Сжиженный природный газ: перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.11.2017

Статья просмотрена: 3011 раз

Библиографическое описание:

Мысак, Н. Б. Сжиженный природный газ: перспективы развития / Н. Б. Мысак, М. В. Марченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46327/ (дата обращения: 24.11.2024).



Ключевые слова: сжиженный природный газ, экономическая целесообразность, запасы газа, транспортировка, технологии производства, жидкое топливо, коммерческие проекты, капитальные затраты, ОАО «ЛУКОЙЛ»

Природный газ — полезное ископаемое, которое является одним из важнейших энергоносителей. В структуре потребления газ занимает третье место после нефти и угля.

Основными областями применения природного газа являются промышленность и производство электроэнергии, а также коммунально-бытовой сектор и транспорт. Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин котельных и различной техники. В настоящее время газ активно используется и в химической промышленности. Он является исходным сырьём для получения различных органических веществ, например, производство пластмасс.

Все большую значимость приобретает природный газ, так как он еще является ресурсом с наименьшим уровнем вредных выбросов, цена на который в перспективе будет увеличиваться, так как потребность в нем постоянно растет.

Еще несколько десятилетий назад мировые доказанные запасы нефти почти в два раза превышали запасы природного газа. На сегодняшний день ситуация изменилась. Разведанные запасы природного газа практически сравнялись по своим показателям с «черным золотом» и продолжают стремительно расти [4].

Анализируя динамику доказанных запасов газа на ОАО «ЛУКОЙЛ» за последнее десятилетие, можно говорить, что доля газа в составе углеводорода возросла более чем на 3 %, а доказанные запасы газа снизились на 2805 млрд. фут³.

Таблица 1

Доказанные запасы газа ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2005–2016гг.

Год

Запасы газа, млрд. фут³

2005

25 298

2006

26 597

2007

27 921

2008

29 253

2009

22 850

2010

23 615

2011

23 169

2012

23 487

2013

23 642

2014

23 946

2015

23 838

2016

23 493

Исходя из опыта, ожидаемые запасы открытых месторождений, как правило, оказываются меньше, чем удаётся извлечь реально. Это связано с разными причинами, самые явные из них связаны с применением более дорогих технологий, например, третичными методами добычи углеводородов зачастую можно повысить коэффициент извлечения полезных ископаемых на 5–10 %, а в некоторых случаях даже возобновить разработку месторождений, закрытых после использования традиционных технологий.

По перспективным проектам обеспечение прироста добычи углеводородов и их стабилизация в традиционных регионах является приоритетной задачей ОАО «ЛУКОЙЛ». Продолжится стабилизация добычи и в традиционных регионах за счет еще большего вовлечения запасов в разработку.

Рис. 1. Доказанные запасы газа ОАО «ЛУКОЙЛ» за 2005–2016гг., млн. барр. н. э.

Сжиженным природным газом (СПГ) в отличие от природного газа в «чистом виде», имеет следующие преимущества:

‒ сжижение природного газа увеличивает его плотность в 600 раз, что сокращает объем при транспортировке и хранении;

‒ появляется возможность создания запасов и их использования по мере необходимости;

‒ нетоксичен, хранится под небольшим избыточным давлением при температуре около 112 К (-161 °C) в емкости с теплоизоляцией;

‒ возможность транспортировки на большие расстояния.

В первой половине XX века, после открытия крупных месторождений в США, расположенных вдали от крупных городов, стали серьезно задумываться о сжижении природного газа. Тогда и начались исследования по сжижению газа для его перевозки по железным дорогам и в наливных тарах, транспортировка газа по дальним магистральным трубопроводам в то время казалась не реальной идеей.

В 1941 г. в Кливленде (США, штат Огайо) был построен завод сжижения газа для покрытия суточных «пиковых» нагрузок его потребления в зимнее время. Завод прекратил свое существование, не проработав и четырех лет, когда произошла страшная катастрофа, повлекшая за собой смерть более сотни человек и еще около полутысячи раненых. Произошел взрыв резервуара, с утечкой большого объема сжиженного газа, который впоследствии испарился и вспыхнул. Бушующий пожар не могли потушить четыре дня. Он причинил огромный материальный ущерб.

В Советском Союзе на Московском заводе в 1954 г. ввели в эксплуатацию установку, рассчитанную на производство 25 тысяч тонн сжиженного природного газа в год. Тогда было проведено много исследований по применению СПГ в качестве топлива для автомобильных двигателей, которые оказались весьма успешными. Однако после открытия крупных месторождений нефти проблема использования сжиженного природного газа потеряла свою актуальность.

По некоторым оценкам, в отдаленных газовых месторождениях содержится до половины общих мировых открытых запасов газа. Хотя сжижение газа делает способ транспортирования его на большие расстояния более надежным, сжиженный природный газ (СПГ) остается все еще дорогим и обычно требует значительных капитальных вложений и долгосрочных обязательств, как со стороны покупателей, так и со стороны производителей. Исследования показывают, что технология строительства трубопроводов за последние 20 лет продвинулась дальше, чем технология сжижения природного газа, в некоторых случаях подтвердив экономическую целесообразность увеличения протяженности трубопроводов с 3000 км до 8000 км. К этому можно добавить, что использование высокопрочной стали предполагает большее снижение стоимости трубопроводов.

В последнее время стали чаще говорить о переходе на технологию производства жидкого топлива из газа, особенно на отдаленных или истощенных месторождениях и в изолированных регионах. Эта технология не новая. Процесс превращения природного газа в средние дистилляты, такие, как дизельное топливо, керосин, а также в нефть и бензин, основан на технологии Фишера-Тропша, которая создана еще в 20-е годы. Хотя не все согласны, что эта технология достигла такого состояния, когда ее можно считать экономически конкурентоспособной, появилось стремление вывести ее на передовую линию.

Технология производства жидкого топлива из газа может обеспечить ключевую связь между прошлым и будущим. Эта технология предусматривает использование хорошо зарекомендовавшего себя оборудования и сложившейся инфраструктуры производства и распределения, кроме того, она восприимчива к изменениям рыночных условий.

С одной стороны, в мире имеются огромные запасы газа, ожидающие освоения, а с другой стороны, контроль за окружающей средой продолжает ужесточаться в ответ на непрекращающееся социальное и политическое давление. Эта мощная комбинация факторов увеличивает возможности для разработки технологии производства жидкого топлива из газа.

Множество компаний, включая нефтяные и газовые корпорации, в настоящее время пытаются найти пути упрощения процессов получения жидкого топлива и снижения его стоимости, чтобы сделать эту технологию более конкурентоспособной. На сегодняшний день во всем мире нефтегазодобывающие предприятия занимаются разработкой полномасштабных коммерческих проектов. Нет сомнения в том что, снижение капитальных затрат и повышение эффективности в ближайшем будущем улучшат общие экономические показатели технологии производства жидкого топлива из газа и помогут ей выдержать конкуренцию даже в современных условиях снижения цен на нефть.

Литература:

  1. Кравченко Т. П. Ресурсоведение нефти и газа: учеб. пособие / Т. П. Кравченко. — М.: ГЕОС, 2014. — 196 с.
  2. Лазарев Л. Я. Сжиженный природный газ — топливо и энергоноситель. М.: НПКФ “ЭКИП”, 2006 г.
  3. Мысак Н. Б., Марченко М. В. Оценка углеводородного потенциала ОАО «ЛУКОЙЛ» // Технические науки в России и за рубежом: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017.
  4. ПАО Лукойл [Электронный ресурс] / Основные факты. Режим доступа: http://www.lukoil.ru/static_6_5id_2160_.html.
  5. Перспективы и опыт применения СПГ на объектах народного хозяйства. М.: ИРЦ Газпром, 2004 г.
Основные термины (генерируются автоматически): природный газ, жидкое топливо, сжиженный природный газ, технология производства, газ, доказанный запас газа, доказанный запас газа ОАО, запас газа, сжижение газа, США.


Похожие статьи

Газопровод «Сила Сибири»: анализ российско-китайского контракта

В статье представлен анализ выгод российско-китайского контракта «Сила Сибири» для формирования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нефтегазохимических комплексов во взаимосвязи со стратегиями развития добывающих компаний. Показано, что контракт ...

Пути развития российского рынка сжиженного природного газа

В статье исследуется российский рынок сжиженного природного газа (СПГ), рассмотрен экспорт СПГ из России, определены факторы, влияющие на развитие российского рынка СПГ.

