Многофакторный анализ оценки работоспособности электронных систем управления двигателем (ЭСУД) автомобиля (испытания под нагрузкой) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 31.10.2017

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Нгуен, Минь Тиен. Многофакторный анализ оценки работоспособности электронных систем управления двигателем (ЭСУД) автомобиля (испытания под нагрузкой) / Минь Тиен Нгуен. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 54-58. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46174/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены многофакторный анализ оценки работоспособности ЭСУД автомобиля (испытания под нагрузкой).

Ключевые слова: электронная система управления двигателем, многофакторный анализ, экологические показатели, испытания под нагрузкой

Keywords: electronic engine management system, multivariate analysis, environmental indicators, load tests

Предварительный анализ (однофакторные модели) полученных данных указывает на существенное влияние уровня работоспособности Дмрв(Х1), Дпдз(Х2), Двоз(Х3) на СО, СН и СО2. Например отказ Дмрв(Х1) приводит к значительному росту сверх нормативных значений CO, CH и падению CO2, а отказ Двоз(Х3) — к снижению CO2. Дальнейшая обработка экспериментальных данных в режиме многофакторного анализа оценки работоспособности элементов ЭСУД по параметрам выбросов отработавщих газов позволила получить корреляционно- регрессионные зависимости вида, определить коэффициенты уравнения регрессии a0 и и совокупности оценок степени влияния на результирующие признаки согласно выражению [1,2].

Основная часть

Анализ многофакторных моделей и особенно коэффициентов влияния показывает, что под нагрузкой наибольшее влияние оказывают: на выбросы СО — состояние Дмрв, Дпдз; на выбросы СН — состояние Дмрв, Дпдз, Дпрв, РДВ и Ддет; на выбросы О2 — состояние Двоз, РДВ, Ддет и Дтож;на выбросы СО2 — состояние Дмрв, Двоз, РДВ, Ддет, Дтож;на выбросы λ — состояние Дмрв, Двоз, РДВ, Ддет и Дтож.

Таблица 1

Коэффициенты парной корреляции факторов (Xi) с величиной выбросов оксида углерода CO (испытания под нагрузкой)

Обозначение

признака

Условное обозначение признака

X1

X2

X3

X4

X5

X6

X7

nдв

P,

кгс

CO,%

X1

1,000

0,154

0,154

0,154

0,154

0,131

0,131

0,036

0,032

0,754

X2

1,000

0,154

0,154

0,154

0,131

0,131

0,036

0,032

0,210

X3

1,000

0,154

0,154

0,131

0,131

0,036

0,032

0,199

X4

1,000

0,154

0,131

0,131

0,036

0,032

0,174

X5

1,000

0,131

0,131

0,036

0,032

0,198

X6

1,000

0,111

0,123

0,110

0,171

X7

1,000

0,123

0,110

0,070

nдв

1,000

0,991

0,168

P, кгс

1,000

0,157

CO, %

1,000

CO=3,352–3,741·Х1–1,553·Х2+0,085·Х3–0,014·Х4+0,083·Х5+

+0,31·Х6+0,16.Х7+ 5,83·nдв1,93.P(1)

Таблица 2

Стандартизованные коэффициенты βxi и βnдв, βPдля CO (испытания под нагрузкой)

βx1=-0,807

βx3=0,018

βx5=0,0178

βx7=-0,03

βP =-0,797

βx2=-0,335

βx4=-0,003

βx6=0,06

βnдв =1,00

Таблица 3

Коэффициенты парной корреляции факторов (Xi) с величиной выбросов углеводородов CH (испытания под нагрузкой)

Условное

обозначение

признака

Условное обозначение признака

X1

X2

X3

X4

X5

X6

X7

nдв

P,

кгс

CH,

млн-1

X1

1,000

-0,154

-0,154

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

-0,484

X2

1,000

0,154

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

-0,22

X3

1,000

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,197

X4

1,000

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

-0,132

X5

1,000

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,443

X6

1,000

-0,111

-0,123

-0,110

-0,104

X7

1,000

-0,123

-0,11

0,086

nдв

1,000

0,991

0,047

P, кгс

1,000

0,04

CH,млн-1

1,000

CH=448,23+130,125·Х1–80,625·Х2–2,75·Х3–64,375·Х4+43,375·Х5–58,867·Х6–17,033.Х7+ 156,604·nдв60,159.P (2)

