого из которых свое историческое происхождение и своя динамика. Это империи, существовавшие до эпохи современности; поселения в Новом Свете; колониальные и бывшие колониальные общества; наконец, постнациональное мультикультурное общество, характерное для современной Северной Америки, Океании и Западной Европы. До самого недавнего времени большая часть Западной Европы была областью специфического культурного единообразия.

Среди российских исследователей интерес к феномену  мультикультурализма был стимулирован событиями 90-х годов, повлекшими всплеском этнического самосознания, заметно поколебавшими монолит советской идентичности. В.А. Тишков акцентировал внимание на том, что мультикультурализм – это не только момент фиксации и признания в обществе/государстве наличия культурных различий, но и «концептуальная позиция в сфере политической философии и этики», находящая свое выражение в правовых норма,  общественных институтах, повседневной жизни людей. Согласно предположению А.А. Борисова, мультикултьтурализм следует понимать как идеологию и политику, надстраивающую над этническими ценностями общенациоанльные – во-первых: во-вторых, как феномен этнической фрагментации социума, который  синонимичен «многокультурности» и выступает, таким образом, против культуры как общенационального движения. Здесь очень отчетливо прослеживается существующее расхождение между мультикультурализмом как идеологией, политикой и мультикультурализмом как культурной многосоставность общества, актуализирующей в социуме горизонтальные связи, т.е. мультикультурализмом как живой реальностью [8.с.9].

Принятие мультикультурной интеграционной модели государством означает, что оно открыто для иноэтничных мигрантов и берет на себя создание условий для их интеграции. Однако в России в силу полиэтничности собственного населения правительство вынуждено думать не только о мигрантах, но и о народах, которые давно проживают на территории страны. Перед Россией стоят такие же задачи, как перед США в 1960-е годы, Австралией в 1970-е, Канадой в 1970-1980-е, а именно: интегрировать этнически и культурно отличающиеся народы, сформировать массовые представления о российской идентичности, консолидировать этнически разнообразное население вокруг общих ценностей и целей. На то, что эти задачи актуальны для современной России, указывает стабильный рост этнофобий, направленных, в первую очередь, против представителей народов Кавказа, многие из которых являются гражданами страны.

На основании анализа результатов различных исследований можно было бы заключить, что общественное мнение в России отдает приоритет ассимиляционной модели, закладывая, таким образом, своеобразную мину замедленного действия (по данным ВЦИОМ, в 2002 г. среди тех, кто выразил крайнее неприятие лозунга «Россия для русских», подавляющее большинство составили представители других национальностей [9.с.9]). Но было бы неверно не учитывать и существующих предпосылок для мультикультурной модели. В России уже можно отметить элементы мультикультурализма и мультикультурных социальных практик. К ним, в первую очередь, необходимо отнести само существование многонациональной федерации, в которой некоторые субъекты, в силу исторической традиции, выделены по этническому признаку. Конституция РФ 1993 г. предусматривает право на «сохранение родного языка», права малочисленных народов. Статья 26 закрепляет свободный выбор языка общения, воспи­тания, обучения и творчества; статья 29 запрещает пропаганду социального, расового, национального или языкового превосходства [10]. В этот же ряд можно поставить и принятый в 2002 г. федеральный закон «О противодействии экстремизму». Однако, наиболее явным признаком мультикультурной политики являются национально-культурные автономии (НКА), действую­щие в соответствии с законом «О национально-культурной автономии», принятом в 1996 г.

Что касается Северокавказского региона, то необходимо отметить в первую очередь Ставропольский край – он является одним из субъектов региона с территорией  в 66,2 тыс. кв. км. (0,4% территории РФ). На 1 января 2001 г. по предварительным данным Ставропольского краевого комитета государственной статистики, население края составило 2652 тыс. человек (около 1,8% населения РФ). Городское население края – 55%, сельское – 44,3 % , плотность населения - 40,7 чел. На 1 кв. км., что в 4 раза выше средней плотности по РФ. Средний возраст населения – 37 лет.