Оценка перспективы производства водородного топлива в Хабаровском крае

В статье приводятся результаты изучения теоретических вопросы о свойствах, способах получения, областях применения, плюсах и минусах применения водородного топлива. Результаты анкетирования степени осведомленности студентов колледжа об использовании ...

Эффективность внедрения инновационных технологий для разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти

В настоящее время разработка трудноизвлекаемых запасов становится необходимым условием успешного нефтяного бизнеса. За счет внедрения инновационных технологий наблюдается прирост извлекаемого сырья. Инновационные технологии обеспечивают рост коэффици...

Экономическая целесообразность разработки месторождений высоковязких нефтей в России и в Китае

В статье рассматривается состояние рынка битумов в России и в Китае, проводится сравнительный анализ его эффективности, предлагаются рекомендации по повышению эффективности разработки битумных месторождений в РФ.

Перспективы и проблемы утилизации воздушного флота России

Рассмотрены проблемы утилизации воздушного флота, опыт отечественных предприятий и особенности рециклинга извлекаемых вторичных металлов, перспективы развития данных производств.

Производственные стратегии нефтегазовых компаний в сфере бережного отношения к окружающей среде

Водородная энергетика в России: современное положение и перспективы развития

В статье рассматривается современное состояние рынка водородной энергетики и возможности для его развития в России и мире. Показана краткая история вопроса, проведен анализ основных проектов и технологий и возможности их применения в Российской Федер...

Анализ и оценка инновационного развития предприятия в нефтегазовой отрасли

Одной из ключевых задач на сегодняшний день является стабилизация добычи, прирост ресурсной базы за счет проведения геологоразведочных работ, подбор и реализация эффективных ГТМ, ввод в разработку новых лицензионных участков.

Создание угольно-энергетического полиметаллического комплекса

В статье рассматривается создание угольно-энергетического кластера, его описание, технологии и продукты производства.

Похожие статьи

Газопровод «Сила Сибири»: анализ российско-китайского контракта

В статье представлен анализ выгод российско-китайского контракта «Сила Сибири» для формирования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке нефтегазохимических комплексов во взаимосвязи со стратегиями развития добывающих компаний. Показано, что контракт ...

Пути развития российского рынка сжиженного природного газа

В статье исследуется российский рынок сжиженного природного газа (СПГ), рассмотрен экспорт СПГ из России, определены факторы, влияющие на развитие российского рынка СПГ.

Оценка перспективы производства водородного топлива в Хабаровском крае

В статье приводятся результаты изучения теоретических вопросы о свойствах, способах получения, областях применения, плюсах и минусах применения водородного топлива. Результаты анкетирования степени осведомленности студентов колледжа об использовании ...

Эффективность внедрения инновационных технологий для разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти

В настоящее время разработка трудноизвлекаемых запасов становится необходимым условием успешного нефтяного бизнеса. За счет внедрения инновационных технологий наблюдается прирост извлекаемого сырья. Инновационные технологии обеспечивают рост коэффици...

Экономическая целесообразность разработки месторождений высоковязких нефтей в России и в Китае

В статье рассматривается состояние рынка битумов в России и в Китае, проводится сравнительный анализ его эффективности, предлагаются рекомендации по повышению эффективности разработки битумных месторождений в РФ.

Перспективы и проблемы утилизации воздушного флота России

Рассмотрены проблемы утилизации воздушного флота, опыт отечественных предприятий и особенности рециклинга извлекаемых вторичных металлов, перспективы развития данных производств.

Производственные стратегии нефтегазовых компаний в сфере бережного отношения к окружающей среде

Водородная энергетика в России: современное положение и перспективы развития

В статье рассматривается современное состояние рынка водородной энергетики и возможности для его развития в России и мире. Показана краткая история вопроса, проведен анализ основных проектов и технологий и возможности их применения в Российской Федер...

Анализ и оценка инновационного развития предприятия в нефтегазовой отрасли

Одной из ключевых задач на сегодняшний день является стабилизация добычи, прирост ресурсной базы за счет проведения геологоразведочных работ, подбор и реализация эффективных ГТМ, ввод в разработку новых лицензионных участков.

Создание угольно-энергетического полиметаллического комплекса

В статье рассматривается создание угольно-энергетического кластера, его описание, технологии и продукты производства.

Задать вопрос