Таблица 4

Стандартизованные коэффициенты βxi и βnдв, βP для СН (испытания под нагрузкой)

βx1 =-0,603

βx3 =-0,013

βx5=0,201

βx7=-0,07

βP =-0,534

βx2 =-0,373

βx4 =-0,298

βx6=-0,241

βnдв =0,58

Таблица 5

Коэффициенты парной корреляции факторов (Xi) с величиной выбросов кислорода O2 (испытания под нагрузкой)

Обозначение

признака

Условное обозначение признака

X1

X2

X3

X4

X5

X6

X7

nдв

P,

кгс

O2,

%

X1

1,000

-0,154

-0,154

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,407

X2

1,000

0,154

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,427

X3

1,000

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

-0,351

X4

1,000

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,216

X5

1,000

-0,131

-0,131

0,036

0,032

-0,34

X6

1,000

-0,111

-0,123

-0,110

-0,576

X7

1,000

-0,123

-0,110

-0,21

nдв

1,000

0,991

0,15

P, кгс

1,000

0,14

O2, %

1,000

O2=15,46+0,275·Х1+0,354·Х2–2,6·Х3–0,448·Х4 -2,558·Х5–3,809·Х6-

—2,169. Х7+0,495·nдв- 0,108.P(3)

Таблица 6

Стандартизованные коэффициенты βxi и βnдв, βP для O2 (испытания под нагрузкой)

βx1=0,063

βx3=-0,594

βx5=-0,585

βx7=-0,437

βP =-0,0475

βx2=0,081

βx4=-0,103

βx6=-0,768

βnдв =0,09

Таблица 7

Коэффициенты парной корреляции факторов (Xi) с величиной выбросов диоксидов углерода CO2 (испытания под нагрузкой)

Условное

обозначение

признака

Условное обозначение признака

X1

X2

X3

X4

X5

X6

X7

nдв

P,

кгс

CO2,

%

X1

1,000

-0,154

-0,154

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,187

X2

1,000

0,154

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

-0,281

X3

1,000

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,21

X4

1,000

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

-0,391

X5

1,000

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,41

X6

1,000

-0,111

-0,123

-0,110

0,333

X7

1,000

-0,123

-0,110

0,066

nдв

1,000

0,991

-0,284

P, кгс

1,000

-0,255

CO2, %

1,000

CO2=-0,051+2,5371+0,775·Х2+2,625·Х3+0,361·Х4+3,375·Х5+

+3,049·Х6 +1,866·7–8,111·nдв + 2,85.P(4)

Таблица 8

Стандартизованные коэффициенты βxi и βnдв, βP для СО2 (испытания под нагрузкой)

βx1=0,584

βx3=0,604

βx5=0,776

βx7=0,378

βP =1,255

βx2=0,178

βx4=0,083

βx6=0,619

βnдв =-1,486

Таблица 9

Коэффициенты парной корреляции факторов (Xi) с величиной коэффициента избытка воздуха (испытания под нагрузкой)

Условное

обозначение

признака

Условное обозначение признака

X1

X2

X3

X4

X5

X6

X7

nдв

P,

кгс

λ

X1

1,000

-0,154

-0,154

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,527

X2

1,000

0,154

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,406

X3

1,000

-0,154

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

-0,433

X4

1,000

-0,154

-0,131

-0,131

0,036

0,032

0,167

X5

1,000

-0,131

-0,131

0,036

0,032

-0,428

X6

1,000

-0,111

-0,123

-0,110

-0,425

X7

1,000

-0,123

-0,110

-0,115

nдв

1,000

0,991

0,077

P, кгс

1,000

0,07

λ

1,000

λ=2,288+0,1471+0,086·Х2–0,34·Х3–0,035·Х4–0,337·Х5+0,374·Х6-

—0,1897–0,056·nдв+0,0245.P(5)

