Межличностные взаимоотношения в преподавании технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 26.10.2017

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Шерматова, М. Р. Межличностные взаимоотношения в преподавании технологии / М. Р. Шерматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46116/ (дата обращения: 19.04.2024).



Гуманизация современной школы требует пересмотра подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений, переоценки традиционных дидактических приемов учитель должен выработать у себя стойкие принципы для создания гуманных отношений между педагогом и учениками.

Вот некоторые из них. Л. Я. Толстой утверждал: «Никогда никакими силами вы не заставите узнавать мир через скуку. В самом деле, попытайтесь вспомнить: о чем говорилось на прошлой скучнейшей лекции по..., неважно какому предмету? Удалось? Нет? И никогда не удастся.

Великий Ян Амос Коменский говорил, что учение должно быть кратким, приятным и основательным. Хочу лишь остановиться на слове «приятным». Когда приятно? Когда не скучно, интересно.

Выработайте у себя профессиональную манеру создавать на своих занятиях такую атмосферу, такой психологический микроклимат, чтобы ваши уроки были ожидаемы. Возможны, например, шутливые замечания в таком роде: «Петя Ты работаешь как молния», «Что, так быстро?» — спрашивает ученик, стараясь еще поднять темп ударов молотком. «Нет, просто молния два раза в одно место не попадает». Атмосфера на уроках должна быть такой, чтобы подобные реплики правильно — и без обиды! — понимались и запоминались.

Известный психолог Дейл Карнеги утверждал, что бесполезно показывать не только детям, но и взрослым, насколько сия правы или не правы, просто критикуя их деятельность,

«Критика бесполезна, ибо она ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдание. Критика опасна, ибо она ранит драгоценное для человека чувство собственного достоинства, наносит удар его представлению о собственной значимости, порождает в нем чувство обиды и негодования.

В старой германской армии солдату не разрешалось подавать жалобу сразу после происшествия, давшего для нее повод. Он должен был сдержать первое чувство обиды, остыть. Если же он подавал жалобу немедленно, в день происшествия, его наказывали. В повседневной жизни следовало бы ввести подобный закон для ворчливых родителей, сварливых жен, бранящихся работодателей и целой армии несносных любителей выискивать чужие ошибки».

Вот пример из жизни: Заключительный инструктаж, подведение итогов. С наилучшими намерениями учитель показывает Пете его ошибки, обращая внимание всею класса на то, какого крокодила «Петя сотворил. Почему же воспитательный эффект в таком случае со знаком минус? Все объясняется просто. «Люди, а маленькие тем более, — нелогичные создания, обросшие колючками предрассудков и движимые гордостью и тщеславием», — говорит Карнеги. Чего вы добились? Потеряли единомышленника, невольно оттолкнули от себя ребенка, может быть, до этого влюбленного в вас.

В мире существует только один способ убедить нас что-либо сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим? Да, один единственный способ — заставить захотеть сделать это. Запомните, другого способа нет.

Конечно, можно заставить человека «захотеть отдать вам часы, ткнув под ребро револьвером. Можно принудить служащего к разовому акту повиновения, пригрозив ему увольнением. Вы можете ремнем или угрозой заставить своею ребенка сделать то, что вы хотите. Но грубые методы имеют крайне нежелательные последствия. Единственный способ, которым вас могут убедить, что-либо сделать, — это предложить вам то, что вы хотите.

А что вы хотите? Американский философ и педагог профессор Джон Дьюи утверждает, что самое сильное желание человека желание быть значительным. Это может быть важным рычагом воздействия на ученика. Покажите школьнику, как развитие дремлющих в нем скрытых способностей позволит в будущей самостоятельной работе получить признание своей ценности, дети в этих вопросах не менее чувствительны, чем взрослые. И даже так называемые мелочи иногда здесь важны. Вот один пример из практики в профессиональном училище на Курском заводе резинотехнических изделий. Плохо обстояло дело с набором девушек для подготовки и в цех, изготавливающий клиновидные ремни. догадаться о причине оказалось несложно. Ну какая нормальная девчонка может спокойно ответить на вопрос своего приятеля: «К какой специальности ты готовишься» — «Клейщица-шероховщица»?! Как только в объявлении поставили «сборщицы-аппаратчицы», сто двадцать пять человек набрали за полмесяца.

Итак, как сжато, сформулировать столь важное приоритетное направление в работе учителя технологии? Это — формирование межличностных отношений педагогов и учеников в гуманистическом сотрудничестве. Только в атмосфере доброжелательности, уважения личности развивается творческая активность учащихся, развиваются возможности и способности школьника. Очень ярко сказал о таких отношениях Януш Корчак, утверждавший, что каждый выбирает свой путь и дети имеют на это не меньшее право, чем кто-либо; «В постижении ребенком истин и ценностей, в его стремлении к совершенствованию себя и окружающего мира взрослый берет на себя роль лишь помощника, но не повелителя, не вершителя судьбы ребенка». Вирджиния Сатир, американский психолог, при изучении личностно ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей утверждала, что дети обитают в своем пространстве, а взрослые — в своем; дети, как правило, занимают позицию снизу>, а взрослые — «сверху». Для гуманизации отношений и достижения успехов в вашей работе руководствуйтесь формулой «Не рядом не над, а вместе!».

Создайте в своих классах психологически комфортную атмосферу, проявите уважительное отношение к каждому ученику добейтесь чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Используйте эффект «синдрома справедливости» когда класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках. Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи. Определив некоторые ориентиры, определив концептуальные факты, следует со всей откровенностью сказать еще об одном аспекте.

