Становление научного фэнтези как жанра фантастической литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.11.2017

Статья просмотрена: 2508 раз

Библиографическое описание:

Пачколин, В. А. Становление научного фэнтези как жанра фантастической литературы / В. А. Пачколин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46024/ (дата обращения: 17.12.2024).



В глобальном смысле фантастику можно считать предтечей всех художественных начал. Ее можно найти в религии, мифах, сказках, ведь на заре развития человечества фантастические образы становились почти единственным способом для выражения обобщенных представлений о мире. Поэтому сакральную составляющую фантастики можно считать главной причиной ее появления, развития и существования в современном мире.

Миф как форму первобытного мышления и фантастику объединяет наличие сверхъестественного, невозможного в реальной действительности.

Другой древнейший жанр коллективного творчества — сказка — тоже, без сомнения, стоит у основных истоков происхождения фантастики, в той ее части, которая уходила от всякой достоверности, увлекая читателя в мир самых немыслимых фантазий и вымысла.

Со своей стороны религия, наделявшая богов сверхъестественной силой, так же как и миф, и сказка, тоже, в свою очередь выступала в роли прародительницы фантастики.

Зарождение научной фантастики (НФ) связано с мощным скачком научно-технического прогресса в XIX веке и присущих этому успехов и проблем; с осознанием человеком своего места в новом, бурно развивающемся мире; c потребностью ответов на встающие с новой силой вопросы социального характера и перспектив взаимодействия людей в условиях совершенствования науки и техники.

Впервые термин «science fiction» был предложен в 1927 году инженером, писателем-фантастом и редактором Хьюго Гернсбеком (изначально — scientifiction), под которым писатель подразумевал произведения таких авторов, как Жюль Верн, Герберт Уэллс, Эдгар Аллан По, то есть занимательные рассказы, в которых научные факты переплетались с первыми попытками прогнозирования и вымыслом, основываясь при этом на рациональном мышлении.

С появлением в 30-годы ХХ века нового журнала, посвященного НФ — «Astounding Science Fiction», принято связывать начало «Золотого века НФ» или «Эпохи Кэмпбелла» по имени редактора которым становится критик и писатель Джон Кэмпбелл. Он собрал вокруг себя ярчайших писателей своего времени и открыл миру таких фантастов, как А. Азимов, А-Е. Ван Вогт, Р. Хайнлайн и др. В этот период были созданы произведения ставшие классикой жанра, в это же время окончательно закрепились и каноны НФ, основанные на преобладании инвентивно-социальной направленности. Научно-фантастические сюжеты и темы приобрели законченное звучание. Среди писателей «Золотого века НФ» особое место занимали три видных автора: Роберт Хайнлайн, Артур Кларк и Айзек Азимов. Уже первые рассказы Хайнлайна «Линия жизни» (1939), «Взрыв всегда возможен» (1940), «Реквием» (1949) и др., сделали его признанным лидером жанра.

Однако, как это часто бывает, на смену «Золотому веку» пришел кризис. 1960-е годы ознаменовали собой появление новых писателей, которые пытались сломать старые косные традиции «Эпохи Кэмпбелла», они выступили против заштампованности сюжетов и вторичности образов героев «твердой фантастики». Их больше интересовала личность человека, нежели научные изобретения. Гуманистический подход писателей «Новой волны» противопоставляется технократизму их предшественников. Большое внимание в их произведениях уделяется «внутреннему космосу» героя, человеческому сознанию и отличается психологизмом, эта литература становится «гуманитарной».

Появление «Новой волны» необратимо повлияло на дальнейшее развитие НФ, собственно, она перестала существовать в прежнем виде, зародились новые субжанры: альтернативная история, киберпанк, стимпанк, дизельпанк и т. д.

Развиваясь параллельно с научно-фантастической литературой, жанр фэнтези переживает новую волну читательского интереса, а также внимания авторов-фантастов, именно, с наступлением эпохи постмодерна. Связано это с тем, что в этот период литература становится «более гуманитарной», обращенной к внутреннему миру героя. В этот период усиливается интерес к мифу, как способу осмысления мира и места человека в нем, как способу понять цель существования человечества и историю его возникновения. «Мифологические тексты... повествовали о коренном порядке мира, законах его возникновения и существования» [1, с.58]. Представляет интерес тот факт, что фэнтези, уходя корнями в глубину истории, как жанр, стала существовать относительно недавно. Своего расцвета жанр достигает лишь во второй половине столетия. Это связано с наступлением в литературе эпохи постмодерна, с повышением интереса к мифологии и истории. Разочарование писателей в техническом прогрессе заставляет писателей искать ответы на волнующие их вопросы во «внутреннем космосе» человека. Признанные мэтры НФ, такие, как Р. Хайнлайн, Р. Желязны, Р. Брэдбери обращаются к новому жанру — фэнтези. Наиболее известными авторами последующего периода являются Р. Р. Толкин («Властелин Колец») и К.Льюис («Хроники Нарнии»).

На рубеже ХХ-ХХI веков интерес к фэнтэзи не угасает, доказательством этому служит успех во всем мире серии романов о Гарри Поттере английской писательницы Джоан Роулинг. В ее произведениях волшебники, единороги, тайные миры, совиная почта прекрасно уживаются с условиями современного мегаполиса, а путь ее главного героя — это процесс взросления, развития и в конечном итоге индивидуализации личности.

Совместное развитие и расцвет двух основных жанров фантастической литературы ХХ века — НФ и фэнтези не могло пройти совершенно обособленно друг от друга, некоторые авторы в своих творческих изысканиях «заходили» на чужую территорию. Стали появляться произведения в которых совмещались научная и фэнтезийная посылки. В итоге произошло зарождение нового жанра — научное фэнтези.