Особенности политической географии края состоит в том, что, во-первых Ставрополье относится к русским или русскоязычным административно-территориальным образованиям региона наряду с Ростовской областью и Краснодарским краем; во-вторых, граничит с 8 субъектами РФ; в-третьих, соседствует с северокавказскими республиками: Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Чечня. Среди русских регионов Ставропольский край занимает наиболее периферийное место, уступая по экономической и социальной динамике Ростовской области и Краснодарскому краю. Связка историко-политических и геополитических факторов определила роль Ставропольского края как этнополитического посредника между русскими субъектами Северного Кавказа и северокавказскими республиками. На его территории пересекаются интересы таких главных участников этнополитического процесса, как: русские, горские и степные народы, многочисленные переселенческие группы, в большей или меньшей степени удаленные от материнских этносов и соответствующих государственных образований.

            Три эти группы являются главными акторами межэтнического диалога и отличаются выраженными этнокультурными, этноконфесиональными, характеристиками. Они действуют внутри полинационального и мультикультурного ландшафта края, который состоит из представителей почти 100 этносов. По данным Ставропольского комитета государственной статистики, на начало 2000 г. основные национальности края представлены следующим образом: русские -83%, армяне - 4%, украинцы -3%, даргинцы -1,4%, греки -1,2%, белорусы -1%, ногайцы -0,7%, чеченцы -0,5%, туркмены -0,5%, карачаевцы -0,5%, татары- 0,5%, азербайджанцы - 0,4%, грузины -0,3%, немцы -0,3%, осетины -0,3%, евреи -0,1%. По доле основного этноса - русских - Ставропольский край относится к моноэтническим образованиям. Однако присутствие многочисленных этнических (национальных) меньшинств, а также их этническая активность позволяют говорить о полиэтничности и мультикультурности края. Специфика этносферы Ставропольского края состоит в том, что:

            - во-первых, в сравнении с русским населением все иные этнические группы являются этническими меньшинствами;

            - во-вторых, этнические меньшинства делятся на коренные и переселенческие

            (диаспоры или, как мы их называем - этнокультурные анклавы);

            - в-третьих, переселенческие этнические меньшинства делятся на внешние (имеющие соответствующее государственное образование за пределами РФ) и внутренние диаспоры (имеющие государственное образование в составе РФ);

            - в-четвертых, внутренние диаспоры располагаются в непосредственной близи к

             соответствующему субъекту РФ - национальной северокавказской республике;

            - в-пятых, на территории края есть населенные пункты с доминированием и преобладанием представителей этнических меньшинств. Различные этносы и этнические группы края, как коренные, так и переселенческие характеризуются: а) общероссийской лояльностью; б) региональной (северокавказской) лояльностью; в) краевой (ставропольской) лояльностью; г) собственной этнической лояльностью. Многоуровневая идентичность, включающая собственно этнический, краевой, региональный и общероссийский компоненты, выступает своеобразным маркером, отличающим ставропольцев.

            Многочисленность этнических организмов обуславливает и поликонфессиональность этносферы. На территории края пересекаются две мировые (христианство и ислам), а также многие традиционные религии. Всего в рамках 19 религиозных направлений действуют 373 религиозные общины. Наибольшее распространение в крае имеет Русская православная церковь, в то же время в крае насчитывается более 30 мусульманских общин. В лоне ислама находятся тюркские народы, народы нахско-дагестанской и адыго- абхазской языковых групп, частично представители ираноязычной группы. В крае действует также Армянская Апостольская церковь, Римско-католическая церковь, распространены протестантские, иудейские общины, есть общины буддистов и др.

            Еще одним из густонаселенных регионов является  Кавказские Минеральные Воды (КМВ) – это особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации. Общая площадь территории 5,83 тыс. кв.км. Численность населения 846,1 тыс. чел. (по состоянию на 01.01.2000). Плотность населения - 141 чел/кв.км.