В настоящее время учителю технологии предоставлена немалая свобода для реализации авторских программ на уроках. Сегодня программа, оставаясь для учителя ориентиром, оставляет ему достаточно простора для того, чтобы строить самостоятельную работу по собственному усмотрению. Он может сам выбирать подход изучения разделов, корректировать время на их прохождение, включать материал, связанный с местными особенностями и традициями.

Все это реально позволяет освободить систему обоснования своей методики преподавания от догматизма и устаревших подходов, которые основательно обременили педагогику трудового обучения, воспитания. Но в этих условиях возникает много неясностей с организацией содержанием производительного труда учащихся. Нужен ли он вообще, а если нужен, то в каких формах. Делая попытки использовать время, отводимое в учебных планах на общественно полезный производительный труд учащихся (включая производственную практику) для других целей.

Конечно, успешно организовать детский труд не так просто. Для этого нужны специальные условия. Если нет реальных возможностей для организации полноценного производительного труда, то следует вообще отказаться от него, а не превращать дело в фарс. Главное условие, которое необходимо при этом соблюдать, — чтобы труд был продуктивным, чтобы школьники видели и понимали, что их деятельность приносит реальную пользу. Сюда входит и отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасных приемов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины.

Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки.

Литература:

  1. Якубин Н. Ф. Учебные задания по труду для программированного обучения: 5 кл. М.: Просвещение, 2000
  2. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
  3. Роберт И. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования: Информатика и образование. -1991. -№ 4.
  4. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Народное образование, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, единственный способ, нет, ученик, чувство обиды.


Похожие статьи

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

- обиды. - враждебность к любимым ученикам учителя.

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений.

Без мудрых советов со стороны взрослых, ребенок может пойти по совершенно неправильному пути развития, что вызовет только...

«Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими...

Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, многие педагоги испытывают достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др...

Вербальная агрессия подростков: самозащита или самоутверждение

Замечания, недовольства и обида товарищей заставляют его задуматься о причинах этого

Другими словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя — своих учеников, а

В этом случае подросток испытывает чувство юмора, которое снижает его напряжение от...

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

Беседуя с учеником 3 класса, педагог должен учитывать, что дети младшего школьного

Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель

Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным:нет...

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять

Ученик, постоянно выполняя домашние задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки.

Существует много различных способов дистанционного обучения.

Откуда появляются «трудные» дети и как их перевоспитать

«Трудный» ученик — это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности родителями, ощущение своей беззащитности в окружающей

Ищут помощь на улице в своих компаниях, где нет требований со стороны учителей и допроса родителей.

Значение формирования и развития статуса «ученик»...

Взрослых часто удивляют, ставят в тупик резкие переходы в поведении детей, перепады в их настроении.

Но увидела старая женщина, что те, из-за кого разгорелся сыр-бор, давно мирно играют, забыв обиду и урон, причиненный друг другу, и пристыдила старушка скандалистов...

Подростковые субкультуры: синдром одиночества

Для того чтобы избежать непонимания между родителями и детьми, взрослым необходимо

71 %. Нет. 29 %. «Если принадлежность ученика к той или иной субкультуре влияет на

Карпиленя, С. С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях...

Применение интерактивного общения в системе «педагог...»

Ключевые слова: педагог — ученик, интерактивно, факты, подход, студент, эффект

в поведении ребёнка возникает не вдруг, а в связи с отсутствием гибкости взрослых в процессе общения.

снижение самооценки, возникновении деструктивных переживаний агрессии, обиды.

Похожие статьи

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

- обиды. - враждебность к любимым ученикам учителя.

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений.

Без мудрых советов со стороны взрослых, ребенок может пойти по совершенно неправильному пути развития, что вызовет только...

«Трудные» дети в школьной среде: или почему они такими...

Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, многие педагоги испытывают достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др...

Вербальная агрессия подростков: самозащита или самоутверждение

Замечания, недовольства и обида товарищей заставляют его задуматься о причинах этого

Другими словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя — своих учеников, а

В этом случае подросток испытывает чувство юмора, которое снижает его напряжение от...

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

Беседуя с учеником 3 класса, педагог должен учитывать, что дети младшего школьного

Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель

Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным:нет...

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять

Ученик, постоянно выполняя домашние задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки.

Существует много различных способов дистанционного обучения.

Откуда появляются «трудные» дети и как их перевоспитать

«Трудный» ученик — это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности родителями, ощущение своей беззащитности в окружающей

Ищут помощь на улице в своих компаниях, где нет требований со стороны учителей и допроса родителей.

Значение формирования и развития статуса «ученик»...

Взрослых часто удивляют, ставят в тупик резкие переходы в поведении детей, перепады в их настроении.

Но увидела старая женщина, что те, из-за кого разгорелся сыр-бор, давно мирно играют, забыв обиду и урон, причиненный друг другу, и пристыдила старушка скандалистов...

Подростковые субкультуры: синдром одиночества

Для того чтобы избежать непонимания между родителями и детьми, взрослым необходимо

71 %. Нет. 29 %. «Если принадлежность ученика к той или иной субкультуре влияет на

Карпиленя, С. С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях...

Применение интерактивного общения в системе «педагог...»

Ключевые слова: педагог — ученик, интерактивно, факты, подход, студент, эффект

в поведении ребёнка возникает не вдруг, а в связи с отсутствием гибкости взрослых в процессе общения.

снижение самооценки, возникновении деструктивных переживаний агрессии, обиды.

Задать вопрос