Особенности преподавания компьютерного моделирования в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 06.11.2017

Статья просмотрена: 2784 раза

Библиографическое описание:

Богданова, М. В. Особенности преподавания компьютерного моделирования в средней школе / М. В. Богданова, Е. В. Рощупкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46259/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматриваются основные особенности преподавания компьютерного моделировании я в средней школе.

Ключевые слова: моделирование, информационные технологии, образование

Моделирование используется многие столетия и давно является мощным инструментом науки и техники. Сегодня моделирование в подавляющем большинстве случаев — это компьютерное моделирование.

Модели и моделирование используются человечеством давно. С помощью моделей и модельных отношений развились разговорные языки, письменность, графика. Наскальные изображения наших предков, затем картины и книги — это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям. Навыки моделирования очень важны человеку в жизни с малых лет. Они помогут разумно планировать свой распорядок дня, учебу, труд, выбирать оптимальные варианты при наличии выбора, разрешать удачно различные жизненные ситуации.

Модель — это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе изучения замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты. [1]

Современное компьютерное моделирование выступает как средство общения людей (обмен информационными, компьютерными моделями и программами), осмысления и познания явлений окружающего мира (компьютерные модели солнечной системы, атома и т. п.), обучения и тренировки (тренажеры), оптимизации (подбор параметров). Появление компьютерного моделирования неразрывно связано с появлением первых компьютеров.

Компьютерное моделирование является одним из самых сложных разделов в школьном курсе информатики. Содержательно-структурный компонент «Моделирование и формализация» — новейшая составляющая в области исследуемой дисциплины, она постоянно усовершенствуется, поэтому исследование методологии ее изучения еще не окончены.

В результате изучения компьютерного моделирования ученики должны:

‒ продемонстрировать, что моделирование в любой области знаний имеет схожие черты, зачастую для различных процессов удается получить очень близкие модели;

‒ выделить преимущества и недостатки компьютерного эксперимента по сравнению с экспериментом натурным;

‒ показать, что и абстрактная модель, и компьютер представляют возможность познавать окружающий мир, управлять им в интересах человека. [7]

В имеющейся научно-методологической литературе используются разнообразные, совершенно отличные друг от друга, понятия и разделения по группам моделей. Также можно встретить разнообразные подходы в исследовании этой области информатики. Изучая явления и предметы с помощью компьютерного, численного, имитационного и математического моделирования, ученикам проще представлять с помощь задач самые разнообразные области человеческой деятельности. С помощью алгоритмов, моделирование позволяет выполнять вычислительные эксперименты [4].

В чем же преимущество компьютерного моделирования по сравнению с натурным экспериментом? Прежде всего, компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизводить их тонкие детали, которые часто ускользают при наблюдении реальных явлений и экспериментов. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощённой модели. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Кроме того, компьютерное моделирование позволяет варьировать временной масштаб событий, а также моделировать ситуации, не реализуемые в физических экспериментах.

Ранее на уроках информатики решались просто задачи по программированию на языках Basic и Pascal. Некоторым ученикам это было неинтересно, так как они не видели практическое применение результатов решения данной задачи. В современных условиях, когда на программировании по стандартам выделяется достаточно малое количество времени, раздел моделирование приобретает большую значимость, так как ученики не только учатся программировать, но и самостоятельно ставить задачу, находить математические модели и области использования результатов решения задачи.

Раздел «Моделирование и формализация» содержится в обязательном минимуме содержания образования в общеобразовательных учреждениях.

Во многих школьных учебниках используется понятие информационная модель, что само по себе абстрактное понятие. Информационная модель — набор величин и (или) изображений, содержащих необходимую информацию об исследуемых объектах или процессах. [5]

Воплощение моделей производят в различных программных обеспечениях таких как «Лого Миры», Pascal, Visual Basic, Delphi, в табличных средах и базах данных (Excel, Access, статистические пакеты), в специально предназначенных математических платформах (Mathcad, Mathematica, Matlab, Maple). Помимо вышеперечисленных сред, используются так же и среды для моделирования трехмерной графики, такие как Blender и Компас.

Исследуя опыт реальных учителей, которые преподавали тему «Моделирование и формализация» в курсе информатики, а в частности Кощеевой Тамары Ивановны. Уроки данного учителя направлены в основном на формирование теоретических понятий. [6] Большинство последующих, которые рассматривает Тамара Ивановна, разделов базового курса имеют прямое отношение к моделированию, в том числе и темы, относящиеся к технологической линии курса. Изучавшиеся ранее текстовые и графические редакторы, программное обеспечение телекоммуникаций можно отнести к средствам, предназначенным для рутинной работы с информацией: позволяющим набрать текст, построить чертеж, передать или принять информацию по сети. Программные средства информационных технологий, которые предстоит изучать дальше — СУБД, табличные процессоры, следует рассматривать как инструменты для работы с информационными моделями. Алгоритмизация и программирование также имеют прямое отношение к моделированию. Следовательно, линия моделирования является сквозной для многих разделов базового курса.

Опыт Кощеевой Т. И. подтверждает общую линию моделирования в школьном курсе для многих учителей, но существует опыт других педагогов, которые большую направленность делают на практическую составляющую.

Иванов Алексей Викторович учитель МБОУ СШ № 2 г. Вязьма предлагает программы на переливание из сосуда в сосуд. Одна задача на 8 литров, вторая на 12 литров (рис. 1). Для создания этих приложений использовал среду программирования Lazarus. Один из вариантов использования — интерактивная доска. [6]

Рис. 1. Программы на переливание из сосуда в сосуд

Программа Lazarus является достаточно сложной для изучения в средней школе, так как надо знать основы языка Pascal, и поэтому может изучаться только в старших классах. Поэтому старшеклассники вполне могут создать подобную программу в курсе моделирования.