КМВ разнообразны своей этнической палитрой. Её участники - представители около 100 национальностей, среди них представители различных этнолингвистических групп. Основные национальности представлены в следующием составе: русские - 79,3 %, армяне - 6,8 %, украинцы - 3,6 %, даргинцы - 0,22 %, греки - 3,3 %, ногайцы - 0,53 %, чеченцы - 0,18 %, карачаевцы - 1,2 %, татары - 0,4 %, грузины - 0,41%, немцы - 0,38 %, осетины - 0,34 %. Кроме того, в регионе проживают следующие народы: евреи, таты, черкесы, белорусы, азербайджанцы, лезгины, абазины и др.

            Цивилизационный облик КМВ составлен из культур многих народов и этнических групп, которые сложились в органичное единство, но сохраняют этническое своеобразие и конфессиональную самобытность (православие, григорианство, ислам, католичество, протестантизм). Исторические тенденции включили в полиэтнический социум КМВ русских, украинцев, белорусов, коренные горские народы (абазины, карачаевцы, осетины, ногайцы, черкесы), а также представителей многочисленных переселенческих этнических групп. В этнокультурной структуре городов КМВ различным этническим группам представились широкие возможности для осуществления этнопрофессиональных интересов, а в широком плане - для эффективного межнационального, межкультурного общения.

Из выше изложенных данных, мы видим, что территория Северного Кавказа, является одной из благоприятных место для этнических мигрантов. Считается, что основными причинами современной миграции в России и на Северном Кавказе является экстремальные или вынужденные обстоятельства – военные действия, межнациональные конфликты, притеснения. Что касается международной миграции, то примерно - 9% мигрантов прибыли по причине обострения межнациональных отношений – это в большинстве своем мигранты из стран СНГ [11.с.70].

О.В. Щедрин в своей работе отмечает, что мультикультурализм в своем роде компромиссное соглашение между государством, представляющим культуру большинства, и меньшинства – только при соблюдении последними определенных условий, в первую очередь, признания национально-государственного устройства [12. с.95].

Мы можем сделать следующие выводы, что мультикультурализм является компромиссной моделью устройства общества на Северном Кавказе, учитывая всю специфику данного региона.

 

Литература:

1.       Авксентьнв В.А. Проблемы формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в северокавказском регионе. / Этнические проблемы современности. В 5 Ставрополь 1999.

2.       Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности культура межнациональных отношений. Ставрополь, Изд-во СГУ, 1993.,

3.       Авксентьев В.А. Этнические процессы в структуре современных отношений. / Этнические процессы на кануне XXI века. / Материалы научной конференции 21-22 мая 1998 г. Ставрополь, 1998. Изд-во СГУ.

4.        Резанцев С.В. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях. // Вынужденная миграция из Чеченской республики в период чрезвычайной ситуации. Ставрополь. 1999.

5.       Хаперская Л.Л. Миграционные процессы как фактор этноконфессиональной ситуации на юге России. Изд-во Ростов н/Дону.

6.       Ракачев В.Н. Кубань: Проблемы социально-культурной адаптации этнических мигрантов в принимающем обществе // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющимся мире. Изд-во Аспект пресс. М. 2003.

7.       Berntein R Dictatorship of Virtue/ Multiculturalism and The America is Future. NY., 1994.

8.       Борисов А.А. Мультикультурализм: Американский опыт и Россия / Мультикультурализм и этнокультурные процессы  в меняющемся мире. Изд-во Аспект пресс. М. 2003.

9.       Стенограмма встречи Президента РФ с представителями III Всероссийского конгресса в г. Казань 30 августа 2002 г. Текущий архив Министра РФ.

10.   Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1997.

11.   Рязанцев С.В. Современный  демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. Ставрополь, 2003.

12.   Щедрин О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? Социс. В.11. 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): Северном Кавказе, Северного Кавказа, Российской Федерации, этнического состава, этнического состава населения, Похожая статья, Северном Кавказе известна, Ставропольский край, Изд-во Аспект пресс, этнических мигрантов, Ставропольского края, население края, комитета государственной статистики, территории края, регионе Северного Кавказа, этнические меньшинства, Борисов А.А, адаптации этнических мигрантов, этносферы Ставропольского края, этнические группы края.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос