Ежедневно на нашей планете происходит множество событий, влияющих на жизнь и здоровье людей, а также приносящих экономический и социальный ущерб. Источником данных событий могут быть как природные явления, так и технократическая деятельность человека.
Анализ статистических данных о реагировании сил и средств постоянной готовности на ликвидацию пожаров и чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации, показал, что их количество, несмотря на относительное снижение, по-прежнему достаточно велико. Поэтому важной государственной функцией является защита населения и национального достояния от пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и других стихийных бедствий.
Уже в 2017 году на территории Омской области зарегистрировано 172 пожара, из которых 77 произошло в самом Омске. Основной причиной возгораний, как правило, становится неосторожное обращения граждан с огнем, именно в 46 процентов случаев данный фактор поспособствовал возникновению пожаров. Статистика показывает, что наиболее пожароопасная обстановка складывается на территориях Центрального, где с начала 2013 года зарегистрировано 33 пожара, и Ленинского административных округов, здесь за указанный период произошло 15 пожаров. Среди районов Омской области наибольшее количество возгораний зарегистрировано на территориях Омского (16 пожаров), Любинского (6 пожаров), Саргатского, Большереченского, Щербакульского (по 5 пожаров), Большеуковского, Одесского районов (по 4 пожара). В результате пожаров погибли 18 человек, 19 получили травмы различной степени тяжести. Наибольшее количество погибших зарегистрировано на территории Центрального и Советского округов, Большеуковского и Тевризского районов области, где погибли по 2 человека [4].
В Омской области разработана Стратегия обеспечения пожарной безопасности и развития пожарной охраны. Указанный документ утвержден губернатором для формирования комплексного подхода к решению задач обеспечения пожарной безопасности и является основой при планировании создания и оптимизации пожарной охраны, организации ее деятельности [1]. Стратегию планируется реализовывать за счет средств областного бюджета.
На сегодняшний день в области действуют различные виды пожарной охраны. Подразделения Федеральной противопожарной службы (ФПС) преимущественно дислоцируются в местах расположения крупных объектов. Они действуют в областном центре и 32 районах. Для тушения пожаров любой сложности подразделения ФПС оснащены 258 основными и специальными пожарными автомобилями, пожарным судном и пожарными мотопомпами, а также имеют 52 подразделения газодымозащитной службы для работы в непригодной для дыхания среде.
Противопожарная служба (ППС) Омской области включает 118 пожарных постов отделений пожарной охраны. Также свои функции в обеспечении пожарной безопасности на территории Прииртышья выполняют ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана и добровольная пожарная охрана (ДПО). Подразделения ДПО преимущественно располагаются в населенных пунктах сельских поселений Омской области с невысокой численностью постоянно проживающего населения.
Пожарная безопасность населения и территории Омской области и обеспечение сохранности материальных ценностей является одним из важных направлений государственной политики Омской области.
На сегодняшний день большие материальные и человеческие потери связаны с недостаточным материально-техническим оснащением системы пожарной безопасности и отсутствием условий возможности охвата системой пожарной безопасности территории Омской области.
Сущность проблемы состоит в том, чтобы обеспечить снижение времени и затрат на предупреждение и ликвидацию пожаров, произошедших на территории Омской области, посредством оперативного реагирования, а также снизить количество санитарных и безвозвратных потерь населения, утраты материальных и культурных ценностей.
В современной России Государственная противопожарная служба является мощной, передовой системой. Профессиональные пожарные день и ночь несут службу, спасая людей, материальные ценности от огня.
Но, вместе с тем, вследствие особенностей географического положения нашей страны, её огромной территории, низкой плотности населения, значительное количество малых населенных пунктов не имеют профессиональной противопожарной защиты.
Удаленность от пожарных частей зачастую приводит к трагическим последствиям, когда начавшееся небольшое возгорание перестает в большой пожар, распространяясь беспрепятственно, создаёт угрозу всему населенному пункту.
Исторический опыт России по борьбе с пожарами, опыт зарубежных стран говорит о том, что наиболее рациональным способом решения этой проблемы выступает развитие добровольной пожарной охраны, основной задачей которой как раз является участие в тушении пожаров в не прикрытых подразделениями Государственной противопожарной службы населенных пунктах.
В середине 90-х годов на территории Омской области насчитывалось более 600 добровольных пожарных дружин группы «А» (в настоящее время добровольные пожарные команды), которые создавались и содержались за счет средств сельхозпредприятий и организаций. Ежегодного на их же средства приобреталось 15–20 пожарных автомобилей, техника была исправна и обеспечена необходимым запасом ГСМ, на пожарах имелась радиосвязь с диспетчером хозяйства. Курировал данное направление Агропромышленный комитет. К концу 90-х годов вследствие проводимой в стране экономической реформы, преобразования колхозов и совхозов в частные предприятия, изменения федерального законодательства, уже не обязывающего собственника содержать пожарные команды, сложилась негативная тенденция сокращения добровольных пожарных команд, что сразу же отразилось скачком в сторону увеличения количества пожаров в сельскохозяйственном и производственном секторе экономики.
