Мода в городской среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 31.10.2017

Статья просмотрена: 667 раз

Библиографическое описание:

Иванцова, А. А. Мода в городской среде / А. А. Иванцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46186/ (дата обращения: 18.11.2024).



Широкий разворот урбанизации в мировом контексте с начала 19 века сопровождался масштабным ростом крупных городов. В 20 веке, особенно в последней половине, происходит невероятное возрастание городов-гигантов, что подразумевает реакцию на требования современности: новый этап в развитии общества, в котором все более проявляются личностные ориентиры, которое становится все более образованным, творческим, культурным и интеллектуальным. Разворачивается глубокая модификация культурной и социальной среды обитания человека и одновременно трансформируется пространство внутри городов. Урбанизация насыщается обновленным содержанием и совершенствует индустрию моды. Исследование влияния урбанистики и городской среды на динамичное развитие модной индустрии наделяет ее огромным коммуникативным потенциалом, превращая ее в важнейший социальный феномен: мода дает представление об особенно востребованной форме мысли, о стиле жизни, который в конкретный период жизни общества является идеальным образом, о господствующих вкусах в обществе, о пользующихся всеобщим признанием поведенческих моделях, об атрибутах, об имидже и т. п. Значительную роль в развитии моды играет городская урбанистика. Термин «урбанистика» довольно быстро вошел в обиход жителей крупных городов, которых беспокоят составляющие среды их обитания, но далеко не всегда прослеживается четкое понимание, что это определение выражает.

Урбанистика — это дизайн городского пространства и коммуникаций внутри него. Довольно просто охарактеризовать термин сравнив его с дизайном интерьера, вышедшим на улицы — становится понятней функциональность. В коммуникативной схеме «адресат — сообщение — канал — получатель» адресантом является человек, посылающий сообщение, которое заложено в его стиле жизни, атрибутах его социального бытия, его культурных практиках, а получателями (адресатом) выступает отдельная личность, целевая аудитория или общество в целом. Каналом же являются личное общение, атрибуты, посредством которых передается сообщение. Мода — это также один из коммуникативных каналов, посредством которого осуществляется движение смыслов (норм, стандартов, идей, оценок), отражающих актуальные предпочтения человека и социальной среды в целом. Человек в современном обществе может идентифицировать себя относительно определенной группы людей. Это также напоминает о том, что мода является феноменом, который предполагает понимание различных граней и социальных контекстов уделяя особое внимание ее способности выступать в роли коммуникативной единицы. Особенно интересным представляется изучение моды как инструмента коммуникации в городской среде, так как современный город становится не только центром экономической и культурной жизни всего общества, но и «средоточием коммуникаций». С ростом мегаполисов и крупных административных центров усиливается их роль в распространении городской культуры — мощной цивилизационной основы общества, формирующей качественно новый тип сознания и новые социальные практики.