Таблица 10

Стандартизованные коэффициенты βxi и βnдв, βP для λ (испытания под нагрузкой)

βx1 =0,252

βx3=-0,581

βx5=-0,576

βx7=-0,285

βP =0,08

βx2=0,147

βx4=-0,06

βx6=-0,564

βnдв =-0,077

Полученные результаты экспериментальных исследований далее использовались для выявления безусловных вероятностей проявления образов βij для каждого выходного параметра Aj [1,2], а также определения диагностических ценностей Dij обследования состояния каждого i-го элемента ЭСУД по j-му результирующему признаку (СО, СН, О2, СО2 и λ), согласно [1,2,3] и, в конечном итоге, для определения их приведенных значений Eijr (1,2), учитывающих верояности возникновения отказов по i-м элементам F(Lir) и ЭСУД в целом Fc(Lr) на r-й момент проведения обслуживания и ремонта (т. е. с учетом возрастания накопленного пробега АТС и, соответственно, снижения уровня надежности ЭСУД). Наличие массивов значений Eijr позволит в дальнейшем целенаправленно подойти к разработке процедур и алгоритмов формирования приоритетности в выполнении работ контроля технического состояния элементов ЭСУД.

Заключение

Выполнен многофакторный анализ оценки работоспособности ЭСУД по параметрам выбросов отработавщих газов, получены аналитические зависимости выбросов от технического состояния рассматриваемых элементов в зависимости от задаваемых условий нагрузки, определены пронормированные коэффициенты влияния технического состояния элементов на выходные диагностические параметры. Сбор и обработка экспериментальных данных позволили сформировать исходный массив базы данных для реализации методики направленной на формирование оптимальных планов диагностирования ЭСУД по экологическим показателям и разработку соответствующей технологии.

Литература:

  1. Ременцов А. Н., Зенченко В. А., Нгуен Минь Тиен. Альтернативный подход к оценке технического состояния электронных систем управления двигателем// Вестник МАДИ(ГТУ). — М., 2010. — № 4(23). — С 27–30.
  2. Нгуен Минь Тиен, Нгуен Ван Зунг, Ременцов А. Н. Методика и процедуры контроля технического состояния электронных систем управления двигателем автомобиля по экологическим показателям//Грузовик. — М., 2013. — № 1. — С 24–29.
  3. Нгуен Минь Тиен. Разработка математической модели формирования оптимальных планов диагностирования элементов электронных систем управления двигателем автомобиля по экологическим показателям// Журнал научных и прикладных исследований. — М., 2014. — № 2. — С 58–60.
Основные термины (генерируются автоматически): парная корреляция, условное обозначение признака, испытание, нагрузка, коэффициент, таблица, коэффициент влияния, многофакторный анализ оценки работоспособности, параметр выбросов, техническое состояние элементов.


Похожие статьи

Многофакторный анализ оценки работоспособности электронных систем управления двигателем (ЭСУД) автомобиля (испытания без нагрузки)

В статье представлены многофакторный анализ оценки работоспособности ЭСУД автомобиля (испытания без нагрузкой).

Расчет приоритетов контроля технического состояния систем автомобиля

В статье представлен расчет приоритетов контроля технического состояния системы автомобиля на примере электронной системы управления двигателем автомобиля.

Диагностическая ценность технического состояния электронных систем управления двигателем автомобиля

В статье представлена диагностическая ценность технического состояния электронных систем управления двигателем автомобилей.

К вопросу оценки качества функционирования дизельной энергетической установки автономных локомотивов

В статье рассмотрен подход к выбору оптимального множества параметров контроля качества функционирования дизельной энергетической установки. Подход основан на разработке и анализе математических моделей ее функциональных подсистем, представленных гра...

Методы технического диагностирования дизелей

В статье анализируются эффективные методы и методики технического диагностирования дизельных двигателей внутреннего сгорания, выделяются наиболее перспективные из них. Определен перечень приоритетных параметров технического состояния, подлежащих диаг...