Впервые термин был употреблен Форрестом Аккерманом как синоним НФ в 1935 году, а в 50-х годах ХХ века Журналист Уолтер Джиллингс использовал термин научная фэнтези для определения отдельной части НФ. К данному жанру он относил «Дюну» Фрэнка Герберта, марсианские приключения Ли Бреккет и мир Звездных войн А. Д. Фостера. А немногим ране, в 1948 году, Мэрион Зиммер (Бредли) в журнале «Startling stories» рассматривала научную фэнтези как синтез НФ и фэнтези [4]. Американский исследователь фантастики Джон Клют использовал термин «технофэнтези» как синосим научного фэнтези, определяя им истории о мирах, где научные и технологические достижения мирно уживаются с проявлениями волшебства, либо где наука (псевдонаука) объясняет магию или они трансформируются друг в друга. В 1986 году литературовед Гэрри К. Вулф предложил относить термин к жанру, в котором приемы характерные для стилистики фэнтези используются в научно-фантастическом контексте.

В 1923 году был основан журнал «Weird Tales», на страницах которого происходило становление жанра научной фэнтези. На его страницах печатались произведения Отиса Эдельберта Кляйн, Сибери Куин, Г. Ф. Лавкрафта, позднее к ним присоедигились Говард Филлипс Лавкрафт, Эдвард Гамильтон, Клайв Льюис и другие.

Говард Филипс Лавкрафт основываясь на древних изотерических представлениях и оккультных науках создал собственную мифологию, повествующую о древних темных силах, которые правят вселенной и имеют инопланетное происхождение. Его герои путешествуют не только по разным галактикам, но и по собственному подсознанию, являющемуся вместилищем страхов и пороков темного начала человеческой души. Кроме того, писатель использует теорию параллельных миров, характерную для фэнтези. Таким образом он объединяет научно-фантастическое и фэнтезийное начала.

«Космическая трилогия» Клайва Льюиса начиналась по всем канонам НФ. В первом романе присутствовали технические описания космического аппарата и приключенческие мотивы, однако далее «все настойчивее звучат мотивы фэнтези, соединяющие научную и мифологическую картины мира в целостную и непротиворечивую авторскую концепцию» [2] и автор демонстрирует эффективный синтез НФ и фэнтези, соединяя их с мифологической условностью.

В 1950 выходит роман Рэя Бредбери «Марсианские хроники», который так же сыграл существенную роль в становлении жанра научной фэнтези. В романе присутствует элементы фэнтези — древнегреческая мифология с ощущением присутствия магии, а так же научно-фантастический антураж — межпланетные полеты и сражения. Так же автор затрагивает типичную для фэнтези проблематику борьбы добра со злом и поиска смысла бытия.

В 60-е годы ХХ века происходит всплеск интереса к научной фэнтези, что совпадает возникновением «Новой волны» в фантастике. Концепция научной фэнтези как нельзя лучше соответствовала постмодернистской парадигме всеобщего «стирания границ», это выразилось в том, что фантасты уже не ставили границ между рациональным и иррациональным. С наступлением эпохи постмодерна в литературе, произведения, написанные в русле жанра научной фэнтези полностью соответствовали духу разочарования во всесилии науки и обращению к «внутреннему космосу» человека. Можно сказать, что в это время жанр становится таким, каким мы знаем его теперь, окончательно формируются его каноны и круг затрагиваемых проблем. Авторы НФ и фэнтези обращаются к новому жанру, принимая вызов нового времени. Пол Андерсон, в основном работавший в жанре «твердой» НФ, в 1960–70-е годы создал ряд произведений на мифологической основе. Так, в рассказе «Песнь козла» (Goat Song, 1972) писатель дал авторскую интерпретацию мифа об Орфее в НФ ключе. Так же в новом для себя жанре выходят произведения Роберта Хайнлайна «Магия Инкорпорейтед», Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов» (1968), Роджера Желязны «Этот бессмертный». Более того, все дальнейшее творчество Роджера Желязны связано именно с этим жанром — «Я часто пытался понять, кем я являюсь — писателем, пишущим научную фантастику, которому снится, что он пишет фэнтези, или наоборот. Большинство моих научно-фантастических вещей содержат некоторые элементы фэнтези и наоборот». — писал автор в статье «Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя» [3].

Научное фэнтези демонстрирует характерный дуализм, в произведениях жанра соседствуют как научные методы познания мира, так и магические; магия получает рационалистическое объяснение, а реальные, фантастические и мифологические пространства сливаются в единое гармоничное целое. Можно сказать, что с течением времени два общепризнанных жанра фантастической литературы — НФ и фэнтези, развиваясь, совершенствуясь и неизбежно пересекаясь на страницах своих творцов, в итоге дают рождение новому, неповторимому и отвечающему духу своего времени жанру научного фэнтези.

Литература:

  1. Анисимова, О. А. Поэтика «Хроник Эмбера» Роджера Желязны. Дисс. …канд.филол. наук. — Санкт-Петербург, 2010.- 179 с.
  2. Ковтун Е. Н. Поэтика необычного. — М.: изд-во Московского гос. ун-та, 1999.-303 с.
  3. Zelazny, Roger.Fantasy and Science Fiction: a Writer's View II http: II www.google.com
  4. Zimmer, Marion. Science fantasy. — Режим доступа: http://www.sf-encyclopedia.com — (Дата обращения: 12.07.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): фэнтези, жанр, научное фэнтези, автор, Льюис, мир, научная фантастика, писатель, произведение, Золотой век.


Задать вопрос