Опыт другого учителя Шумилиной Ларисы Ивановны, МБОУ СОШ № 25 г. Шахты Ростовской области. Её ученик Малютин Богдан в свободно распространяемом редакторе 3D графики Blender сделал две модели «Моя родная школа» (рис. 2) и «Тепловоз» (рис. 3). [7]

I:\Богдан\Школа\vid55.jpg

Рис. 2. «Моя родная школа»

I:\Богдан\Поезд\tem2 5.jpg

Рис. 3. «Тепловоз»

Данный опыт показывает, что хотя при создании данных моделей не используется математическое моделирование, но результат выполнения модели повышает мотивацию обучения и развивает абстрактное мышление, расширяет кругозор в области информатики, формирует навыки самостоятельного освоения новых программных средств.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: не следует считать, что тема моделирования носит чисто теоретический характер и автономна от всех других тем.

Анализируя различные программы по компьютерному моделированию и различные учебники, учитель может сам выбрать наиболее приемлемую для него как учебную программу, так и среды моделирования.

Хотелось заметить, что на уроках информатики, по нашему мнению, должны присутствовать модели, созданные как на языках программирования, так и в таких прикладных средах, как Excel, графические редакторы и в средах для 3D моделирования(Blender и Компас). Наличие других тем в учебной программе таких как стохастические модели, модели, созданные с помощью графов, деревья, могут быть выбраны в классах с физико-математической направленностью или в классах с более высокой успеваемостью по информатике.

Литература:

  1. «Модель. Моделирование. Роль моделирования в научных и практических исследованиях. Типы моделей. Компьютерное моделирование. Построение компьютерной модели» //. URL: http://pandia.ru/text/79/428/42197.php https://studopedia.ru/18_52832_kompyuternoe-modelirovanie.html
  2. Гусева Е. Н. Основы имитационного моделирования экономических процессов: лаб. практикум / Е. Н. Гусева. — Магнитогорск: МаГУ, 2008. — 100с.
  3. Моделирование. Компьютерные модели //. URL: http://gigabaza.ru/doc/77430.html
  4. Переливашка_8_12 //. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/informatika/57478-perelivashka_8_12.html
  5. Проектная работа по информатике «3 D моделирование. Моя родная школа» //. URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/01/30/proektnaya-rabota-po-informatike-3-d-modelirovanie-moya-rodnaya-shkola
  6. «Изучение темы «Моделирование и формализация» в курсе информатики 8-го класса» //. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/528516/
  7. М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хенер Методика преподавания информатики //. URL: https://traditio.wiki/files/3/39/UDC.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерное моделирование, моделирование, модель, окружающий мир, базовый курс, информационная модель, математическое моделирование, область информатики, прямое отношение, учебная программа.


Похожие статьи

Использование технологий информационного моделирования на различных этапах жизненного цикла гостиничного комплекса

В данной статье рассматриваются основные разработки в области информационных технологий гостиничного бизнеса.

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Компьютерное моделирование как инструмент реализации межпредметных связей

В статье раскрываются особенности обучения учащихся старших классов компьютерному моделированию на уроках информатики. Представлены примеры выполнения заданий, направленных на овладение учащимися умениями построения компьютерно-математических моделей...

Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся

В статье рассматриваются вопросы использования учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики.

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Моделирование при обучении решению текстовых задач по математике в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность использования моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.

Игровое моделирование как инновационная технология в образовании

Статья посвящена игровому моделированию как новой технологии в образовательном процессе. Проводится анализ понятий «модель», «моделирование», «игра» с целью определения сущности игрового моделирования.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрена проблема использования ИКТ при обучении физики. Проведен анализ компьютерных программ в обучении физики.

Изучение современных технологий в школе

В статье рассматриваются возможности изучения современных технологий в школе. Приводятся данные опроса школьников.

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Похожие статьи

Использование технологий информационного моделирования на различных этапах жизненного цикла гостиничного комплекса

В данной статье рассматриваются основные разработки в области информационных технологий гостиничного бизнеса.

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Компьютерное моделирование как инструмент реализации межпредметных связей

В статье раскрываются особенности обучения учащихся старших классов компьютерному моделированию на уроках информатики. Представлены примеры выполнения заданий, направленных на овладение учащимися умениями построения компьютерно-математических моделей...

Использование учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию для развития творческих способностей учащихся

В статье рассматриваются вопросы использования учебно-творческих задач при обучении компьютерному моделированию на уроках информатики.

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Моделирование при обучении решению текстовых задач по математике в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность использования моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.

Игровое моделирование как инновационная технология в образовании

Статья посвящена игровому моделированию как новой технологии в образовательном процессе. Проводится анализ понятий «модель», «моделирование», «игра» с целью определения сущности игрового моделирования.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

В данной статье рассмотрена проблема использования ИКТ при обучении физики. Проведен анализ компьютерных программ в обучении физики.

Изучение современных технологий в школе

В статье рассматриваются возможности изучения современных технологий в школе. Приводятся данные опроса школьников.

Инновационные технологии и инструменты компьютерного моделирования в обучении информатике в школе

В данной статье будет рассмотрено применение инновационных технологий и инструментов компьютерного моделирования на уроках информатики в школе. Будут представлены примеры использования данных технологий, а также проведена оценка их преимуществ и недо...

Задать вопрос