В статье изучены существующие проблемы предоставления коммунальных услуг на примере городской ливневой канализации в городе Красноярске. Затронуты вопросы обеспеченности сетями города, особенности предоставления услуги и субъекты, осуществляющие обслуживание. Рассмотрены аспекты преимущества естественной монополии в обеспечении муниципального образования коммунальными услугами.
Ключевые слова: ливневая канализация, инженерная инфраструктура, субъект естественной монополии, жилищно-коммунальное хозяйство
Удаление поверхностных сточных вод, формирование и развитие сетей ливневой канализации городов является одной из главных экологических и технико-экономических проблем охраны окружающей среды, которой посвящено большое количество работ. Изучением данного вопроса занимаются такие авторы, как Чупин В. Р., Никитин О. В., Латыпова В. З., Сабанаев Р. Н., Шагидуллина Р. А., Лукоянов Д. Е., Сафиуллин Р. М., Яковлева О. Г., Горшкова А. Т., Дмитриев А. А., Кузнецов И. А., Доронкина И. Г., Борисова О. Н. [1–4; 6–8].
Сточные воды ливневой канализации формируются атмосферными осадками, водой от мойки территории, притоком грунтовых вод, периодическим поступлением производственных, а также некоторым количеством хозяйственно-бытовых и близких к ним по составу сточных вод [1, с. 65]. Существующая ливневая сеть города Красноярска состоит из самостоятельных систем, расположенных по отдельным небольшим водосборным бассейнам. Общая протяженность сетей ливневой канализации составляет 124,6 км, а их плотность в среднем по городу составляет 0,33 км/км2.
По различным оценкам, существующая система отведения поверхностного стока частично не справляется с пропуском гидравлического расхода дождевых вод со своих бассейнов. При этом она обеспечивает отведение поверхностного стока лишь с незначительной территории г. Красноярска. Поверхностный сток с селитебных территорий и площадок предприятий является одним из интенсивных источников загрязнения окружающей среды различными примесями природного и техногенного происхождения.
Водным законодательством РФ статьей запрещается сбрасывать в водные объекты неочищенные до установленных нормативов дождевые, талые и поливомоечные воды, организованно отводимые с селитебных территорий и площадок предприятий. На очистные сооружения должна отводиться наиболее загрязненная часть поверхностного стока, которая образуется в период выпадения дождей, таяния снежного покрова и мойки дорожных покрытий, но не менее 70 % годового стока для селитебных территорий и промплощадок предприятий, близких к ним по загрязненности, и всего объема стока для площадок предприятий, территория которых может быть загрязнена специфическими веществами с токсичными свойствами или значительным количеством органических веществ.
В настоящее время в Красноярске отсутствуют очистные сооружения поверхностного стока, загрязненный поверхностный сток сбрасывается из 47 водовыпусков в р. Енисей и её притоки. Так же неэффективность ливневой канализации обусловлена отсутствием сетей на преобладающей части сложившейся застройки, быстрым ростом города и отсутствием хозяйствующего субъекта, контролирующего техническое присоединение ливневых сетей строящихся районов.
Анализ проблем функционирования ливневой канализации выявляет сопутствующие проблемы: экологические, сложность в эксплуатации дорожной сети и ее неблагоприятный эстетичный вид в периоды дождей и таяния снега.
Помимо необходимости решения вопроса о развитии сети, приведение ее в соответствие с водным кодексом РФ, необходимо создание эффективной управленческой структуры. В период с 1999 по 2014 года муниципальное предприятие города Красноярска «Красноярское управление по строительству, ремонту и эксплуатации мостов, дорог и инженерных сооружений» осуществляло содержание ливневой канализации. В видах деятельности значилось строительство гидротехнических сооружений, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность. Предприятие, по результатам отчёта по финансовым результатам [5], показывало отрицательный совокупный финансовый результат. Убытки ликвидированного предприятия ежегодно компенсировались из городского бюджета, источники внебюджетных доходов отсутствовали. Организация была ликвидирована путем реорганизации в форме присоединения к муниципальному предприятию «Специализированное автотранспортное предприятие». Правопреемник МП «САТП» в настоящий момент имеет функции сбора и обработки сточных вод, при этом предприятие обладает материальной базой в 5 каналопромывочных машин и 10 водооткачивающих для осуществления указанного вида деятельности. Необходимо отметить, что основная функция МП САТП — содержание автомобильных дорог, однако имеющиеся технические средства не позволяют должным образом содержать ливневую канализацию, о чем свидетельствует постоянное подтопление основных городских магистралей и проездов. При рассмотрении существующего состояния управления ливневой канализацией города можно сделать вывод, что муниципальное образование не имеет возможности развивать действующую сеть, в том числе ввиду отсутствия эффективного субъекта управления, функции которого выходят за пределы сбора и обработки сточных вод.