Параметры моделирования процессов эксплуатации и установления величины упреждающего допуска тормозных систем

В статье рассмотрены и установлены параметры тормозов подлежащих моделированию, эффективность системы контроля элементов и узлов тормозной системы. Разработана математическая модель определения упреждающего допуска элементов тормозов.

Разработка газотурбинного двигателя в плоскости системной инженерии

В статье представлены некоторые возможности развития существующей системы разработки газотурбинного двигателя (ГТД) с помощью системно-инженерного подхода. Выявлены наиболее важные параметры, влияющие на сроки и стоимость разработки авиадвигателя.

Исследование надёжности систем электрооборудования автомобиля Урал-4320

В статье рассматривается расчет надежности электродвигателя отопителя салона автомобиля Урал-4320. Найдена оптимальная наработка исследуемого агрегата, при которой имеет смысл проводить техническое воздействие.

Обзор методов и средств для создания системы измерения угла отклонения аэродинамических поверхностей самолета

В статье приводится обзор современных методов оценки геометрических параметров аэродинамических поверхностей самолета. Предлагаются и оцениваются возможные реализации систем измерения угла отклонения руля высоты и выбирается наиболее оптимальный. Пре...

Анализ логики работы системы автоматического управления вертолетом и её модернизация

В данной статье проведено теоретическое исследование целесообразности усовершенствования системы автоматического управления вертолетом. Представлен анализ логики работы системы и её модернизации с целью реализации новых функций управления вертолетом.

Похожие статьи

Многофакторный анализ оценки работоспособности электронных систем управления двигателем (ЭСУД) автомобиля (испытания без нагрузки)

В статье представлены многофакторный анализ оценки работоспособности ЭСУД автомобиля (испытания без нагрузкой).

Расчет приоритетов контроля технического состояния систем автомобиля

В статье представлен расчет приоритетов контроля технического состояния системы автомобиля на примере электронной системы управления двигателем автомобиля.

Диагностическая ценность технического состояния электронных систем управления двигателем автомобиля

В статье представлена диагностическая ценность технического состояния электронных систем управления двигателем автомобилей.

К вопросу оценки качества функционирования дизельной энергетической установки автономных локомотивов

В статье рассмотрен подход к выбору оптимального множества параметров контроля качества функционирования дизельной энергетической установки. Подход основан на разработке и анализе математических моделей ее функциональных подсистем, представленных гра...

Методы технического диагностирования дизелей

В статье анализируются эффективные методы и методики технического диагностирования дизельных двигателей внутреннего сгорания, выделяются наиболее перспективные из них. Определен перечень приоритетных параметров технического состояния, подлежащих диаг...

Параметры моделирования процессов эксплуатации и установления величины упреждающего допуска тормозных систем

В статье рассмотрены и установлены параметры тормозов подлежащих моделированию, эффективность системы контроля элементов и узлов тормозной системы. Разработана математическая модель определения упреждающего допуска элементов тормозов.

Разработка газотурбинного двигателя в плоскости системной инженерии

В статье представлены некоторые возможности развития существующей системы разработки газотурбинного двигателя (ГТД) с помощью системно-инженерного подхода. Выявлены наиболее важные параметры, влияющие на сроки и стоимость разработки авиадвигателя.

Исследование надёжности систем электрооборудования автомобиля Урал-4320

В статье рассматривается расчет надежности электродвигателя отопителя салона автомобиля Урал-4320. Найдена оптимальная наработка исследуемого агрегата, при которой имеет смысл проводить техническое воздействие.

Обзор методов и средств для создания системы измерения угла отклонения аэродинамических поверхностей самолета

В статье приводится обзор современных методов оценки геометрических параметров аэродинамических поверхностей самолета. Предлагаются и оцениваются возможные реализации систем измерения угла отклонения руля высоты и выбирается наиболее оптимальный. Пре...

Анализ логики работы системы автоматического управления вертолетом и её модернизация

В данной статье проведено теоретическое исследование целесообразности усовершенствования системы автоматического управления вертолетом. Представлен анализ логики работы системы и её модернизации с целью реализации новых функций управления вертолетом.

Задать вопрос