Организация внеурочной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Организация внеурочной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Поделиться в социальных сетях
760 просмотров
Библиографическое описание

Артемьева, А. Б. Организация внеурочной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью / А. Б. Артемьева, И. Ю. Никонорова, Т. В. Ожегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46232/ (дата обращения: 05.08.2021).



Важным вопросом реализации федерального государственного образовательного стандарта для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант2) является организация внеурочной деятельности. Приоритетной задачей в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация. Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. Для ребенка, имеющего тяжелые нарушения интеллекта, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс. Особое место в этом процессе занимает внеурочная деятельность. Целью организации внеурочной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями является создание условий для достижения воспитанником необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого воспитанника, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов. Досуговая деятельность для таких воспитанников играет значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, в реализации потребности в содержательном и продуктивном использовании свободного времени.

Эффективной социализации детей с нарушениями интеллектуального развития способствуют адекватные представления об окружающем мире. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив внеурочной деятельности. Это важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Работая с детьми с интеллектуальными нарушениями, мы пришли к выводу, что для развития познавательного интереса, и ознакомлению их с окружающей действительностью дает большие возможности работа с придуманной педагогами сказкой. Такая сказка может быть составлена с целью ознакомления с любым предметом или явлением окружающего мира.

Деятельность педагогов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями направлена на приобретение элементарных знаний, формирование практических навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию. Способствует развитию социально- значимых качеств личности. Наиболее доступным способом развития, позволяющим преодолеть «сенсорный хаос» и активизировать сенсомоторные возможности воспитанника с выраженной интеллектуальной недостаточностью, является взаимодействие, направленное на установление связи между органами чувств и объектами. Через содержательное восприятие эмоционального, телесного, тактильного контакта усваиваются различия ощущений и образов восприятия, формируются произвольные действия, активизируется внимание, создается чувственная база для развития различных средств коммуникации, формирование первичных представлений об окружающем, формирование сенсомоторного механизма речи, развитие слухового восприятия и памяти, альтернативной (невербальной) коммуникации.

Формирование личности ребёнка с интеллектуальными нарушениями происходит более эффективно в условиях организованной систематической деятельности во внеурочное время, которая полнее учитывает условия развития и возрастную специфику детей и имеет коррекционную направленность.

Исходя из этого, мы создали проект, который назвали «От сказки к реальности». Специально для своего проекта мы придумали технологию под названием «Осьминог», суть которой заключается в следующем: Педагог ставит перед собой цель, в которой обозначает, с каким предметом или явлением он хочет познакомить ребенка, какой навык сформировать. Придумывает сказку об этом предмете или явлении. Далее планирует комплексную работу со сказкой по основным направлениям развития личности ребенка: познавательному, спортивно-оздоровительному, творческому, социально-эмоциональному, общекультурному.

Компетентностный подход, используемый в проекте, означает, что ребенок не получает готовые знания, а находит их в деятельности, и потом применяет их в повседневной жизни.

При выборе темы для сказки, педагог, прежде всего, учитывает зону актуального и ближайшего развития ребенка, что несомненно повышает результативность работы по достижению поставленных задач и целей, которые преследует работа по данной сказке.

На занятии по развитию познавательного интереса, а оно проходит как правило в два или даже в три этапа, мы знакомим детей со сказкой, её героями и предметом или явлением. На первом этапе сказка рассказывается детям, на втором дети обследуют и исследуют изучаемый предмет с помощью всех анализаторов. Например, если сказка составлена про зубную щетку и зубную пасту, то дети рассматривают все виды щеток разных величин, цветов, разной жесткости, рассматривают, ощупывают и пробуют на запах и вкус разные зубные пасты. Проверяют, как они изменяются при взаимодействии с водой.

На занятии по спортивно-оздоровительному развитию «Два клоуна, или почему надо чистить зубы», которое может проходить в форме развлечения с двумя клоунами — веселым и грустным, дети узнают почему болят зубы, что такое микробы, учатся чистить зубы во время музыкальной игры с элементами имитации.

Во время занятия по социально-эмоциональному развитию, которое мы назвали «От улыбки станет всем светлей» можно предложить детям дидактические упражнения и игры с использованием зеркал и фотографий, музыкально-двигательные игры: «Здравствуйте зубки», «Мы чистим, чистим зубы», «Посмотри и улыбнись»

Общекультурное развитие так же дает возможности выбора вариантов проведения занятия: выход в магазин для покупки щетки и пасты, можно провести мастер класс под названием «Мы чистим, чистим зубы»

Творческое конструирование из бросового материала зубной щетки и зубной пасты для кукольного театра может быть темой занятия по творческому развитию, здесь же можно провести дидактическую игру: «Вредно-полезно».

Представление кукольного театра «Сказка про мальчика Петю, Зубную Щетку и Зубную Пасту» с привлечением в процессе представления воспитанников завершает цикл занятий о зубной щетке и зубной пасте.

После проведения первого цикла занятий, возникла необходимость в написании программы.

Программа внеурочной деятельности для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями «От сказки к реальности» основана на практической деятельности и имеет практическую направленность.

Целью программы является введение ребенка в мир социальных ролей и адекватное реагирование на внешние стимулы окружающего мира.

Работа по данной программе не дает детям готовых знаний о тех или иных предметах и явлениях окружающего мира, а дети сами получают эти знания в процессе практической деятельности.

В результате освоения программы мы ожидаем получить следующие результаты в комплексном развитии личности ребенка:

‒ Проявление познавательного интереса, желание участвовать в обследовательской и исследовательской деятельности.

‒ Накопление сенсорного опыта.

‒ Проявление интереса к творческой деятельности и ее результатам.

‒ Умение получать радость от восприятия результатов своей и коллективной работы.

‒ Умение сдерживать отрицательные эмоции.

‒ Проявление доброжелательности и дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым.

‒ Умение взаимодействовать друг с другом в процессе всех видов деятельности.

‒ Участие в подвижных и музыкально-двигательных играх.

Похожие статьи
Артемьева Александра Борисовна
От сказки к реальности (из опыта работы)
Педагогические науки
2017
Антипова Юлия Владимировна
Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности
Спецвыпуск
2017
Кристинина Евгения Ивановна
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)
Педагогические науки
2015
Маслова Ирина Владимировна
Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Педагогика
2018
Куприянова Светлана Геннадьевна
Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы
Внеучебная работа
2017
Куприянова Светлана Геннадьевна
Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
Спецвыпуск
2017
Васина Дарья Михайловна
Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей
Спецвыпуск
2014
Позднякова Анастасия Александровна
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
Воспитание и развитие
2016
дата публикации
ноябрь 2017 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Артемьева Александра Борисовна
От сказки к реальности (из опыта работы)
Педагогические науки
2017
Антипова Юлия Владимировна
Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности
Спецвыпуск
2017
Кристинина Евгения Ивановна
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы)
Педагогические науки
2015
Маслова Ирина Владимировна
Педагогические условия воспитания экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Педагогика
2018
Куприянова Светлана Геннадьевна
Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы
Внеучебная работа
2017
Куприянова Светлана Геннадьевна
Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии
Спецвыпуск
2017
Васина Дарья Михайловна
Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей
Спецвыпуск
2014
Позднякова Анастасия Александровна
Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности
Воспитание и развитие
2016