В статье рассматриваются основные вопросы, которые возникают с расширением института присяжных заседателей в районных, городских судах в соответствии со вступлением Федерального закона № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» в законную силу. Рассматривается общая перспектива расширения института суда присяжных заседателей, особенности формирования коллегии присяжных заседателей, обеспечение их безопасности. Также выделяется важность материально-технического обеспечения судов.
Ключевые слова: институт присяжных заседателей, правосудие, безопасность, районный, городской суд
Президентом Российской Федерации 23 июня 2016 года подписан Федеральный закон № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» [1]. Изменения касаются XII раздела 42 главы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
С внесением данных изменений возникает ряд вопросов, первый из которых — сложность в формировании коллегии присяжных заседателей. Новым законом установлено количество присяжных заседателей для районных судов — 6 человек. Сформировать коллегию в настоящих условиях будет непросто ввиду малой численности населения, больших расстояний между населёнными пунктами, низкого уровня правовой активности населения, который выражается в нежелании лиц делать то, что они не делают в повседневной жизни. Нередко причинами отказов от выполнения гражданского долга со стороны кандидатов в присяжные является нежелание лиц брать на себя ответственность за решение чьей-либо судьбы, страх за потерю работы и возможную месть со стороны подсудимых [7, с. 359].
В этой связи, представляется важным вопрос обеспечения безопасности присяжных заседателей. К сожалению, они могут подвергаться угрозам, давлению со стороны родственников и знакомых подсудимых, даже несмотря на то, что сторонам вручаются списки кандидатов в присяжные заседатели без указания их домашнего адреса. Необходимо отметить роль Федерального Закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 года [2], где установлены меры по правовой, социальной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких, в содержании которого установлены меры безопасности присяжных [6, с. 180–183]. По мнению Федорова И. З. необходимо организовать изолированное проживание присяжных заседателей под охраной судебных приставов в течение всего судебного процесса во избежание какого-либо внешнего воздействия [9, с. 116].
Апресян А. А. [3, с. 5], Корнелюк О. В., Куликова К. В., Шайхеева И. Р. [8, с. 80] указывают на непрофессиональный состав суда присяжных, который приведет к затруднению справедливого правосудия ввиду юридической неосведомленности присяжных в таких правовых вопросах, как форма вины, соучастие в преступлении, необходимая оборона и крайняя необходимость. Есть сложность самостоятельной оценки присяжными заседателями таких видов доказательств, как материалы оперативно-розыскной деятельности, аудио- и видеозаписи, детализация мобильных соединений, технические экспертизы, требующие глубокого знания материалов уголовного дела и специальных профессиональных навыков.
Еще одной проблемой является недостаточная материально-техническая база судов, отсутствие залов для проведения судебных заседаний с участием присяжных заседателей, помещений для их размещения, поскольку положения УПК Российской Федерации указывают, что выборы старшины присяжных, вынесение вердикта производятся в совещательной комнате в условиях, исключающих присутствие посторонних лиц и постороннее вмешательство. Поэтому каждый районный, городской суд должен заблаговременно договориться о проведении судебных заседаний с участием присяжных заседателей в подходящих помещениях, с созданием всех необходимых для работы условий [4, с. 32].
Несмотря на все вышеперечисленные отрицательные моменты, стоит отметить, что расширение суда присяжных направлено на способствование развития российского гражданского общества и формированию правовой культуры. Существенным обстоятельством является то, что введение в районный суд института присяжных заседателей позволит решить важную задачу — установление опосредованного общественного контроля над предварительным следствием. Участие присяжных заседателей в рассмотрении районными судами уголовных дел в обязательном порядке заставит предварительное следствие районного уровня повысить свой профессионализм и пойдет на пользу всему обществу [5, с. 38]. Предполагается, что приближение правосудия с участием присяжных заседателей к месту совершенного преступления позволит гораздо быстрее и качественнее рассматривать уголовные дела. Участие присяжных в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и расширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в районных судах. Данные изменения и привлечение населения к отправлению правосудия будет способствовать повышению уважения к праву, доверия населения к правосудию. Люди, побывавшие присяжными заседателями, будут по-другому смотреть на то, как работает судебная система, как профессиональные судьи принимают решения.
Литература:
- О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей:федер. закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 26 (ч. 1). — Ст. 3859.
- О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов:федер. закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 17. — Ст. 1455.
- Апресян А. А. Введение института суда присяжных в районные суды / А. А. Апресян // Юридический факт: сб. ст. конф. — Кемерово, 2017. — С. 4–7.
- Багаутдинов Ф. Я., Беляев М. В. Подготовка к новому этапу развития суда присяжных в России / Ф. Я. Багаутдинов, М. В. Беляев // Российская юстиция. — 2017. — № 1. — С. 32–33.
- Гурская С. Н. Направления развития правового института подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей в уголовном процессе России / С. Н. Гурская // Российская юстиция. — 2016. — № 4. — С. 37–39.
- Епихин А. Ю. Предпосылки применения мер безопасности участников уголовного процесса // В сборнике: Материалы Международной научной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы. — Тольятти, 2004. — С. 180–183.
- Епихин А. Ю. К вопросу о надзоре (контроле) за обеспечением безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства // Черные дыры в Российском законодательстве. — 2004. — № 3. — С. 359.
- Корнелюк О. В., Куликова К. В., Шайхеева И. Р. Целесообразность существования суда присяжных в Российской Федерации / О. В. Корнелюк, К. В. Куликова, И. Р. Шайхеева // Инновационная наука. –2017. — № 06. — С. 79–81.
- Федоров И. З. Достоинства, недостатки и пути оптимизации действующей модели судопроизводства с участием присяжных заседателей в уголовном процессе современной России / И. З. Федоров // Вестник межрегионального открытого социального института. — 2016. — № 2 (4). — С. 109–116.