Коммунальные предприятия водоснабжения и водоотведения, энерго-, тепло- и газоснабжения в муниципальных образованиях имеют в своем составе инфраструктурные сети, обладающие всеми характеристиками естественной монополии. Услуги, оказываемые данными хозяйствующими субъектами, являются жизненно необходимыми для муниципальных образований. Предприятия естественных монополий в ЖКХ являются источником значительных общественных издержек, что обусловливает объективную необходимость регулирования, то есть установления контрактных отношений, одной из сторон которых выступает государство [2, с.38]. При этом возникает система взаимодействия различных экономических субъектов из муниципалитета как номинального собственника имущества предприятия, потребителей коммунальных услуг: населения, бюджетных и коммерческих организаций, поставщиков ресурсов. Зарубежный опыт Великобритании, Швеции, Греции демонстрирует наличие естественно-монопольных отраслей в собственности государства. Преимуществом создания субъекта естественной монополии становится возможность осуществления закупок без проведения торгов, что предусмотрено законом о контрактной системе. Данная возможность позволит повысить качество предоставляемой услуги, ввиду возможности долгосрочного планирования деятельности предприятием, привлечения кредитов для пополнения оборотных средств в связи со стабильным заказом на осуществление деятельности. Так же становится возможным использование внебюджетных источников за счет предоставления технического присоединения заинтересованных лиц к действующим сетям ливневой канализации. Внебюджетные источники необходимы для уплотнения сети, строительства очистных сооружений без осуществления нагрузки на бюджет муниципального предприятия.
Показательным примером является деятельность предприятия города Москвы ГУП «Мосводосток». Обслуживание сетей ливневой канализации происходит за счет сбора платежей в соответствии с установленным тарифом. Тариф сформирован на основании утвержденного технического регламента обслуживания ливневой сети и составляется в соответствии с отношением общих затрат на эксплуатацию к объему общего сброса, рассчитываемого по нормативным показателям. В итоге рассчитывается стоимость водоотведения 1м3, далее с администрацией города заключается контракт на водоотведение как с субъектом естественной монополии, с абонентами заключаются дополнительные договоры. Данный подход позволяет привлечь дополнительное финансирование для качественной и своевременной эксплуатации указанной сети. В связи с тем, что предприятие является единственным держателем сетей ливневой канализации, в соответствии с приказом федеральной антимонопольной службы предприятие признано субъектом естественной монополии, т. е. предприятием, занимающим более 35 % рынка [3]. Это позволяет заключать контракты муниципалитету с ГУП «Мосводосток» без проведения торгов, а также обязывает предприятия и организации заключать договоры на водоотведение. Собираемость платежей составляет порядка 70 % с селитебных территорий, около 30 % с прочих абонентов. Так же предприятиям выдаются технические условия на присоединение к сетям ливневой канализации, что позволяет проводить текущую реконструкцию сетей за счет вновь подключаемых абонентов.
По итогам изучения особенностей предоставления коммунальных услуг (удаление и очистка сточных вод) в Красноярске были выявлены группы проблем:
– материальные: исторически сложившиеся особенности застройки города без строительства сетей ливневой канализации;
– управленческие: отсутствие субъекта управления, способного эффективно управлять городской сетью ливневой канализации;
– финансовые: нагрузка на городской бюджет и отсутствие внебюджетных источников финансирования не позволяют проводить реконструкцию сети и ее уплотнение.
Рассматривая форму создаваемого хозяйствующего субъекта, принадлежащего муниципальному образованию, можно отметить необходимость формирования естественной монополии в контексте упомянутых преимуществ и жизненной важности предоставления данных услуг для развития и управления сетью ливневой канализации в Красноярске. Данный подход позволит своевременно выполнять работы по содержанию и уплотнению сети, формировать долгосрочную программу развития.
Литература:
- Галкин Ю. А. Разработка системы очистки сточных вод ливневой и промышленно ливневой канализации крупных городов и промышленных районов // Водоснабжение и водоотведение. Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. — 2012. — № 4 (8). — С. 64–70.
- Глухов И. В., Антимонопольное регулирование деятельности локальных естественных монополий в жилищно-коммунальной сфере // ТЕRRА ECONOMICUS. — 2010. — Том 8 № 2. — С. 36–45.
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Государственное Унитарное Предприятие // URL: http://www.mosvodostok.com/ (дата обращения 21.10.2017)
- Доронкина И. Г., Борисова О. Н. Эколого-экономическая эффективность технологических процессов очистки сточных вод//Сервис в России и за рубежом.- 2015.- № 4.- С.112–121.
- Информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях // URL: http://www.rusprofile.ru/accounting?ogrn=1022402670344 (дата обращения 15.10.2017)
- Кузнецов И. А. Механизмы и методы принятия управленческих решений в сфере ЖКХ на муниципальном уровне // Социально-экономические явления и процессы.- 2010.-№ 5.-с.78–84.
- Никитин О. В., Латыпова В. З., Сабанаев Р. Н., Шагидуллина Р. А., Лукоянов Д. Е., Сафиуллин Р. М., Яковлева О. Г., Горшкова А. Т., Дмитриев А. А., О правовых аспектах эксплуатации систем водоотведения стока с селитебных территорий в водные объекты // Российский журнал прикладной экологии.- 2015.- № 3.- С.56–60.
- Чупин В. Р., Повышение эффективности управления муниципальным имуществом на примере инженерных сооружений по приему поверхностных сточных вод // Вопросы региональной экономики.- 2016.- № 2.- С. 83–99.