Сейчас на территории Омской области защиту населенных пунктов и объектов от пожаров осуществляют 53 общественных объединения пожарной охраны, из них 34 — территориальные с регистрацией в территориальных органах Минюста России, в состав которых входит 1 362 структурных подразделений в виде добровольных пожарных дружин (1122 ед.) и команд (240 ед.), и 19 — объектовых (1 ДПК и 18 ДПД), без образования юридического лица. Общая численность добровольных пожарных, являющихся участниками и членами общественных объединений пожарной охраны, составляет 10 602 человека [3, c. 243].
В 2016 году показатель количества пожаров, потушенных подразделениями добровольной пожарной охраны, составлял 4,3 % от общего количества потушенных пожаров (табл. 1).
Таблица 1
Количество пожаров, потушенных подразделениями ДПО
Наименование субъекта РФ |
Количество пожаров, потушенных подразделениями ДПО за: |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Кол-во пожаров |
% от общего кол-ва |
Кол-во пожаров |
% от общего кол-ва |
Кол-во пожаров |
% от общего кол-ва |
|
Омская область |
278 |
12,2 |
122 |
5,8 |
89 |
4,3 |
Одним из показателей надежности обеспечения пожарной безопасности является боеготовность подразделений пожарной охраны, состояние пожарной техники и имущества.
В Омской области состояние материально-технического оснащения подразделений ДПО находится на крайне неудовлетворительном уровне. Парк автомобилей ДПО составляет 219 единиц техники и не менялся 30–40 лет, ресурс выработан на 100 %. Более 30 автомобилей ДПК выведены из боевого расчёта по причине ремонта, что снижает реальную защищенность территории в среднем по области до 76 % [2].
В таких условиях особую ценность приобретает утверждение, что: «Пожар легче предотвратить, чем потушить», поэтому не менее важной задачей пожарного добровольчества является и осуществление пропаганды культуры безопасности среди населения, подготовка и разъяснение правил поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Также немаловажной проблемой является страхование добровольных пожарных и их социальная мотивация.
В Омской области всего застраховано 6435 добровольных пожарных (61,2 % от общей численности); медицинское освидетельствование прошли 5328 человек (50,7 %) за счёт самих организаций, на которых они осуществляют свою деятельность.
Добровольные пожарные территориальных ДПК и ДПД остаются не застрахованными и не прошедшими медицинское освидетельствование из-за отсутствия денежных средств у общественных объединений пожарной охраны.
Исходя из того, что целью добровольной пожарной охраны является повышение уровня защищенности территорий городских и сельских поселений, межселенных территорий и уровня обеспечения пожарной безопасности в организациях и на предприятиях, нужно понимать, что ее достижение невозможно отдельно без повышения профессионального мастерства добровольных пожарных.
Чтобы достичь в этом направлении высоких результатов необходимо совместными усилиями на всех уровнях системы управления государством сосредоточить усилия на следующих приоритетных направлениях:
– активизация участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольной пожарной охраны;
– укрепление материальной и кадровой базы подразделений добровольной пожарной охраны, повышение статуса добровольных пожарных и их социальной защищенности;
– совершенствование системы подготовки работников добровольной пожарной охраны;
– совершенствование системы организации службы добровольной пожарной охраны;
– совершенствование нормативно-правовой базы для установления четких правил взаимодействия между различными видами пожарной охраны и внешними структурами;
– укрепление сотрудничества добровольной пожарной охраны с другими общественными объединениями, такими как Российский союз спасателей, казачьими обществами и т. д.;
– оказание государственной поддержки, в том числе финансовой, организационной и методической, подразделениям добровольной пожарной охраны.
В заключение необходимо отметить, что решение приведенных проблем позволит развить добровольную пожарную охрану населенных пунктов, предприятий и организаций на более качественном уровне, даст возможность привлечь в ряды пожарных добровольцев дополнительные силы, а также послужит развитию волонтерства и в других сферах общественно полезной деятельности.
Литература:
- Указ Губернатора Омской области от 20.01.2017 N 8 «Об утверждении Стратегии обеспечения пожарной безопасности и развития пожарной охраны на территории Омской области до 2021 года» // СПС «Консультант Плюс».
- Лисин Д. С. Обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов Омской области. Проблемы развития добровольной пожарной охраны // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2014. Т. 1. № 1 (5). С. 278–284.
- Солотюшина А. С., Телек К. Н. Анализ создания, развития и функционирования добровольной пожарной охраны Омской области // ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; материалы третьей межвузовской научно-технической конференции. 2016. С. 243–246.
4. Статистика пожаров в Омской области // http://omsk.sibnovosti.ru/society/222824-statistika-pozharov-v-omskoy-oblasti