Современный город — это быстроразвивающийся индустриально- урбанистический комплекс, состоящий из механизмов производства не только в социально-экономической области, но и в духовной. Меняются ментальность человека, его ценностные ориентиры, стиль общения, развиваются каналы и средства распространения информации. Для городского жителя оказывается привычной динамичная ценностно-нормативная среда и построение общения на нормативной основе. Культура города перетекает в базу развития науки, ускорения социальных процессов. В ее рамках быстрее осваиваются высокоэффективные технологии, формируется национальное самосознание, обостряется конкуренция, становится значимой гражданская инициатива; здесь шире возможности культурного диалога, выше потребность в образовании и повышении квалификации». Мода служит определенным способом самовыражения личности, ее укрепления в обществе среди других индивидов. В данной случае городская среда также может являться новым социокультурным феноменом моды. Архитектура и мода произрастают из единого источника, хотя и на первый взгляд возникает мысль о том, что между нарядом и жилым сооружением мало общего. Архитектура, будучи более монументальной формой творческого самовыражения, всегда вдохновляла модельеров. И мода, и архитектура работают с текстурами и сочетанием материалов, учитывая гравитацию и законы оптики. Это особенно заметно, когда профессиональные архитекторы выходят на смежное поле модной индустрии. В 2006 году Хадид, один из ключевых архитекторов-новаторов, выпустила свою версию сумки в коллекции LV — ее плавные линии приводят к Центру Гейдара в Баку, а рельефные логотипы LV похожи на световую мозаику на стене Бетховенского концертного зала в немецком Бонне. В современном мире мода становится все более выраженным искусством, необходимым для понимания, так как мода стимулирует не только продвижение товара или услуги на рынке, но и эстетическому освоению обществом окружающего мира, создавая его культуру восприятия. Мода включает в себя эстетическое понимание действительности с утилитарно- прагматическим интересом к конкретному результату, что, разумеется, влечет за собой «переконструирование» самой реальности. Мода выполняет функцию знака, отражая статусную позицию человека, поэтому через образы-знаки происходит обмен информацией между индивидами, проявляется ее коммуникативный потенциал. Мода сегодня представляет собой набор знаков и символов, которые читаются в процессе взаимодействия людей. Таким образом, мода апеллирует к ассоциациям, символам и знакам- индексам, что позволяет нам отнести моду к одному из видов коммуникации в обществе. Особый интерес вызывает взаимодействия информационного и городского пространств, как процесс коммуникации. Как замечает Т. М. Дридзе, «городская жизнь — это не фестивали и не карнавалы; не супермаркеты и рестораны. Это даже не красивые и суетные главные улицы городского центра. Город — это, прежде всего, особым образом организованное, обитаемое, жизненное пространство-время. Оно создается деятельностью людей, ментальность, культура, биографии, жизненные стратегии и повседневные запросы которых и составляют социальную подоснову сотворения рукотворных городских ландшафтов». У города есть свои преимущества, человек, проживающий в городе, имеет более широкие возможности для осуществления разных культурных практик, среди которых образование, досуг. Интенсивный поток информации, структурная неоднородность, мощнейшие процессы индустриализации, ускоренный темп жизни — все это многообразие факторов влияет не только на пространственный рост современных городов, но и на формирование определенной коммуникативной схемы, регулирующей отношения общества в городской среде. Именно поэтому город выступает как социально-пространственная и социально-коммуникативная среда. Городская среда формирует личность, которая отличается не только рациональностью, но и своей подвижностью, готовностью к изменениям, взаимопроникновению и общению с другими представителями социальной общности, под которой подразумевают совокупность людей, характеризующихся принадлежностью к определенной территории, социальным организациям/институтам и условиям жизнедеятельности. Процесс коммуникации характеризуется направленностью взаимообмена информацией. Мода и представляет одну из форм массовой коммуникации в современной городской среде, то есть передачу информации вербальными и невербальными средствами. Таким образом, мода выступает особым сообщением, которое передается по определенным каналам и отражается жителями городов. Формирование социокультурных предпочтений как раз и происходит через каналы сообщения: через газеты, журналы, радио, ТВ и интернет, через дресс-код, музыку и т. п., посредством всего того, что служит сигналами при идентификации индивидов и относят их к определенным социальным группам. Мода — это своего рода глобальный PR, который побуждает массы поступать так, как этого требуют современные тенденции, так как именно через предпочтения в одежде, музыке, литературе и искусстве, а также манере общения и выборе определенных мест для проведения досуга и проявляется влияние моды на общество. Безусловно, мода циклична, и это отражается в возвращении актуального ранее, но восприятие того или иного модного направления воспринимается в новом ключе. Это связано с тем, что общество развивается, и стиль жизни уже становится способом самовыражения. Как правило, в разных областях жизни, законы модной индустрии напрямую связаны с конкретными аудиториями. Не всегда участники одного модного процесса являются участниками другой моды и проявляют активное участие в ней. Одобрение аудиторией принятых стандартов и ценностей моды сопровождаются разделением денотативных ценностей ввиду разнородности аудитории. Поэтому разные группы трактуют понятие моды по-своему. Основная целевая аудитория урбанистической моды — молодое поколение, которое является наиболее подверженной аудиторией к восприятию модных тенденций. Это связано с тем, что данная возрастая категория находится в поиске образа, который полностью определял бы их жизненные и духовные предпочтения. В данном случае мода выступает в качестве ведущего средства коммуникации между индивидами, а также способом самовыражения. В современном обществе практически невозможно представить себе дефицит модных направлений. Чем крупнее город, тем больше рождается доминантных стилистических и смысловых направлений. В мегаполисе сложнее высказываться посредством уникальности, поэтому и возникают все более смелые формы самовыражения. Таким образом, молодое поколение не может жить вне активного общения, вне активного информационного взаимодействия со своими сверстниками, вне тех социальных площадок, которые позволяют им на непринужденный способ самовыражения, вне доминирующих стилистических и смысловых направлений, вне моды, так как мода является для них и признаком современного человека, и средством общения, и способом приспособления к социальной жизни. Мода, как и архитектура, формирует окружающую среду.

Литература:

  1. Лазарева Э. А. Город как средоточие коммуникаций [Текст] / Э. А. Лазарева, О. А. Шипицына, В. Н. Бабич, И. М. Волчкова, Е. В. Конева, Л. В. Десятов, А. Г. Бурцев, И. В Тарасова // Международный журнал экспериментального образования. — Пенза: Издательский дом «Академия Естествознания», 2016. — № 7. — С. 88–89
  2. Коневских Л. А. Городская культура в процессах глобализации [Текст] / Л. А. Коневских // Обсерватория культуры. 2016. — № 3. — С. 28–31.
  3. Лотман Ю. М. Непредсказуемые механизмы культуры [Текст] / Ю. М. Лотман. Таллинн, 2014. 234 с.
  4. Зиммель Г. Проблема социологии [Текст] / Г. Зиммель // Западноевропейская социология XIX — начала XX веков. — М.: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996. — 520 с.
  5. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи [Текст] / Э. Сепир // Пер. с англ. под ред. и с предисловием д. филол. наук проф. А. Е. Кибрика. — Москва.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 656 с.
  6. Блумер Г. Общество как символическая интеракция [Текст] / Современная зарубежная социальная психология // Под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. — М.: Изд- во МГУ, 1984. — С. 173–179.
  7. Васильев A. A. Этюды о моде и стиле [Текст] / А. А. Васильев. — М.: Глагол, 2017. — 324 с.
  8. Баранов Г. С. Мода и гендер в эпоху постмодерна [Текст] / Баранов Г. С., Родионова Д. Д.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016. — 204 c.
  9. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры [Текст] / Р. Барт // Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Зенкина. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 2014. — 512 с.
  10. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения [Текст] / А. Б. Гофман. — 3-е изд. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2014. — 208 с
  11. Новиков В. Новый словарь модных слов [Электронный ресурс] / В. Новиков. — М., 2008. Режим доступа: https:// www.ereading.club/book.php?book=1020690. Дата обращения: 13 сентября 2017 г
  12. Ивашкевич А. Молодежь, мода, прогресс... [Электронный ресурс] // https://www.proza.ru/2014/08/04/1276. Дата обращения: 13 сентября 2017 г
  13. Полонский А. В. Современность: ее текстовые и дискурсивные парадигмы [Рукопись] / А. В. Полонский. –2015. — 186 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мода, городская среда, город, модная индустрия, общество, стиль жизни, городское пространство, коммуникативная схема, молодое поколение, современное общество.


Задать вопрос